Кодекс берсерка
|
Викинги прочно закрепили за собой славу одних из самых свирепых племен своего времени. Их ненавидели, боялись, проклинали, пугали их нашествиями детей. Но среди самих норманнов существовали воины, вызывавшие суеверный страх даже в их собственных рядах. Речь, разумеется, о берсерках – легендарных безумцах, упивающихся боевой яростью. |
![]() |
Воспетые скальдами |
Древние скандинавы оставили потомкам, прямо скажем, не слишком много текстов. За них это зачастую делали народы, пострадавшие от нападений. Тем не менее, берсерки ухитрились попасть в первую очередь именно в «родные» источники, упоминаясь сразу у двух доверенных скальдов. Первый – из IX века, Торбьерн Хорнклови, придворный певец первого короля Норвегии Харальда Прекрасноволосого. Восхваляя своего повелителя в «Песни о Харальде» Торбьерн мимоходом описал ревущих берсерков, сражающихся на его стороне. Другой скальд – Снорри Стурлусон, один из самых известных древнеисландских прозаиков, автор «Младшей Эдды». Его берсерки появляются на страницах «Круга земного», крупнейшего памятника скандинавской литературы XIII века. Снорри не ограничился лишь упоминанием, подробно описав невероятную мощь безумных воинов. Тут и сила медведей и волков, и изгрызенные щиты, и битва без доспехов, и неуязвимость для огня и железа, и божественное покровительство Одина, ослепляющего и оглушающего врагов норманнов. Полный набор, как заказывали, лучше никто бы и придумать не мог. Учитывая вполне заслуженную славу Снорри Стурлусона, ему поверили все дальнейшие поколения. Остальные исторические описания либо подтверждают сей могучий образ, либо блекнут на его фоне. |
Нельзя сказать, что скальды врали – берсерки были абсолютно реальны. Но без лукавства в сагах не обошлось, и на эту тему историки сломали немало копий. |
Голые медвежьи воины |
Споры вокруг берсерков стартуют еще с их названия. Корень ber- на древнеисландском мог означать как «медведь», так и «голый», -serkrже значил «ткань», «шкура», «рубаха». То есть, два основных варианта – «медвежья шкура» или «без рубахи». Вышеупомянутый Снорри Стурлусон склонялся ко второму варианту, делая акцент на доблести берсерков, кидающихся в битву голышом. Но и у «звериного» перевода оказалось немало поклонников. Осталось множество свидетельств ношения элитными воинами викингов шкур хищников, причем самый ранний относится к 113 году н.э.! На знаменитой колонне Траяна, воздвигнутой в честь победы римлян над даками, одна из сцен изображает неких северных воинов, одетых в медвежьи и волчьи шкуры. Подтверждение косвенное, но его всерьез рассматривают как доказательство отношения берсерков к звериному началу. В конце концов, спутниками верховного бога Одина были два волка – Гери и Фреки, а в именах древних скандинавов нередко проглядывали «волчьи» и «медвежьи» мотивы. Наконец, третий вариант – от слова «ber-skjalda?r», «без щита» намекал на то, что закончив грызть щит, берсерки отбрасывали в сторону и его, бросаясь на врага лишенными какой-либо защиты. Воины-медведи, воины-звери, сражающиеся без брони – как они вообще могли выживать? |
Управление гневом |
Любые упоминания берсерков говорят как один – невообразимая ярость позволяла им раз за разом одерживать победу, и лишь после боя они падали без сознания на землю. Истоки этого гнева исследователи, опять же, трактуют по-разному – и расхождений здесь дальше больше, чем по поводу названия. Одни считают, что берсерки достигали «кондиции», поедая перед битвой сушеные мухоморы или принимая их в виде настоя. Мускарин, алкалоид, содержащийся в мухоморах, действительно может вызывать вспышки агрессии, повышенное слюноотделение и нечувствительность к боли. Как, впрочем, и более банальный вариант – психические заболевания, которые могли даже передаваться по наследству. Не обошлось и без магической теории. Звериные шкуры и истовое поклонение Одину закрепили за берсерками славу оборотней, перед битвой впускавших в себя дух волка или медведя, даровавший им силу и неуязвимость. |
Наконец, ларчик мог открываться совсем иначе – самым опытным берсеркам не нужны были мухоморы или безумие, чтобы войти в боевой транс. Как ни странно, но в этой гипотезе легендарные воители викингов неожиданно роднятся по философии с… самураями. Бусидо, кодекс самурая, говорит о том, что воин должен жить каждый день, помня о неминуемой смерти. Что в бой он должен идти, готовый к ней, и только тогда он сможет выжить. Вспомните – доспехи самураев по прочности не могли сравниться с европейскими, да и щитов они не имели. В этом случае лютое бешенство берсерков могло быть лишь маской, за которой скрывалось истинное хладнокровие и идеальный расчет. Вступая в сражение, они оставляли и защиту, и страх смерти, что позволяло им преуспевать там, где погибали тяжело бронированные бойцы. |
Телохранители и мародеры |
Остается немалая вероятность, что в разные времена и в разных кланах берсерки использовали отдельные подходы для поддержания своей устрашающей репутации. И это работало на ура – их не только боялись враги, но и с готовностью брали в телохранители знатные персоны. На той же колонне Траяна воины в звериных шкурах не сражаются против римлян, а входят в свиту самого императора. Привычка нанимать отряд берсерков для охраны сохранилась на много веков – покой датского короля VI столетия Хрольфа Краки, если верить саге, оберегали сразу двенадцать берсерков. |
Но времена менялись, а вместе с ними приоритеты. Эпоха грозных викингов, сынов Одина, не способных прожить и недели без кровавой битвы, подошла к концу. Уже в 1000 году Исландия стала христианской, в 1012 ярл Эрик Хаконссон объявил берсерков вне закона на территории Норвегии. Саги, восхваляющие пыл боевого безумия, сменились ироничными историями о никчемных берсерках-мародерах, пытающихся ограбить исландских и норвежских фермеров и терпящих при этом полнейший крах. Христианство с берсерками не уживалось никак. Потому что чем еще, как не вселением бесов и продажей души дьяволу, объяснить их невероятные боевые качества? Вскоре «медвежьих воинов» объявили вне закона по всем скандинавским землям, на оставшиеся банды берсерков объявляли охоту, выслеживали как диких зверей и безжалостно уничтожали. |
Обитатели легенд |
Не прошло и столетия, как берсерки остались жить лишь на страницах летописей. Зато уж на них-то они обосновались надолго, и в наши дни всплывая как в исторических, так и художественных произведениях. Особенно полюбились древнескандинавские безумцы нацистам – историк-медиевист Отто Хефлер, сотрудник Аненербе, провел огромную работу над современным имиджем берсерков. Каста избранных слуг Одина, не мыслящих свою жизнь без резни, идеально вписалась в мифологию национал-социализма и заняла свое место в военной пропаганде. |
История человечества, древняя и не очень, настолько плотно усеяна войнами, что иногда сложно найти промежуток. И то, что берсеркам нашлось место лишь в совсем уж седой старине, говорит лишь об одном – там им самое место. Неудержимая жажда крови или же умелая ее имитация давно перестали ассоциироваться с доблестью. Но память о звероподобных могучих северных воителях, не знающих боли и не ведающих страха, вероятнее всего, останется с нашей цивилизацией навсегда. |
Сергей Евтушенко |
Оракул №3 (март)/2017 |
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|