Сознание возникло из группы обкуренных обезьян
|
|
представьте себе следующее: группа волосатых диких приматов, бродящих по африканским саваннам, натыкается на заросли странных грибов, растущих на навозе. Любопытные и голодные, они поедают их. Их чувства обостряются, цвета становятся ярче, появляются узоры и укрепляются социальные связи. Со временем эти психоделические встречи привели к прорыву в познании — обострилось зрение, укрепились социальные связи и, в конечном счете, появился язык. Ранние приматы эволюционировали в Homo sapiens, которые продолжают потреблять волшебные грибы, пробуждающие сознание, - другими словами, в нас.
|
|
Это, в двух словах, суть теории обкуренных обезьян, или идеи о том, что наши впечатляющие когнитивные способности, такие как склонность к искусству и языку, самосознание и понимание науки и даже культуры, восходят к случайной встрече ранних гоминидов с волшебными грибами.
|
|
В 1993 году Теренс Маккенна, американский этноботаник, мистик и сторонник психотропных препаратов, представил теорию обкуренных обезьян в своей книге "Пища богов". Он утверждал, что регулярное употребление грибов с псилоцибином стало катализатором резкого увеличения размера мозга от Homo erectus (очень близкого родственника современных людей) до Homo sapiens. Он предположил, что низкие дозы обостряют охотничье зрение; умеренные дозы укрепляют социальные связи и сексуальное влечение; а высокие дозы вызывают мистические состояния, которые приводят к абстрактному мышлению, духовному осознанию и языку символов — критическому скачку в сознании.
|
|
|
|
Перенесемся в 2025 год, и эта идея вновь всплывет, по крайней мере, в разговорах о культуре, благодаря психоделическому ренессансу и новой волне исследований того, как психоактивные вещества влияют на мозг.
|
|
Мета-анализ Nature, проведенный в 2024 году, показал, что галлюциногены усиливают взаимодействие между сетями мозга, которые обычно не взаимодействуют, что приводит к новым связям и творческим озарениям. Они также ослабляют тесные связи внутри отдельных сетей, нарушая привычные схемы мышления и вызывая расширенные состояния осознания. Аналогичным образом, в статье Psychology Today освещались исследования, показывающие, что психоделические соединения могут повышать умственную работоспособность и способствовать перестройке работы мозга.
|
|
И все же, несмотря на растущий интерес к сознанию, остается вопрос на миллион долларов: имеет ли теория обкуренных обезьян какие-либо научные основания?
|
|
“В то время как экспериментально было доказано, что прием псилоцибина вызывает изменения в процессах, связанных с нейропластичностью мозга, теория обкуренной обезьяны Маккенны предполагает прямую причинно-следственную связь между потреблением психоактивных растений и сложной неврологической эволюцией”, - говорит Эми Клэр Райхельт, доктор философии, нейробиолог. “Это остается в высшей степени умозрительным, не подкрепленным ископаемыми доказательствами”.
|
|
Райхельт отмечает, что сложность мозга возникает из—за взаимодействия генов и воздействия окружающей среды в течение длительного времени, а не из-за внезапных скачков, вызванных приемом психоделиков. “Кроме того, психоактивные растения не встречаются повсеместно там, где эволюционировал человек”, - добавляет она. “Вероятно, более вероятно, что измененные состояния сознания после употребления психоактивных растений могут привести к культурным сдвигам, таким как искусство или духовное развитие”.
|
|
“Теория обкуренной обезьяны отражает более глубокое культурное стремление — ощущение, что существуют скрытые знания, которые игнорируются мейнстримом”.
|
|
Другие ученые разделяют этот скептицизм, особенно когда речь заходит о биологических механизмах, лежащих в основе эволюции. “Возможно, самым важным контраргументом является отсутствие доказательств воздействия психоделиков на ДНК”, - говорит Наталья Воробьева, доктор философии, нейробиолог и соучредитель Hive Bio, организации, предлагающей психотерапию с использованием кетамина. “Чтобы произошла эволюция, нити ДНК должны измениться, и эти изменения должны быть полезными. Псилоцибин вызывает кратковременные изменения в сознании, но этого недостаточно для того, чтобы включился естественный отбор”, - продолжает Воробьева.
|
|
Есть простая причина, по которой теория остается в силе: это хорошая история. Людей привлекают простые, мифические истории для объяснения сложных проблем, часто связанных с внешними силами, считает Воробьева. Гораздо приятнее представить, что священные растения вызвали скачок в человеческом сознании, чем “переварить беспорядочную случайность естественного отбора”. Но культурные подводные течения также помогают поддерживать теорию на плаву.
|
|
“Теория обкуренной обезьяны отражает более глубокое культурное стремление — ощущение, что существуют скрытые знания, которые мейнстрим игнорирует. Психоделики уже давно связаны с контркультурными движениями, и теория Маккенны бросает вызов академической ортодоксии”, - добавляет Воробьева. “Это обращение к людям, которые считают себя ”знающими", придерживающимися истин, отвергаемых общественными институтами".
|
|
Однако, по мнению других экспертов, даже если галлюциногены напрямую не изменили биологию человека, они глубоко повлияли на его жизненный опыт.
|
|
“Существуют неопровержимые доказательства того, что люди в течение очень долгого времени достигали необычных состояний, расширяющих сознание, либо употребляя в пищу растения и грибы, с которыми они сталкивались в окружающей среде, либо посредством различных экстатических ритуалов”, - говорит Сандип Пракаш, доктор философии, соучредитель и главный научный сотрудник компании. SoundSelf - компания, создающая программное обеспечение для терапии психического здоровья. Он находит теорию обкуренных обезьян очень интригующей. “Интересно представить, каково было древним людям столкнуться с психоделическими растениями и грибами”.
|
|
Тем не менее, Пракаш признает, что, вероятно, было бы большой натяжкой утверждать, что волшебные грибы ответственны за появление современного сознания. “Наиболее логичным объяснением является то, что психоделики, вероятно, использовались в интенсивных групповых ритуалах, которые помогали людям осмысливать окружающий мир, и эти ритуалы превратились в традиции символического языка, которые могли передаваться из поколения в поколение”.
|
|
Это ритуальное использование галлюциногенов опирается на то, чего не хватает современному обществу, — вот почему они, наряду с альтернативными моделями объяснения реальности, такими как панпсихизм, возвращаются с применением грубой силы. “Нам не хватает ”церемониального сознания", - говорит Пракаш, указывая на повышенное осознание, экзистенциальный смысл и связь, которые когда-то проявлялись в ритуалах, общественных собраниях или употреблении божественных грибов.
|
|
“Научный материализм [вера в то, что физическая материя является единственной реальностью, объяснимой наукой], фактически религия интеллектуального класса, не может дать людям ответы на такие вопросы, как ”Какова природа нашего "я"?" - говорит Пракаш. Он быстро добавляет, что это также “не может объяснить, как мы развили саморефлексивное сознание, искусство, музыку и язык символов”.
|
|
“Этого, - заключает Пракаш, - мы, возможно, никогда не узнаем”.
|
|
Источник
|