Приключения трупов
|
|
Иван ХЛУДОВ
|
|
|
Большинство из нас верит, что наши души, так или иначе, окажутся в лучшем из миров. Наверное, так оно и есть, хотя мнений на этот счет существует много. А вот путь погребенных останков вызывает значительно меньше вопросов. На первый взгляд, их бренность не вызывает особых сомнений. Однако и здесь, оказывается, не все так просто.
|
|
По закону "О погребении...", на разложение человеческого тела отводится 15 лет. Эта цифра основывается на том факте, что в умеренном климате, при среднем механическом составе почвы, на глубине около 2 м для разложения человеческого тела до чистого скелета требуется от 10 до 12 лет. В большинстве случаев этого действительно хватает, чтобы от тела не осталось почти ничего, ведь кости скелета тоже не вечны и активно разлагаются почвенными кислотами. Тем не менее, достаточно побеседовать с археологами, криминалистами, да и просто с могильщиками, чтобы понять, насколько часто они сталкиваются со всякого рода аномалиями. Процессы, происходящие с телом человека после погребения, настолько сложны, а порой и непредсказуемы, что дали начало целому научному направлению – тафономии. Среди основных факторов, влияющих на разложение человеческого тела, – температура, доступ кислорода, бальзамирование, причину смерти, способ погребения, характер ран и травм, влажность, характер одежды и поверхности, на которой лежит тело. Исследования в этой сфере имеют серьезное прикладное и академическое значение, однако наука до сих пор не может объяснить многие загадочные явления, происходящие с останками людей. В этом случае на помощь охотно приходят теологи различных направлений.
|
|
Ферма мертвых
|
|
Этот необычный полигон, известный специалистам как Body Farm, находится в американском штате Теннеси, в нескольких милях от местечка Ноксвилл, и принадлежит медицинскому центру местного университета. Основал его для научных исследований по разложению человеческого тела антрополог, доктор Вильям Басс. Здесь, в роще, на площади чуть больше гектара находится несколько сотен тел. Любопытно, что более 300 тел были переданы для полигона добровольцами при жизни. Остальные – невостребованные трупы. Часть тел лежат в разных позах на поверхности, часть – закопаны на разной глубине. Некоторые оставлены внутри старых машин, другие – помещены в склепы. От случайных гостей полигон отгорожен колючей проволокой. Тем не менее, посетители сюда приходят регулярно. Основную их часть составляют группы стажеров ФБР, которым наглядно демонстрируют процессы разложения человеческих тел в зависимости от многочисленных внешних условий.
|
|
Опыт "Фермы мертвых" внимательно изучается специалистами во всем мире. Ведь серьезных научных исследований по тафономии человеческих останков, да еще подкрепленных длительными опытными исследованиями, по-прежнему недостаточно. Характерный случай в этой связи произошел в 2002 г. в Израиле, где родители погибшего солдата Даниела Геллера потребовали эксгумации тела сына, заподозрив, что в институте судебно-медицинской экспертизы у него без разрешения была изъята часть органов. Тело было эксгумировано через два года после захоронения. На суде оппонентами друг друга выступили два светила науки – директор Института судебно-медицинской экспертизы "Абу-Кабир" в Тель Авиве Иегуда Гисс и профессор-патологоанатом из Дании Юрген Томпсон, представившее диаметрально противоположные экспертные заключения по вопросу о том, могли ли за два года сохраниться в земле при заданных условиях останки легких, печени, почек, мозга, сердца и языка.
|
|
Болотные люди
|
|
В северной Европе издавна известны многочисленные находки так называемых "болотных людей" (bog people). Речь идет о периодически обнаруживаемых в торфяных сфагновых болотах прекрасно сохранившихся человеческих тел, которым несколько сотен, а в некоторых случаях – до десяти тысяч лет. Из-за кислой среды, создаваемой сфагновыми мхами, низкой температуры, а также отсутствия кислорода у "болотных людей" прекрасно сохранены мягкие ткани (включая кожу и внутренние органы) и одежда. В некоторых случаях ученым удалось изучить даже содержимое их желудка. А вот скелет у болотных людей, как правило, отсутствует полностью, так кислоты очень быстро съедают костные останки. Любопытно, что древние европейцы, в частности кельты, без сомнения, знали о консервирующих свойствах торфа и иногда умышленно делали захоронения на болотах, добиваясь, таким образом, естественного бальзамирования.
