Наука исследует земли Вестероса Джорджа Мартина
|
Что, если фантастический мир инопланетного вируса, создающего супергероев, можно было бы рассмотреть через призму реальной физики? Новое исследование делает именно это, объединяя передовую физику с воображением Джорджа Р. Р. Мартина, знаменитого автора фэнтези, наиболее известного благодаря своему сериалу "Песнь льда и пламени", который был экранизирован в популярном телевизионном шоу HBO "Игра престолов". |
Недавно в журнале American Journal of Physics была опубликована статья Мартина и доктора Иэн Л. Трегиллис - физик из Лос-Аламосской национальной лаборатории и автор научной фантастики - исследовал физику вселенной Мартина "Дикие карты". В этом вымышленном мире инопланетный вирус наделяет сверхчеловеческими способностями немногих счастливчиков. |
“Как и любой физик, я начал с приблизительных оценок, но затем зашел слишком далеко”, - сказал доктор Треджиллис в своем заявлении. “Будучи теоретиком, я не мог не задаться вопросом, может ли простая базовая модель привести в порядок канон”. |
Научная фантастика долгое время служила благодатной почвой для научных мысленных экспериментов, предлагая сценарии для изучения теорий и концепций в физике, математике и инженерном деле. Серия "Дикие карты" Мартина, антология фантастики о супергероях, посвященная общему миру, представляет собой уникальную "песочницу" для таких исследований. |
![]() |
Действие сериала разворачивается в альтернативной истории Соединенных Штатов, трансформированных инопланетным вирусом после Второй мировой войны. В сериале рассказывается о патогене, который вызывает “переворот карт” у своих хозяев, что приводит к смертельным случаям, гротескным мутациям (“джокеры”) или необычайным способностям (“тузы”). |
Инопланетный вирус "Дикие карты" придерживается строгого статистического распределения: 90% инфицированных умирают, 9% подвергаются мутациям и только 1% обретает сверхчеловеческие способности. Получивший название “правило 90: 9:1”, этот нарративный прием становится трамплином для более глубокого погружения в статистическое моделирование, классическую механику и динамические системы. |
Д-р Трегиллис и Мартин использовали правило “90: 9: 1”, предполагающее высокий риск и малую выгоду, для создания элегантной математической модели, применив передовые физические концепции, такие как лагранжева механика и эргодичность. |
“Мы воплотили абстрактную проблему вирусных исходов ”Дикой карты" в простую, конкретную динамическую систему", - объяснил доктор Трегиллис. “Усредненное по времени поведение этой системы генерирует статистическое распределение исходов”. |
В то время как сериал Мартина "Игра престолов" принес широкой аудитории эпическое фэнтези, "Дикие карты" представляют собой его глубокое погружение в спекулятивную научную фантастику. Впервые опубликованный в 1987 году, сериал "Дикие карты" представляет собой повествование об общем мире, написанное более чем 40 авторами под редакторским руководством Мартина. В десятках томов, охватывающих десятилетия, исследуются социальные, политические и культурные потрясения, вызванные распространением инопланетного вируса "дикая карта". |
Хотя инопланетный вирус и фантастичен, он является основой для увлекательного научного исследования доктора Трегиллиса и Мартина. Результатом их совместной работы стала модель, которая использует передовые физические методы для объяснения вирусной динамики "Диких карт". |
Исследование начинается с простого, но смелого вопроса: как можно смоделировать кажущиеся случайными эффекты инопланетного вируса wild card в рамках правил классической физики? |
Чтобы ответить на этот вопрос, доктора Трегиллис и Мартин разработали структуру, которая рассматривает каждого инфицированного человека как систему с “вектором состояния”, отражающим степень его трансформации и сочетание мутаций (черты джокера) и сверхчеловеческих способностей (черты аса). Этот вектор состояния динамично развивается до тех пор, пока “карта“ индивидуума не перевернется, навсегда определив его судьбу. |
В исследовании применяется “правило 90:9:1“ в качестве статистического распределения, при этом более детально рассматриваются необнаруживаемые результаты. Например, “крипто-шутники“ и “крипто-асы“ представляют людей, чьи превращения либо слишком незаметны, либо чьи способности остаются скрытыми. Эти дополнения усложняют повествование, создавая благодатную почву для продвинутого решения физических задач. |
“Задача эпидемиологов, которая поставила бы в тупик нашего гипотетического теоретика, состоит в том, чтобы установить истинную летальность патогена“, - пишут авторы. “Это осложняется существованием бессимптомных носителей, которых по определению трудно идентифицировать“. |
Центральное место в исследовании занимает разработка лагранжиана - математической функции, описывающей движение системы, - которая управляет последствиями заражения вирусом. Этот “логарифмический лагранжиан“ объединяет тяжесть заболевания, вероятность мутации и вероятность проявления сверхчеловеческих способностей в единую модель. |
Одним из наиболее инновационных аспектов исследования является использование эргодичности, принципа, часто используемого в статистической физике. Исследователи утверждают, что кажущаяся случайность воздействия вируса на самом деле коренится в детерминированных процессах. Моделируя вирус как систему, находящуюся в динамическом равновесии, они демонстрируют, как правило 90:9:1 естественным образом вытекает из установленных ими параметров. |
Научное моделирование вселенной "Диких карт" возвышает сериал, обосновывая его фантастические предпосылки языком физики. Исследование выходит за рамки повествовательных спекуляций и задает практические вопросы: Как патоген может генерировать фиксированные статистические результаты? Какие переменные определяют баланс между чертами характера “шутника“ и способностями “туза“? Эти исследования придают сериалу научную достоверность. |
