Коперник опирался на древнемусульманские тексты
|
|
Новое исследование показало, что космологическая модель, разработанная Николаем Коперником, известным европейским ученым эпохи Возрождения, имеет поразительное сходство с моделью, разработанной арабским астрономом-мусульманином почти двумя столетиями ранее.
|
|
Коперник, польский астроном, живший в 16 веке, считается одним из первых европейских ученых, выдвинувших теоретическую модель, согласно которой солнце является центром Солнечной системы, вопреки церкви и общепринятому мнению о том, что Земля является центром Вселенной.
|
|
Модель Коперника называется солнц-центрированной или гелиоцентрической. В ней он бросает вызов многовековой науке, основанной на учениях Аристотеля и Птолемея, которые считали, что Земля находится в состоянии покоя в центре Вселенной, а другие планеты, включая Солнце, вращаются по ее орбите.
|
|
Исследование, проведенное в Университете Шарджи, представляет собой сравнительное и аналитическое исследование, в котором параллельно рассматриваются труды Коперника в сопоставлении с работами мусульманского астронома 14 века Ибн аль-Шатира.
|
|
Недавно завершенная докторская диссертация, размещенная на веб-сайте библиотеки университета Шарджи, содержит текстовый и критический анализ вклада двух ученых, чтобы увидеть, в чем они сходятся или расходятся в изложении своих теорий, несмотря на более чем 200-летнюю историческую разницу между ними.
|
|
|
|
Доктор Салама Аль-Мансури, автор исследования, ставит космологическую модель Ибн аль-Шатира на передний план астрономических достижений в исламской научной традиции. "Ибн аль-Шатир был первым астрономом, который успешно опроверг космологическую систему Птолемея, согласно которой планеты вращаются вокруг Земли, и исправил неточности теории примерно за два столетия до Коперника", - говорит доктор Салама.
|
|
Тот факт, что Коперник заимствует что-то из работ предшествовавших ему ученых и астрономов, не нов. Однако исследование подчеркивает значительное сходство между Коперником и Ибн аль-Шатиром, инженером, математиком и астрономом, который был хронометристом мечети Омейядов в Дамаске, Сирия.
|
|
Сопоставляя две космологические модели, исследователи предполагают, что на Коперника оказала сильное влияние астрономия Ибн аль-Шатира и его идеи о том, что Земля и другие планеты Солнечной системы вращаются вокруг Солнца.
|
|
"Астрономические рукописи Ибн аль-Шатира, в частности его работа в "Нихайат аль-Сул", демонстрируют планетарные модели, которые предшествуют и точно отражают те, которые позже были предложены Коперником, что указывает на общее математическое происхождение", - говорит Месут Идриз, профессор истории и исламской цивилизации Университета Шарджи и один из руководителей исследования.
|
|
"Нихайат аль-сул фи таших аль-усуль", или "Последний поиск, касающийся исправления принципов", - это самый влиятельный и важный астрономический трактат Ибн аль-Шатира, в котором, согласно исследованию, мусульманский ученый исправляет и уточняет многие птолемеевские модели солнца, луны и планет.
|
|
Профессор Идриз признает сложность исследований, основанных на "исторических астрономических рукописях", поскольку они должны сочетать в себе "уникальное пересечение знаний — астрономии, изучения рукописей и историографии. Исследование мусульманских рукописей - это сложный процесс, требующий свободного владения арабским и персидским языками, которые являются средством письма мусульманских ученых."
|
|
Интерпретация средневековых астрономических рукописей - непростая работа, поскольку требует методологической точности, отслеживания текстовой передачи, сравнения математических формулировок и оценки данных наблюдений. Чтобы преодолеть такой сложный междисциплинарный подход, доктор Салама обратился за советом и помощью к академическому сообществу Академии астрономии, космических наук и технологий Шарджи (SAASST), которая стала центром для известных арабских и мусульманских астрономов и ученых.
|
|
Доктор Салама проводит критический текстологический анализ самой известной работы Коперника "О вращении небесных сфер" — вехи в истории науки, которая вызвала так называемую коперниковскую революцию - и астрономических рукописей Ибн аль—Шатира, в частности его "Нихайат аль-сул фи". таших аль-усул.
|
|
Исследование выявило убедительные корреляции, подчеркивающие ключевую роль перевода и передачи рукописей в эволюции гелиоцентрической теории, а также оценку той роли, которую расшифровка мусульманских рукописей может сыграть в исправлении исторических неточностей в истории науки.
|
|
Говоря о важности взаимосвязей между работами Коперника и Ибн аль-Шатира, Машхур Аль-Вардат, профессор астрофизики SAASST, говорит: "Поразительное сходство между планетарными моделями, разработанными Ибн аль-Шатиром и Коперником, особенно теми, которые касаются орбит Меркурия и Луны, это явное доказательство того, что Коперник опирался на работу Ибн аш-Шатира …Это поднимает глубокие вопросы о передаче знаний от исламской цивилизации в Европу и об истоках современной астрономии".
|
|
Доктор Салама представляет обзор арабских рукописей и их латинских переводов, хранящихся в европейских архивах в Кракове, Польша, и в Ватикане, где Коперник внес свой самый выдающийся вклад в астрономию. Она обнаружила, что среди архивов был трактат Ибн аш-Шатира "Нихайат аль-сул фи таших аль-усул". Она продолжает: "Несмотря на то, что рукопись была написана на арабском языке, она не могла ускользнуть от внимания такого ученого, как Коперник".