|
|
Самым известным из болотных людей является человек Линдоу, найденный в торфяном болоте близ Манчестера в 1984 г. и хранящийся ныне в Британском музее. Прославился человек Линдоу не столько из за хорошей сохранности своей верхней части (головы, рук, груди), сколько из-за способа его убийства, которое состоялось во 2 в. до н.э. и которое удалось восстановить с достаточной долей достоверности. Сначала несчастному нанесли три удара по голове, потом ударили ножом в горло, потом выпустили кровь, затем ритуально удушили, сломав при этом шейные позвонки, и "утопили" лицом вниз в болоте. Наличие в желудке большого количества пыльцы омелы позволяет предположить, что человека Линдоу перед казнью, имевшей ритуальный характер, еще и отравили.
|
|
В России торфяные сфагновые болота часто преподносят неожиданности иного рода. В Ленинградской и Новгородской областях до сих пор находится немало непогребенных солдат последней войны, забальзамированных естественным способом. Даже на участников различных поисковых групп, народа не пугливого, такие находки производят неизгладимое впечатление.
|
|
Условия для многовекового сохранения мягких тканей тела могут существовать не только в торфяных болотах. Эффективно предохраняют от распада и дубовые колоды, широко применяемые для погребения на Руси в допетровские времена. Такие захоронения, относящиеся к XVI-XVII вв., неоднократно обнаруживались в центре Москвы. Дубильные вещества древесины и плотно закрытая крышка обеспечивают сохранность мягких тканей на протяжении трех-четырех столетий.
|
|
Забальзамированные при жизни
|
|
Наблюдая за процессами разложения эксгумированных останков людей, захороненных в последние три десятилетия, профессор Райнер Хорн из немецкого города Киля пришел к неожиданному выводу, что срок пребывания в земле наших современников существенно удлинился. Среди причин замедленного разложения профессор Хорн называет употребление в пищу большого количества консервантов и использование при жизни косметики, то есть фактически – прижизненное бальзамирование.
|
|
Подготовка к переходу в другое состояние, характерное для йогической практики, также часто приводит к особому ходу процессов в теле после физической смерти. Так, например, в 1952 г. директор лос-анджелесского морга Гарри Роу в течение 20 дней проводил наблюдение за телом умершего Парамаханс Йогананды, не отмечая никаких признаков физического распада, запахов и высушивания. Отсутствие признаков естественного разложения настолько потрясло доктора Роу, что он детально записал и нотариально заверил все свои наблюдения.
|
|
Случаи аномальной консервации покойных многими религиями рассматриваются как свидетельства особых духовных качеств, святости покойного. Упомянем об одном из них, сравнительно недавнем. В 1927 г. скончался Даши-Доржо Итиглов, Пандито хамбо-ламы, духовный глава всех буддистов России. Смерть свою он предсказал, к ней готовился и незадолго до ухода в мир иной попросил учеников проверить его тело через 30 лет. Скончался хамбо-лама в позе лотоса, в состоянии медитации. В этой позе и был похоронен в особом саркофаге. В 1955 г. группа бурятских лам тайно раскопала могилу, вскрыла саркофаг и обнаружила Итиглова по-прежнему сидящим в этой же позе без следов разложения. Вторичная эксгумация была проведена в 1973 году. Итиглов выглядел как живой. В 2002 г. его тело было окончательно извлечено из-под земли и в настоящее время находится в одном из ламаистских храмов Улан-Удэ. В 2004 г. тело Итиглова обследовали сотрудники Российского центра судебно-медицинской экспертизы при Минздраве РФ. Существенных изменений в ткани волос, ногтей и кожи выявлено не было. Внутренние органы присутствовали. Следов бальзамирования не наблюдалось.
|
|
Погребенные заживо?
|
|
Кому из нас не доводилось слышать об ужасных историях о заживо и по ошибке погребенных. Например, о Гоголе, перевернувшемся в могиле, о поцарапанных изнутри крышках гробов и прочих леденящих душу историях. Специалисты, исследующие костные останки, могут добавить немало фактов относительно необъяснимых процессов и неведомых сил, буквально перекручивающих некоторые из погребений. Из рациональных объяснений здесь, пожалуй, можно привести только работу газов, выделяющихся при разложении, и мерзлотные процессы в толще грунта, ведущие к частичным его смещениям.
|
|
А может, эти мрачные слухи – просто наш подспудный и подсознательный, на генетическом уровне, протест против ухода в мрачную яму? Ведь обычай захоронения в земле пришел на Русь сравнительно поздно. Наши славянские и финно-угорские предки тяготели к другим, более визуализированным, а посему менее загадочным вариантам прощания с родными и близкими: кремацией в челнах и неглубоких кострищах, погребением в надземных лабазах и "домиках мертвых", а иногда вообще просто и экологично скармливали покойников зверям и птицам.
|
|
http://www.utro.ru/articles/2006/03/16/530587.shtml 16.03.2006
|