Рационалистическое отрицание НЛО не позволяет уловить суть
|
|
Если только вы не зарылись слишком глубоко в пещеру Платона, из которой, как утверждают исследователи и энтузиасты НЛО, мы только сейчас выходим, трудно было не заметить, что НЛО — или, как их теперь называют, UAP — проявляют себя. Интерес к происходящему то ослабевал, то усиливался на протяжении многих лет, начиная со спекуляций о Розуэлле, Нью-Йорке и зоне 51, книгах Эриха фон Дэникена 1970-х годов, "Секретных материалах" и заканчивая, совсем недавно, рассекречиванием видеозаписей военно-морских сил и свидетельских показаний представителей правительства UAP перед правительственными комитетами. Число наблюдений UAP растет — отчасти благодаря Starlink, — в то время как верующие предполагают, что летательные аппараты появляются в пространстве Земли и исчезают из него не из далеких галактик, а из других измерений. Именно на этом лихорадочном фоне завтра на фестивале Tribeca состоится премьера документального фильма Дэниела Клариджа и Пачо Велеса "Они здесь". И хотя их подопечные — несколько жителей Нью—Йорка, у которых были контакты с различными людьми, начиная от наблюдения за UAP и заканчивая настоящими похищениями, - рассказывают истории, знакомые по книгам Уитли Стрибера и множеству пугающих документов о Tubi, их подход намеренно направлен против сенсаций.
|
|
Даже в более сдержанном ключе, чем другая недавняя работа, посвященная людям, стоящим за этими происшествиями, - сериал Йона Моцкина "Встречи", созданный Амблином для Netflix, "Они здесь" примечателен тем, что он помещает переживания, связанные с UAP, в рамки повседневной рутины. Те, кто столкнулся с “феноменом”, щурятся на экраны iPhone, пытаясь решить для себя, является ли этот блестящий объект космическим кораблем или дрейфующим воздушным шаром из майлара. Они воплощают свой опыт в шутливых комедийных постановках или оформляют свои исследования в рукописи, которые с готовностью передают академическим издателям. Это необычное, второстепенное дополнение к современным знаниям об НЛО, в котором они борются с обычными эпистемологическими проблемами, в то же время неявно признавая социальные и коммунальные проблемы, которые позволяют этим неоднозначным историям превращаться в истории, определяющие характер или просто возвышающие жизнь. Я поговорил с двумя режиссерами перед премьерой их фильма в Трайбеке об их собственном интересе к UAP, о том, как они открыли для себя свои уникальные сюжеты и жутковатую тишину своего фильма.
|
|
Режиссер: Как отмечает ваш документальный фильм, северная часть штата Нью-Йорк является рассадником цитат из UAP, поэтому для этого фильма должно было быть большое количество возможных собеседников. Как вы нашли сюжеты для своего фильма и какую информацию о своем подходе вы предоставили зрителям? Кто-нибудь из них ставил под сомнение вашу позицию в отношении UAPS?
|
|
Дэниел Кларидж и Пачо Велес: Да, в северной части штата Нью-Йорк существует большое сообщество любителей НЛО: целый мир ярмарок, конференций, выставок и музеев, посвященных этой теме. Мы начали с того, что посетили несколько таких мероприятий, послушали докладчиков и представились всем, кто, казалось, был заинтересован в общении с нами. На самом деле мы познакомились с Куки Стрингфеллоу, одним из главных героев, очень рано. Мы побывали на торжественном открытии Музея НЛО и паранормальных явлений в Пайн-Буше в Кроуфорде, штат Нью-Йорк. Куки тоже была там. После этого мы отправились на ланч с ней и несколькими ее друзьями из нью-йоркского отделения Mutual UFO Network (MUFON).
|
|
Как давний организатор уфологических мероприятий, Куки привыкла оценивать посторонних и их намерения. Я думаю, что мы прошли ее тест, потому что заранее прочитали достаточно, чтобы поддержать беседу об НЛО, а также потому, что она увидела, что мы искренне заинтересованы в понимании сути этих встреч.