Однако, когда дело доходило до создания "Диких карт", сохранение научной направленности никогда не было главной задачей, вместо этого акцент делался в первую очередь на рассказывании историй. |
“Нашей целью всегда было рассказывать занимательные истории с участием интересных персонажей в веселом и увлекательном мире”, - рассказал Треллис в электронном письме. “В конце концов, фундаментальная предпосылка о том, что вирус может каким-то образом наделять людей сверхспособностями, не поддающимися физическому анализу, явно невозможна”. |
Трегиллис сказал, что наш общий друг, ныне покойный Виктор Милан, “который был одним из первых членов консорциума Wild Cards consortium, несколько десятилетий назад придал концепции физический оттенок в самом первом томе серии”. |
Однако для создания убедительного ощущения научной достоверности в художественной литературе часто требуется нечто большее. В качестве примера научной фантастики, сохраняющей убедительную степень научной достоверности, Треджиллис привел серию "Пространство" Джеймса С. А. Кори, автора, который, по его словам, лично связан с "Дикими картами". |
“Для построения научной гипотезы (не говоря уже о переводе ее на математический, физический язык) требуются данные”, - сказал Трегиллис на брифинге. “Но, конечно, количество ”точных данных", предоставляемых каноном "Диких карт", очень невелико - проверка гипотез редко приводит к драматическому повороту страниц". |
“Итак, с самого начала я столкнулся с проблемой, которая была недостаточно определена. Мне потребовалось немного времени, чтобы обдумать эту проблему, задать вопрос, который был бы одновременно плодотворным и приемлемым”. |
В целом, по словам Трегиллиса, у них с Мартином была более простая цель при написании их недавней научной статьи. |
“Цель нашей статьи - использовать этот странный, причудливый сценарий, чтобы продемонстрировать, что научное мышление, возможно, в сочетании с небольшим количеством математики и дедуктивных рассуждений, может стать мощным инструментом для извлечения информации даже из самых расплывчатых, кажущихся недоступными проблем”. |
Помимо повествовательной привлекательности, исследование служит мощным образовательным инструментом. Превращение вымышленного сценария в физическую задачу позволяет познакомиться с такими сложными темами, как многомерные распределения вероятностей, классическая механика и динамические системы. Нестандартная предпосылка снижает барьеры для проникновения, делая сложные концепции более доступными. |
Работа с “правилом 90:9:1” инопланетного вируса требует упрощения допущений, устранения разрывов и уточнения моделей - реалистичного отражения проблем, с которыми сталкиваются работающие физики. |
“Цель этого тематического исследования - разработать полезное педагогическое упражнение для изучения открытого исследовательского вопроса, который, на первый взгляд, не представляет четкого пути продвижения вперед“, - написали доктора Трегиллис и Мартин. “Будучи одновременно эклектичным и длительным, это упражнение предлагает студентам уникальный способ применить свои основные знания в области физики и математики“. |
Несмотря на свою сложность, модель ставит интересные задачи. Например, авторы подчеркнули противоречие между необходимостью снижения риска летального исхода от инфекций, необходимого для стабильности общества, и высокой распространенностью “тузов“, изображенных в серии. Это несоответствие требует дальнейшего уточнения модели или даже новых интерпретаций сюжета сериала. |
Введение “криптографических“ результатов также усложняет модель. В реальной эпидемиологии бессимптомные переносчики заболеваний создают аналогичные проблемы, поскольку они часто остаются незамеченными. Параллели между инопланетным вирусом "дикой карты" и реальными патогенами подчеркивают актуальность исследования, выходящую за рамки фантастики. |
Доктор Трегиллис и Мартин пытаются преодолеть разрыв между воображением и реальностью, сочетая повествование с научной строгостью. Поклонники серии "Дикие карты" получают возможность по-новому взглянуть на вымышленную вселенную, в то время как физики видят творческое применение своей дисциплины. |
Более того, исследование подчеркивает силу научной фантастики как средства привлечения внимания общественности. Благодаря изложению сложных концепций в знакомом повествовании, современная физика становится доступной для более широкой аудитории. |
Это особенно примечательно в свете недавнего крупномасштабного эмпирического исследования общественного доверия к науке. Опрос, проведенный в 68 странах, показал, что 83% участников хотели бы, чтобы ученые “прилагали больше усилий для информирования общественности о науке”. |
Сотрудничество доктора Трегиллиса и Джорджа Р. Р. Мартина показывает, что даже самые фантастические научно-фантастические идеи могут послужить толчком к тщательному научному исследованию. Их недавняя работа иллюстрирует, как границы между реальностью и воображением могут стираться, эффективно воплощая вымышленные сценарии в жизнь. |
Однако доктор Трегиллис подчеркнул, что сочетание науки и физики с фантазией никогда не заменит проверенные временем принципы увлекательного повествования. |
“Хорошее повествование - это история о персонажах: их желаниях, потребностях, препятствиях, проблемах и о том, как они взаимодействуют со своим миром“, - сказал доктор Трегиллис. “Вымышленный вирус на самом деле - всего лишь предлог, чтобы оправдать мир ”Диких карт", персонажей, которые его населяют, и сюжетные линии, которые вытекают из их действий". |
Автор: Тим Макмиллан - отставной сотрудник правоохранительных органов, журналист-расследователь и один из основателей журнала The Debrief. Его статьи обычно посвящены обороне, национальной безопасности, разведывательному сообществу и темам, связанным с психологией. |
Источник |
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|