Нереализованные проекты СССР по управлению климатом
|
|
Петербургские исследователи обнаружили в архиве Госплана СССР нереализованные проекты по перенесению русел Оби и Амура с целью смягчения климата Арктики и Дальнего Востока. Об этом рассказал ТАСС представитель Военно-исторического общества Павел Филин.
|
|
"Одна из обнаруженных нами нереализованных предпроектных разработок предполагала перенести устье Оби из Обской в Байдарацкую губу. Амур планировалось вернуть в его старинное (гораздо более южное) русло. Оба проекта должны были, по мысли из инициаторов, смягчить климат: улучшить ледовую обстановку в Карском море и привести к потеплению на Чукотке", - рассказал он.
|
|
Растопить льды Карского моря
|
|
Проект с переносом устья Оби предполагал строительство дамбы поперек Обской губы, что вызвало бы подъем воды и перенаправило бы сток реки в Байдарацкую губу, расположенную западне Обской. "Это проект предназначался для улучшения ледовой обстановки в Карском море за счет теплого стока Оби", - пояснил исследователь. Разработка относилась к середине 30-х годов.
|
|
Перенаправить Куросио
|
|
Проект по переносу русла Амура был направлен на то, чтобы вызвать потепление на советском Дальнем Востоке и Чукотке. "Известно, что река Амур меняла свое течение, даже дважды, оба раза смещая место впадения в Японское море к северу. Проект предполагал возвращение реки в историческое южное русло, - рассказал Филин. - В результате того, что мощная река несла свои воды в достаточно неширокий Татарский пролив, он обмелел, и по нему уже не смог проходить один из рукавов тихоокеанского теплого течения Куросио, как было прежде. Проект, относившийся к ранней послевоенной поре - к 1945 году, предполагал вернуть прежнюю ситуацию, пустить Амур по старинному южному руслу и вызвать потепление на Дальнем Востоке и Чукотке".
|
|
Гибриды
|
|
Среди обнаруженных в архивах проектов были также чудеса техники - "ледоход-вездеход, шагоходы, проект по получению энергии из холода". "Рисунки некоторых таких гибридов публиковались в научно-технических журналах, мы их фотографируем и изучаем", - сказал Филин.
|
|
Все обнаруженные в архивах амбициозные проекты прошлого по освоению Арктики Филин с двумя коллегами решил обобщить и представить в издании "Арктика на грани фантастики", приурочив его в 80-летию первой в мире дрейфующей станции "Северный полюс-1", которую возглавлял Иван Папанин.
|
|
"СССР обладал феноменальным опытом управления арктическими территориями. Исследуя историю Главсевморпути, мы убедились, что это была междисциплинарная, как бы сказали сегодня, организация, которой удалось снять все ведомственные барьеры, фактически государство в государстве. Арктика осваивалась комплексно - транспортное, культурное, хозяйственное развитие шли одновременно, но уже в 50-е годы это было утрачено, был сделан упор на развитии транспортной составляющей", - считает исследователь.
|
|
Также в книге речь пойдет об истории Главного управления Северного морского пути, которому в этом году исполняется 85 лет. Управление было создано в 1932 году при Совнаркоме СССР, его руководителем стал советский математик, географ, геофизик, астроном Отто Шмидт.
|
|
Источник
|