Тёмная сила Марии Лаво
|
Она еще при жизни стала легендой Нового Орлеана. Власть ее в Луизиане была поистине безгранична: эта женщина держала в своих руках и белых и черных, и богатых и бедных. |
Известные политики и аристократы искали ее расположения, неподкупные судьи платили ей за то, чтобы она помогла победить им на выборах, все важные люди, приезжая в Новый Орлеан, прямиком с вокзала направлялись к ней засвидетельствовать свое почтение. |
Все хорошо знали: лучше быть другом этой женщины, чем врагом, потому что все ее враги жили недолго - ровно до того момента, как обнаруживали на своем пороге невесть как попавшую туда куколку вуду… |
Словом, Мари Лаво была некоронованной королевой Нового Орлеана, самой влиятельной его фигурой, и это тем более удивительно, что она была мулаткой – в штате, который слыл оплотом работорговли. |
Взять, например, такой случай. В Новом Орлеане готовилась свадьба. Богатый жених, красавица невеста – и все бы ничего, да только жениху шел восьмой десяток, а невесте было всего шестнадцать. Строптивая девушка заупрямилась: поговаривали, что у нее уже был суженый – как и полагается, красивый малый, но бедный… Разумеется, ни отец невесты, ни старик жених в расчет его не принимали. |
Другое дело девушка! Она не соглашалась на свадьбу, хотя отец уже поучил ее уму-разуму при помощи плетки и запер в комнате, посадив на хлеб и воду. Узнав, что невеста стоит на своем, несмотря на порку и голод, богатый жених забеспокоился: все же ему хотелось получить молодую жену, а не ее труп! Он решил обратиться за помощью к Мари Лаво: все знали, что ее любовное зелье действует безотказно. Пара капель в стакан с водой – и красавица непременно согласится на брак!Так думал старец, но не учел одного: невеста успела обратиться к колдунье раньше, чем он. |
И когда жених явился к Мари Лаво, та выслушала его и успокоила – конечно, если он так хочет, свадьба состоится! Тут же, как по волшебству, невеста перестала упрямиться и согласилась назначить день свадьбы. И свадьба состоялась — после венчания был роскошный обед, а затем - бал. Тут-то все и приключилось: прямо во время танца жениха хватил удар, и он рухнул на пол. Вызвали врача, но, увы, было поздно! Красавица овдовела, пробыв женой не больше часа, но получив законные права на богатство своего безвременно усопшего супруга. |
Этот случай, ставший известным в городе, принес Мари Лаво еще большую славу, а ее колдовство было признано всемогущим. Но действительно ли Лаво была колдуньей или просто хорошей актрисой и незаурядным психологом, умело использующим в своих целях добытую осведомителями информацию? Давайте разберемся. |
Незаконная дочь владельца плантации и рабыни, Мари родилась в 1794 году в Нью-Орлеане и воспитывалась как католичка. В двадцать пять лет она вышла замуж за свободного цветного по имени Жак Пари. Однако очень скоро осталась одна: ее супруг решил прогуляться на родину, да так и не вернулся. По истечении срока он был объявлен мертвым, а молодая вдова стала думать, как зарабатывать себе на жизнь. |
Для начала она решила открыть парикмахерский салон. Руки у нее оказались золотыми: женщина умела делать сложные прически, завивать и укладывать волосы, и скоро «Салон Мари» стал популярным в Новом Орлеане. Местные аристократки, богатые белые красавицы приезжали к ней, чтобы та помыла им головы, сделала модную прическу, завила локоны. Дело это было долгое, и дамы, пока Мари хлопотала с щипцами и расческой, болтали о своем. Обсуждали семейные дела, перемывали косточки соседям, знакомым, мужьям, родственникам, делились сердечными тайнами, сплетничали, а на цветную парикмахершу обращали внимания не больше, чем на мебель. |