|
|
Исследование не дает окончательных доказательств того, что Коперник читал труды Ибн аш-Шатира, поскольку в распоряжении исследователя не было латинских переводов трудов Ибн аш-Шатира. Однако исследование предполагает, что польский астроном, скорее всего, имел доступ к идеям Ибн аль-Шатира через "промежуточные каналы", учитывая сильное сходство между их интерпретациями и математическими расчетами планет, вращающихся вокруг Солнца.
|
|
Текстуальные параллели между двумя астрономами, согласно исследованию, наиболее заметны в "идентичных расчетах и результатах... подразумевающих, что Коперник, возможно, адаптировал методы Ибн аль-Шатира" при разработке "своего философского подхода к гелиоцентризму" - модели, которая, как признается в исследовании, была собственным изобретением Коперника..
|
|
Однако исследование проливает свет на те области, в которых теория Коперника напрямую опирается на Ибн аль-Шатира. В нем упоминается лунная модель, в которой мусульманский астроном использовал эпициклы, чтобы скорректировать преувеличенные Птолемеем изменения расстояния до Луны.
|
|
"Это почти идентично лунной модели Коперника в книге De Revolutionibus", - отмечается в исследовании. "Обе модели уменьшили колебания расстояния до Луны с коэффициента Птолемея в два раза до более точного диапазона, опираясь на аналогичные геометрические построения.
|
|
"Для Меркурия и внутренних планет использование Коперником вторичных эпициклов и механизма, подобного Туси-паре, перекликается с подходом Ибн аль-Шатира. Модель Меркурия Ибн аль-Шатира с ее умножением эпициклов для устранения эксцентриков вновь появляется в работе Коперника."
|
|
Ибн аль-Шатир также известен своей тусипарой, математической техникой и инновационным математическим приемом, в котором он использует дополнительные эпициклы для устранения экванта - проблемной особенности системы Птолемея.
|
|
Туси-чета получила свое название в честь Насир ад-Дина ат-Туси, мусульманского ученого-эрудита 13 века, чьи труды содержат самые точные в древности таблицы движения планет, обновленную планетарную модель, а также проницательную критику астрономии Птолемея.
|
|
Использование Ибн аль-Шатиром системы Туси-пара для моделирования линейного движения повлияло на Коперника, который произвел аналогичные корректировки, хотя Коперник применил их в гелиоцентрической системе, отмечается в исследовании.
|
|
Автор исследования пишет: "Оба астронома (Коперник и Ибн аль-Шатир) заменили экватор Птолемея дополнительными круговыми движениями, добившись равномерного движения без искусственной точки отсчета.
|
|
"Солнечная модель Ибн аль-Шатира с новым эксцентриситетом и эпициклами, дающая максимальное солнечное уравнение, равное 2; 2,6°, соответствует солнечным расчетам Коперника. Это наводит на мысль, что Коперник, возможно, перенял числовые таблицы или методы Ибн аль-Шатира, адаптировав их к своей системе координат, ориентированной на Солнце."
|
|
Отвечая на вопрос, считает ли она, что Коперник позаимствовал хотя бы часть своей теории у Ибн аш-Шатира, доктор Салама добавляет: "Наш анализ показывает, что трактат Ибн аш-Шатира, хотя и был геоцентрическим по своей сути, дал результаты, настолько соответствующие гелиоцентризму, что долг Коперника перед ним неоспорим — два столетия разлуки не могли повлиять на его теорию. сотрите это интеллектуальное родство".
|
|
Результаты исследования, по-видимому, направлены на то, чтобы исправить то, что автор считает историческим упущением западных ученых, которые, как часто утверждается в современной арабской и мусульманской научной литературе, придерживаются в основном евроцентристских тенденций, принижая вклад мусульманских астрономов, таких как Ибн аль-Шатир, в пользу европейских деятелей, таких как Коперник.
|
|
Исследование имеет важное значение для истории науки Средневековья и европейского Возрождения. Демонстрируя параллели между работами Ибн аль-Шатира и Коперника, исследование бросает вызов евроцентристскому представлению о том, что гелиоцентрическая революция была исключительно европейским достижением.
|
|
В то же время это подчеркивает роль исламского золотого века в создании математических основ и основ наблюдений, побуждая историков пересмотреть глобальный поток научных знаний.
|
|
В ходе исследования подчеркивается необходимость обновления учебных программ по естественным наукам, с тем чтобы они отражали более всеобъемлющий подход к истории, и признается вклад незападных ученых.
|
|
Говоря о значимости исследования, профессор Дж. Хамид аль-Наймий, известный астроном и главный научный руководитель исследования, сказал: "Это исследование является громким призывом переписать историю астрономии, гарантируя, что выдающиеся мусульманские ученые, такие как Ибн аль-Шатир, будут стоять рядом с Коперником в нашем коллективном повествовании о научном прогрессе".
|
|
Отвечая на вопрос о его мнении о космологической модели Ибн аль-Шатира, профессор аль-Наймий, который также является ректором университета Шарджи и директором SAASST, сказал, что мусульманский астроном был пионером в исламской научной традиции, и его трактат "показывает, что он разобрал модель Птолемея и исправил ее недостатки за два столетия до Коперника".. Эта работа подчеркивает значительный вклад нашего наследия в мировую астрономию".
|
|
Доктор Салама говорит: "Эмпирические изыскания Ибн аль-Шатир в рамках геоцентрической концепции, дополненные адаптацией Коперника, иллюстрируют, как постепенные улучшения могут предшествовать смене парадигмы", добавляя, что ее исследование "предлагает модель современной науки, где фундаментальная работа в одном контексте может стать катализатором прорывов в другом".
|
|
Источник
|