|
|
Помимо знакомств с людьми через Куки и ее сеть, мы также проводили много времени на Reddit и читали / просматривали новостные выпуски на севере штата. Мы хотели найти людей, которые активно и честно спрашивали себя, почему они были “выбраны” инопланетянами. Мы хотели проследить за развитием подобных историй "почему я такой". Кроме того, мы тщательно избегали наиболее циничных и корыстных аспектов уфологической культуры.
|
|
Во время съемок фильма многие люди спрашивали нас о нашем отношении к НЛО. Хотя мы так и не пришли к единому мнению о том, что механические корабли, управляемые маленькими серыми существами с другой планеты, регулярно посещают Землю, существуют и другие, более тонкие интерпретации феномена НЛО, которые привлекли нас, например, те уфологи, которые связывают встречи с долгой историей трансцендентного религиозного опыта человечества. Эти идеи казались нам более убедительными, и мы обычно формулировали свои ответы на вопросы о нашей вере в НЛО в этих терминах.
|
|
Режиссер: Как долго вы занимаетесь исследованиями мира НЛО/UAP? Как вы отмечаете в своих заметках для прессы, НЛО были переименованы в UAPS, и это совпало с ростом популярности основных новостей UAP, таких как отчет New York Times за 2017 год и недавние показания информатора Дэвида Груша. Насколько большой интерес вызвали у вас все эти недавние новости, и как, по вашим наблюдениям, эти новости повлияли на то, какие потенциальные темы вы находили?
|
|
Claridge and Velez: Статья в New York Times за 2017 год определенно стала моментом изменения отношения к культуре в целом. Было удивительно видеть, что ведущие новостные агентства готовы освещать эту тему без хихиканья или закатывания глаз! Этот репортаж, а также несколько первых видеороликов о военно-морском флоте разожгли наше воображение. Новостные статьи также побудили удивительное количество наших друзей и соседей с большей готовностью делиться своими впечатлениями о столкновениях. Казалось, что происходит серьезный культурный сдвиг.
|
|
Примерно в то же время мы начали серьезно изучать эту тему. Мы прочитали много классической литературы по НЛО: Бадда Хопкинса, Джона Мака, Жака Валле, "Колесницы богов", некоторые истории Долорес Кэннон. Помимо подробностей о встречах с НЛО, многие из этих статей запомнились тем, что они связывают это явление с более широкими темами, такими как восприятие, сознание, граница между памятью и воображением и трансцендентный опыт. Эти вопросы о внутренней жизни стали темами, которые вдохновляли нас больше всего.
|
|
Трудно сказать, как растущее внимание общественности к этой теме повлияло на фильм. Поскольку НЛО обсуждались в средствах массовой информации, люди, которые ранее, возможно, хранили молчание о своих переживаниях, захотели поговорить с нами. Но кроме того, по крайней мере с конца 1940-х годов в Соединенных Штатах наблюдались периоды подъема и спада веры в НЛО и скептицизма в их отношении, в том числе некоторые весьма авторитетные голоса выступали в поддержку их существования. Таким образом, люди стали более открытыми, но также трудно сказать, навсегда ли мы “повернули за угол”, или это просто еще один момент в цикле, который нарастал и затухал в течение почти столетия (или дольше).
|
|
Режиссер: Вы описываете объектив, через который вы наблюдаете за этими сюжетами, как “нечеткий”, “выделяющий мир таким, каким его видят наши персонажи, а не таким, каким его фотографирует наша камера”. Какую роль сыграли ваши собственные убеждения или скептицизм, когда вы брали интервью у этих людей, а затем редактировали отснятый материал? У вас, очевидно, было много возможностей сформировать наше собственное восприятие ваших объектов и их историй — я поражен наблюдателем за НЛО, который признался перед камерой, что ел грибы перед тем, как его увидели.
