Нужны новые законы о космосе, чтобы не допустить Дикий запад
В первые несколько месяцев 2025 года произошел шквал частных космических полетов. Некоторые из них были успешными, например, американская компания Firefly Aerospace осуществила посадку своего космического аппарата Blue Ghost Mission 1 на Луну. Это была первая успешная посадка на Луну частного космического аппарата. Но за последнее время произошло и несколько неудач. Ничто не было более впечатляющим, чем неоднократные взрывы ракет SpaceX Starship технологического миллиардера Илона Маска в январе и марте.
Теоретически, существует целый ряд международных законов, регулирующих эту деятельность. Однако большинство из них были созданы примерно полвека назад, до того, как космос стал доступен частным компаниям, стремящимся исследовать его и использовать его неиспользованные ресурсы.
В связи с таким развитием событий возникает острая необходимость в обновлении законов, регулирующих то, что происходит в космосе, чтобы он не превратился в своего рода "дикий запад", где технологические миллиардеры и компании, которыми они владеют, могут делать все, что им заблагорассудится, практически не отчитываясь за последствия и не заботясь об общественном благе.
Законы, старые, как холодная война
Космическая деятельность в основном регулируется международными договорами Организации Объединенных Наций. К ним относятся Договор по космосу 1967 года, Конвенция об ответственности 1972 года и Соглашение о Луне 1979 года.
Но эти соглашения были заключены во времена холодной войны, когда освоение космоса определялось военными соображениями и осуществлялось в основном национальными государствами.
Однако в настоящее время основными игроками в космосе являются частные компании. Они могут донести привлекательность космоса до широких масс за неплохие деньги. Например, большинство из примерно 11 000 активных спутников, вращающихся вокруг Земли, находятся в частной собственности.
В настоящее время НАСА полагается на партнерские отношения с компаниями для объединения опыта и экономии средств. Европейское космическое агентство делает то же самое, как и многие из 77 стран, осуществляющих космические программы.
Илон Маск умело воспользовался этой тенденцией, обеспечив SpaceX государственное финансирование в размере 22,6 миллиарда долларов.
Полеты частных космических аппаратов могут сочетать в себе коммерческие и государственные цели. Например, миссия Blue Ghost Mission 1 была заказана НАСА в рамках инициативы по доставке коммерческих полезных грузов на Луну. В нем находился набор научно-технических приборов НАСА.
Всего через несколько дней другая компания запустила космический аппарат на Луну. Однако космический аппарат Intuitive Machines Athena совершил неловкую посадку. Он перевернулся и вскоре был объявлен мертвым. На борту также находился дорогостоящий груз НАСА.
Национальные космические агентства будут продолжать полагаться на партнеров компании в более амбициозных проектах. Но что происходит, когда что-то идет не так? Как можно привлечь к ответственности частные компании, если они наносят ущерб собственности других лиц или наносят ущерб окружающей среде небесных тел?
Космические перевозки
Возрастает риск столкновений спутников, космических аппаратов и космического мусора. И хотя существуют некоторые механизмы предупреждения о столкновениях, глобального подхода к оценке риска столкновений не существует.
Конвенция об ответственности 1972 года содержит рекомендации по урегулированию ответственности после столкновений спутников. Однако это непосредственно относится только к государствам, а не к частным компаниям.
Если космический аппарат частной компании причиняет ущерб, пострадавшая сторона может подать иск по дипломатическим каналам только против запускающего государства, но не против самой компании. Процедура подачи иска может быть сложной, медленной и зависеть от дипломатических переговоров.
Кроме того, некоторые операторы спутниковой связи приобретают страховку для покрытия ущерба от столкновений, разумно обходя конвенцию. Страхование создает эффективный частный механизм возмещения ущерба, избавляя от необходимости привлекать государства или проводить дипломатические процедуры, требуемые Конвенцией.
Но космическая страховка невероятно дорога, поэтому большинство спутников не застрахованы.
В Договоре по космосу говорится, что страны должны избегать загрязнения космического пространства. Но в нем конкретно не рассматривается проблема скопления космического мусора.
Долгосрочная устойчивость космической деятельности, включая образование космического мусора, не была насущной проблемой для разработчиков договора. Более того, формулировки договора расплывчаты и требуют от государств действовать с "должным учетом" интересов других и проводить "надлежащие" консультации, прежде чем предпринимать потенциально опасные действия. Однако в нем не определено, что означают эти термины.
Кому принадлежат ресурсы в космосе?
Перспектива того, что люди смогут добывать и продавать полезные ископаемые на астрономических объектах, становится все более реальной. Первоначально основное внимание уделялось Луне. Но кому принадлежат ресурсы на Луне?
За пределами Земли не существует согласованного на международном уровне режима прав собственности. США пытаются добиться частной собственности на космические ресурсы с помощью "Артемисских соглашений", подписанных в 2020 году.
Эти усилия являются большим стимулом для приватизации космоса. Но это противоречит концепции "общего наследия человечества" — краеугольному камню Соглашения о Луне 1979 года.
На данный момент соглашения Артемиды подписали 53 страны. Но только 17 стран являются участниками Соглашения о Луне. Без четких правил, применимых ко всем космическим игрокам, исследование Луны и добыча полезных ископаемых частными организациями могут столкнуться с проблемами.
Существует множество тревожных сценариев. Частный космический корабль может врезаться в лунный жилой комплекс какой-либо страны из-за отсутствия "правил дорожного движения" на Луне. Движение на Луне и добыча полезных ископаемых могут привести к повреждению лунной поверхности.
Могут ли частные организации быть привлечены к ответственности за этот ущерб? Действующий режим космического права не решает таких гипотетических проблем, которые могут стать реальными в ближайшие годы.
Безопасное и устойчивое освоение космоса
Космическое право должно развиваться, чтобы обеспечить безопасные и устойчивые коммерческие космические полеты и исследование Луны. Этого можно достичь только путем достижения международного консенсуса по новым правилам космических полетов.
Это требует многих сложных дискуссий.
Какие виды ущерба, нанесенного Луне, должны быть устранены и кем? Каков наиболее подходящий способ для пострадавших организаций обратиться за компенсацией? Какие правила должны быть установлены для регулирования возросшего объема перевозок в космическом пространстве? Как можно стимулировать страны к усилению контроля за своими партнерами-частными организациями в совместных миссиях?
Возможно, проще всего решить вопрос о том, по какой стороне будущих лунных магистралей следует двигаться. Учитывая, что на данный момент США и Китай лидируют, это было бы правильным решением.