Загадки бестиариев
|
С древнейших времен животным нередко приписывали символическое значение. В средние века чаще всего цитировался трактат "Натуралист", написанный во II - V вв. В нем приводятся якобы научные, совершенно невероятные, сведения, разъясняется символическое значение животных и природных явлений. Позднее к подобным рассказам добавлялись христианские нравоучения.
|
|
Слово "бестиарий" для обозначения подобных сборников было впервые введено в XII - XIII столетиях.
|
|
Некоторые из описываемых в бестиариях животных - исключительно сказочные персонажи. К ним относится, например, грифон - существо с телом льва, с крыльями и головой орла, враждебное к лошадям и способное разорвать человека на части.
|
|
У другого "комбинированного" мифического животного - мантикора - тоже тело льва, но голова человека; у него три ряда зубов, кроваво-красные глаза, жало, как у скорпиона, на конце хвоста. Это чудовище способно перепрыгивать через любые препятствия и с удовольствием пожирает человеческую плоть.
|
|
Если верить легендам, на Востоке живет ослепительная птица феникс, символизирующая возрождение. Ее жизнь длится больше 500 лет, и на всем свете одновременно существует только одна такая птица. Чувствуя приближение конца, феникс строит гнездо из благовонных листьев и пряных растений и сжигает себя. Из жидкостей ее тела появляется червь, который постепенно вырастает во взрослую птицу несравненной красоты.
|
|
В бестиариях описываются и многие легко узнаваемые существа. Правда, часто их наделяют необычными свойствами. Взять, например, сочетание доброты и злобы, приписываемое ласке. По поверьям, зачатие у ласки происходит через ухо, а детеныши появляются на свет изо рта, поэтому ласку считали символом непорочного зачатия Христа Девой Марией, услышавшей слово Господне.
|
|
Но в то же время ласку наделяют и такими качествами, как хитрость и похоть. Говорили, что эти зверьки могут превращаться в красивых женщин, которые заманивают мужчин, женят их на себе, а после свадьбы становятся хищницами и развратницами.
|
|
Горностай символизировал чистоту и непорочность. Попав в грязь, он готов скорее оказаться пойманным, но не испачкаться, спасаясь бегством. Королевские мантии всегда были оторочены мехом горностая в знак незапятнанной чистоты.
|
|
В бестиариях отмечались как положительные, так и отрицательные качества каждого животного.
|
|
Например, петух, кукарекающий на навозной куче, воплощает греховную, недостойную гордыню, но тот же петух, поющий на рассвете, демонстрирует бдительность и осведомленность.
|
|
Павлин символизирует тщеславие или гордость, но, поскольку считалось, что его мясо не разлагается, он воплощал также бессмертие или воскресение Христа.
|
|
К XV в. бестиарии стали использовать в морализаторских целях, их страницы были испещрены цитатами из Библии. Сказочные персонажи были вытеснены реально существующими животными, образы которых несли высокий нравственный заряд. Например, читателю рекомендовалось обратить внимание на умного муравья: "Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его и будь мудрым" ("Книга притчей Соломоновых"). В средневековых бестиариях льва описывали как царя зверей. Он милосерден, щадит лежащих на земле людей и отводит встреченных на пути пленников домой. Львы чаще нападают на мужчин, чем на женщин, а детей убивают, только если очень голодны. Кроме того, они не стремятся наедаться до отвала.
|
|
Жизнь с мертвыми
|
|
В морском сражении при Данноуре близ японского порта Симоносеки в 1185 г. клан Минамото уничтожил правящий дом Тайра, включая и малолетнего Тэнно Антоку. Даже спустя несколько столетий после этой битвы моряки боялись заходить в эти места, опасаясь, что Тайра могут встать со дна моря и потопить их корабли. Местные рыбаки рассказывали о призрачных парящих огнях дьявола и звуках битвы, приносимых ветром с моря.
|
|
В то время в Симоносеки был возведен буддийский храм Амидадзи. Здесь возносили молитвы об упокоении душ умерших. В память о малолетнем Тэнно и членах его семьи были воздвигнуты памятники. Однако, несмотря на это, их мятущиеся души продолжали время от времени тревожить живых.
|
|
Слепой музыкант Хоичи, живший при храме в середине XVIII в., прекрасно исполнял под аккомпанемент бивы (музыкальный инструмент вроде лютни) предание о сражении при Данноуре. Его интерпретация старинного сюжета стала столь популярной, что неведомый ему погибший клан Тайра призвал музыканта, чтобы послушать его.
|
|
Каждую ночь вооруженный страж приводил Хоичи в уединенный особняк, где он развлекал благородное семейство. Обеспокоенные ночными исчезновениями музыканта, служители храма обыскали весь город и обнаружили его перед гробницей Тэнно Антоку. Преклонив колени, он с чувством декламировал строки предания перед огромным скоплением огней дьявола.
|
|
В японской и китайской литературе встречается множество историй о простых смертных, вступавших в общение с давно умершими людьми. Так, один китайский студент довольно долго проводил восхитительные ночи в объятиях прекрасной и таинственной женщины. В конце концов его друзья выяснили, что "особняк", который он посещал каждую ночь, - всего лишь развалины, а его любовница уже несколько столетий покоится на ближайшем кладбище.
|
|
В западной традиции умершие отправляются в рай или ад. Но в Азии границы между царствами живых и мертвых не так строги. Пелена, отделяющая их друг от друга, легко рвется, делая возможным общение между их обитателями. Эти связи обычно довольно опасны.
|
|
В Азии верят, что между царствами живых и мертвых нет жесткой границы и их обитатели могут общаться между собой.