|
|
Кларидж и Велес: Это правда, что никто из нас не сталкивался с НЛО, и – при отсутствии более традиционных “доказательств” – я бы, вероятно, поставил против идеи о том, что нас регулярно посещают потусторонние существа. Но наш скептицизм ведет и в обратном направлении, в том смысле, что мы оба также считаем, что чисто рационалистическое отрицание НЛО не позволяет уловить что-то существенное в этом явлении, например, то, что оно говорит нам о тонкой границе между восприятием и реальностью и значимом отсутствии трансцендентного опыта в повседневной жизни. Таким образом, наш скептицизм удержал нас от соблазна снять либо сенсационный документальный фильм (например, “Древние пришельцы”), либо удачный фильм, в котором с удовольствием “научно” разоблачаются встречи с НЛО.
|
|
Мы искали испытуемых, которых устраивал этот двусторонний скептицизм, а это означало, что мы нашли людей, которым действительно был интересен их опыт и которые не стремились к самовозвеличиванию. Несмотря на то, что в интервью мы демонстрировали свою двойственность, большинство наших персонажей уже подверглись гораздо более жесткому скептицизму со стороны окружающего мира и пытались примирить свои сомнения в себе с неоспоримым эмоциональным воздействием своего опыта. Вот что было нам интересно. Раннее признание Дэйва в том, что он принимал психоделические грибы, поразило нас своей поразительной искренностью, и это ясно дало нам понять, что он твердо намерен бороться с тем, что на самом деле пережил, - с бородавками и всем прочим. Это обязательство позволило нам быстро преодолеть обычный скептицизм и перейти к более интересным вопросам о том, как это изменило взгляд Дэйва на самого себя и свои обстоятельства. Позже в фильме есть похожий момент, когда персонаж не может вспомнить свой опыт с НЛО под гипнозом – обстоятельство, при котором у других может возникнуть разумное искушение что-нибудь выдумать. Мы решили включить эти сцены, потому что они говорят о целостности переживаний наших персонажей и об их глубоком стремлении разобраться в своей личной правде.
|
|
Режиссер: От фильма веет жутковатым спокойствием. Часто в нем довольно тихо, и вы, по крайней мере до самого конца, избегаете постпродакшн-улучшений и эффектов, которые указывают на таинственность и паранормальные явления. Это своего рода анти-тубистский подход. Какой выбор вы сделали в процессе постпродакшена в отношении стиля, ритма и звукового оформления фильма?
|
|
Кларидж и Велес: Мы всегда намеревались сделать что-то, что было бы противоположно типичному “документальному фильму об НЛО”, в том смысле, что нас гораздо меньше интересовали летающие объекты, чем люди, которые их видят. Таким образом, несмотря на то, что наши герои сталкиваются с потусторонними явлениями, фильм, по сути, о чем-то гораздо более земном: осмыслении опыта через беседу и связь.
|
|
При монтаже мы хотели, чтобы документальный фильм был похож на встречу с этими людьми, когда они размышляют о значении своих наблюдений, включая те аспекты их встреч с НЛО, которые трудно описать и, возможно, даже невозможно передать словами. Для нас терпеливая попытка осмыслить встречу была не менее интересной и, возможно, более важной, чем любые ответы, к которым приходили люди. Это означало, что мы старались охватить длительные моменты, когда люди думают, говорят и пытаются выразить свои чувства. Мы решили отредактировать эти интервью и беседы, используя простую, интимную грамматику фильма, чтобы усилить наш интерес к человеческой стороне этих встреч.
|
|
Звуковое сопровождение фильма, включая “тишину”, на которую вы ссылаетесь, подчеркивает обоснованный характер их стремления понять что-то значимое в том, что они видели. Когда мы вмешиваемся более драматично (с помощью музыки, звукового оформления и спецэффектов), это всегда служит освещению внутренней жизни персонажа, включая его воспоминания, убеждения и пожелания на будущее. Для нас руководящим принципом на протяжении всего процесса было рассматривать "Они здесь" как документальный фильм о личном опыте, включающий как созерцательные моменты саморефлексии, так и творческие полеты фантазии, которые являются его частью.
|
|
Режиссер: Вы говорите, что никогда не видели НЛО, но смотрите ли вы?
|
|
Кларидж и Велес:: Нам обоим еще предстоит увидеть НЛО, но мы принимаем близко к сердцу любимый совет Куки: “всегда смотрите вверх!”
|
|
Источник
|