Нижегородские археологи нашли место, где древние язычники общались с душами предков
|
Дмитрий КАРАБЕЛЬНИКОВ |
24 октября 12 |
Глухой уголок медвежьей тайги Варнавинского района. Вокруг лишь небольшие деревеньки да исправительные колонии. А наша археологическая экспедиция нашла здесь (мы почти уверены!) настоящее языческое капище, где в своё время рекой лилась кровь жертвенных животных. |
Где пряталась святыня |
Мы медленно продираемся по лесу, изрытому канавами, будто рваными ранами на теле земли-матушки. Сапоги, причмокивая, зарываются в вязкий суглинок, смешанный с сырыми опавшими листьями. Эту печальную картину усугубляет грязь, размазанная коротким, но ошалелым сентябрьским ливнем. |
- Всё, привал, - выдыхает руководитель Ветлужской археологической экспедиции музея ННГУ Евгений Четвертаков и опускается на кочку, покрытую мхом. Рядом с ним устало садится студентка Женя Ерёмина, зажав в кулачки ошейники верных собак с необычными кличками - Сателлит и Атакой. |
Вот уже несколько часов мы впятером (с учётом собак) без толку бродим по окрестным лесам и буеракам в надежде отыскать очередной неизвестный археологический памятник. |
Впереди - красивая роща из высоких сосен и берёз. |
- Надо бы проверить рощицу, - бурчит Е. Четвертаков. И нам тотчас попадается скопление морёных валунов, много тысячелетий назад принесённых трудолюбивым «дедушкой»-ледником и в беспорядке разбросанных им в ветлужских лесах. |
Постепенно мои спутники отстают и разбредаются, а я метров через 200 прямо-таки натыкаюсь на квадратный валун. В паре метров от него - еле заметные очертания ещё четырёх, вытянутых в строгую прямую линию. Разгребаю на квадратном валуне мох. И потом все вместе, оценив находку, в один голос поражённо ахаем - это же вросший в песок языческий алтарь! |
Один за другим мы аккуратно очищаем другие валуны. Фантастическая картина! Центром сооружения служит каменный алтарь, а напротив, в паре метров, в ряд - подобранные по цветовой гамме четыре больших валуна. В середине имеется вход шириной около метра. |
Любопытно, что вся эта вроде бы нехитрая конструкция сориентирована чётко по сторонам света. И это, конечно, неспроста, именно так сооружали свои капища древние язычники. |
Но и это ещё не всё. Обследуя прилегающую к алтарю площадку, под слоем мха мы натыкаемся на сложенные из тысяч небольших морёных булыжников округлые насыпи полметра высотой - точные аналоги каменных кургано-образных груд, имевших широкое распространение на святилищах карелов. |
И тут наши сомнения отпадают разом. Это сложенное из камней языческое святилище - самый настоящий нижегородский Стоунхендж (Stonehenge - одно из самых знаменитых каменных сооружений мира на Солсберийской равнине в Англии, отнесено к 2440-2100 до н. э., легенды связывают памятник с волшебником Мерлином; Стоунхендж входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО). |
Загадка капища |
Но кто же мог возвести в северном лесном уголке Нижегородчины такое необычное капище? Именно в этом нам предстояло разобраться в течение короткой экспедиции. |
Мы составили глазомерный план местности, подробно зачертили и сфотографировали все каменные конструкции. Несколько дней мы исследовали святилище в надежде найти хоть какие-то артефакты, сделанные руками человека. Но всё было напрасно… |
Удача улыбнулась буквально в последний день перед отъездом в Нижний: в одной из ложбин попались два фрагмента железного котла для приготовления жертвенной пищи. При более тщательном обследовании мы собрали небольшую коллекцию - часть сковороды, крюк для подвешивания котлов над жертвенными кострами, два сильно проржавевших кованых гвоздя и металлический пробой - выкованный заостренный стержень с кольцевидной ручкой для скрепления деревянных конструкций. |
Мы предполагаем, что обнаружили уникальный древний сакральный языческий комплекс, подобных которому на территории Нижегородчины до нынешнего дня известно не было. Судя по обнаруженным артефактам, языческое капище существовало, вероятно, ещё в XVII-XVIII веках, когда на нём проводили свои обряды лапшангские черемисы (марийцы). В любом случае наше открытие в научных кругах уже вызывает большой интерес. |
Божества на дереве |
По данным этнографов, марийцы, как и другие коренные народы Поволжья, поклонялись духам природы. Этих духов они называли керемет и отождествляли их с силами и явлениями окружающей природы, душами давно умерших предков. К тому же марийцы верили в существование вечной, неистощимой жизненной субстанции и силы, обеспечивающей сохранение и возрождение жизни, мира, спокойствия на земле, взаимопонимания в обществе. Всё это могло дать им великое божество, по их мнению, сотворившее вселенную и давшее жизнь на земле, - Ош Кугу Юмо (Великий светлый бог). |
Согласно древним языческим верованиям марийцев, с образами добрых духов и злых демонов могли отождествляться одиноко стоящие деревья (обычно с двумя разветвлёнными вершинами), а также реки, ручьи, животные, птицы и возвышенности, в том числе камни и валуны. Черемисы верили, что духи могли обладать и злой силой, принося человеческим общинам беды и несчастья. Чтобы хоть как-то умилостивить и задобрить духов, люди собирались на всеобщие языческие моления, где приносили духам жертвы. Места, где проходили жертвоприношения, находились в священных рощах на так называемых жертвенниках. |
Обряд обычно проходил так. Марийцы вставали возле почитаемого ими священного дерева (берёзы, липы, дуба) лицом к полуденному солнцу и обращались к духам с просьбами участвовать в обряде. Рядом с деревом над жертвенным костром подвешивали большой железный котёл. Марийский старейшина (карт) просил божества, якобы восседавшие на священном дереве, принять от людей жертвы. |
В качестве жертв приносились блины, лепешки, мёд, пиво, коровы, лошади, бычки, овцы, утки и гуси. После ритуального очищения животное валили на землю и перерезали жертве горло. Первыми каплями крови обрызгивали священное дерево, снимали с жертвенного животного шкуру и вешали на его ветви. |
Чтобы жертва дошла до божества и воскресла в ином мире, сердце, печень, легкие, язык, хрящи и связки животного, в которых, по марийским поверьям, содержалась жизненная сила животного, варили в котле, а затем вместе с костями сжигали в костре. |
Марийцы обращались к духу огня, чтобы он помог доставить их жертву богам и выполнить их просьбы, а после этого наконец устраивалась совместная общинная трапеза. |
Неужели всё это происходило в наших ветлужских лесах? |
http://www.aif-nn.ru/society/article/52469 |
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|