|
|
Великие чародеи
|
|
При жизни Майкла Шотландца называли чародеем. Говорят, что он похоронен в аббатстве Мелроуз.
|
|
Таинственная деятельность Майкла I Шотландца, возможно, величайшего ученого Европы XII в., принесла ему звание чародея еще при жизни. Майкл Шотландец работал в Толедо (Испания), занимаясь переводами с арабского научных трудов. Позднее служил в Палермо, на Сицилии, при дворе императора Священной Римской империи Фридриха II в качестве придворного лекаря, философа и астролога. Его интересовали главным образом астрология и достижения арабов, с которыми он старался познакомить Запад.
|
|
В более позднем фольклоре перечисляются сотворенные ученым чудеса.
|
|
Так, вблизи границы с Шотландией он якобы расколол Эйлдонский холм на три части. А великую римскую дорогу в Англии, известную как Уотлинг-стрит, называли "мостовой Майкла Шотландца". По слухам, он проложил ее в одну ночь с помощью дьявола.
|
|
В распространенной в графстве Камбрия легенде говорится, что когда Майкл Шотландец отошел от дел, он поселился в здешних краях. Впоследствии распространились слухи, будто расположенный поблизости замок Уолсти был построен в XVI столетии специально для хранения его секретных произведений. В 1629 г. одному из посетителей показали книгу, якобы принадлежавшую перу сэра Майкла. Она висела на железном гвозде в замке. Никто так никогда и не осмелился прочитать ее.
|
|
Говорят, Майкл Шотландец предсказал, что его постигнет смерть от упавшего сверху камня. Поэтому, очевидно из предосторожности, он постоянно носил стальную шляпу. К несчастью, по одной из версий, во время мессы в Италии он снял эту шляпу при вознесении даров и был убит свалившимся с крыши камнем.
|
|
Предвидения Роджера Бэкона
|
|
Роджер Бэкон (около 1214 - 1292) был, вероятно, первым ученым в нашем понимании этого слова.
|
|
Он получил классическое образование, но был хорошо знаком и с точными науками, развивавшимися в арабских странах.
|
|
Значительно опередив свое время, Бэкон с успехом продемонстрировал увеличительное стекло. А в трактате писал: "Можно построить такие колесницы, которые без участия животных будут двигаться с невероятной скоростью"; "Можно построить летающие машины, в которых будет сидеть человек, вращая механизм, заставляющий искусственные крылья махать, будто это крылья летящей птицы".
|
|
Среди других предсказаний Бэкона - пароход, подводная лодка, водолазный костюм и телескоп.
|
|
Однако средневековое невежество подорвало репутацию Бэкона, а его научные теории были сведены к пророчествам банального прорицателя. Дело в том, что людям внушал страх его интерес к мусульманским текстам и математике. Народная молва приписывала мусульманам занятия колдовством, а математика вплоть до XVI в. считалась черной магией.
|
|
При жизни Бэкон за свои опыты и интерес к нетрадиционной философии и алхимии получил прозвище Доктор Мирабилис (Удивительный учитель).
|
|
После его смерти стремительно распространилась легенда о Бэконе-чародее. Так, рассказывали, что Бэкон отлил медную голову, изрекавшую пророчества, но при этом некий дух предупредил его, что ему следует подождать некоторое время, пока голова заговорит. Бэкон поставил своего помощника Майлза караулить этот момент. Вскоре голова сказала: "Время настало". Майлз не понял и не обратил внимания. Немного позже голова изрекла: "Время было". И снова Майлз пропустил ее слова мимо ушей. Наконец, голова сказала: "Время ушло" - и взорвалась. Шанс послушать ее предсказания был упущен.
|
|
Ходили слухи, что, подобно Фаусту, Бэкон подписал договор с дьяволом, предложив ему свою душу в обмен на владение искусством магии, но при условии, что он умрет не в церкви и не подле нее. Говорили, что он обманул дьявола: устроил себе каморку в стене церкви и спокойно жил там до самой смерти.
|
|
Парящий валун из Кхеда
|
|
Это чудо, казалось бы, бросает вызов закону всемирного тяготения: 11 человек собираются вокруг 90-килограммовой гранитной глыбы, каждый из них кончиком указательного пальца правой руки поддевает ее, и, повторяя нараспев имя древнего святого, они поднимают камень. Тяжелый валун легко оказывается над их головами и на мгновение зависает в воздухе.
|
|
Тысячи людей наблюдали этот "фокус". Некоторые утверждают, что камень поднимается на высоту около 3 м и свободно парит в течение нескольких секунд, прежде чем упасть на землю.
|
|
Чудесный камень - почитаемый всеми памятник. Он был обнаружен в VIII столетии в индийском городе Кхеде, в 150 км к югу от Бомбея, при сооружении гробницы святого для мусульман человека - дервиша Пирбаба Камарали.
|
|
Следуя традиции, множество посетителей собираются здесь каждый день, чтобы заставить гранитный валун подняться в воздух. Владелец одного из магазинов, участвовавший в этой церемонии, говорит, что будто кто-то тянет камень вверх.
|
|
Чтобы поднять 90 кг, требуется сила тяжелоатлета, а тот, кто сможет подбросить такую тяжесть вверх, бросил бы вызов олимпийским рекордсменам. Неужели столь чудотворный эффект производит прославление имени святого, сопровождающее подъем валуна? Вера в силу священных текстов - мантр - вкупе с возбуждением толпы заслоняют собой простое объяснение: если 90 кг распределить поровну между 11 участниками "чуда", на каждого придется чуть больше 8 кг.
|
|
Зодиак 10,2004
|