Мари слушала и запоминала все. Вскоре она знала все тайны Нового Орлеана и вовсе не собиралась их хранить. Умная и расчетливая, мулатка намеревалась использовать полученную информацию в своих целях. В этом ей не было равных. Ежедневно выслушивая болтовню клиенток и размышляя о том, как можно использовать полученные сведения, Мари подумала, что неплохо было бы расширить свою агентурную сеть, знать не только то, что болтают женщины, но и то, что происходит у них в домах. Но как этого добиться? Кто обитает во всех этих домах, но на кого не обращают ровно никакого внимания? Ответ был простым: чернокожие слуги. |
Прибрать их к рукам умной шантажистке оказалось несложно: ведь суеверия буквально пропитывали всю жизнь чернокожих. И Мари придумала хитрую уловку: в один прекрасный день на пороге дома кто-нибудь из прислуги находил подброшенную куколку вуду. Слуги после обнаружения куколки были убеждены в том, что они прокляты, а Мари Лаво, которая всегда оказывалась тут как тут, предлагала рассеять злые чары – за небольшую услугу, конечно. Например, рассказывать о том, что творится в доме: о чем говорят хозяева, не хворает ли кто, какие заботы и проблемы их одолевают? |
Таким образом она могла знать обо всем, что происходит в доме, где служит жертва маленькой куколки. Запугивая слуг, она достигла таких успехов, что чернокожие готовы были передавать каждое слово своих хозяев, лишь бы Мари спасла их от разгневанных духов. Ходили слухи, что на средства от парикмахерской Мари вскоре открыла небольшой публичный дом на берегу озера Поншартрен, и девушки, работавшие там, все до одной были ее осведомителями, исправно сообщая все, о чем болтали клиенты и сами расспрашивали их о том, о чем велела им Мари. |
Вскоре у нее было самое ценное оружие – подробное досье на каждого живущего в Новом Орлеане. Настала очередь вуду. Чернокожие тайно практиковали этот вид колдовства в Новом Орлеане с тех пор, как туда прибыли первые корабли с рабами. Белые рабовладельцы этому делу особых помех не чинили, более того - со временем и сами стали прибегать к помощи колдунов для решения своих проблем. Чаще всего чернокожие собирались на небольшом пустыре за Французским кварталом, который в те времена назывался Старым. Сам же пустырь они называли площадью Конго (Congo Square). Там устраивались воскресные пляски, а на озере Поншартрен проводились церемонии Вуду. |
Мари Лаво взяла дело в свои руки. А будучи истинной католичкой, привнесла много нового в обряды: святую воду, ладан, статуэтки святых и христианские молитвы. Вудуистские обряды на озере она сделала зрелищными, превратила в настоящие спектакли, на которые приглашала полицию, прессу, молодых новоорлеанских повес и влиятельных особ города. Ни угрожать, ни шантажировать знатных особ ей не пришлось: достаточно было организовать особые церемонии для богатых белых мужчин, которые были не прочь завести красивых любовниц среди чернокожих, мулаток и квартеронок. |
Вскоре за зрелища обрядов на площади и озере Поншартрен она стала взимать плату, что сделало вуду весьма выгодным делом. Здесь танцевала и сама Мари – всегда с огромным питоном по кличке «Зомби». Кроме того, она искусно распространяла слухи о себе, своих колдовских способностях, о магии вуду, которой якобы владела, – и все это со временем сделало ее самой могущественной женщиной в городе. Именно Мари успешно соединила экзотическое вуду с католицизмом - и получилась то, что впоследствии называли нью-орлеанским вуду. |
Она закрыла парикмахерскую и обратила всю свою энергию на то, чтобы стать королевой вуду в Новом Орлеане, и преуспела в этом. Вуду боялись все – и белые, и черные, а Мари искусно поддерживала этот страх и умело играла на нем. Кроме кукол, которых любой ее недруг мог обнаружить на пороге, существовали еще и так называемые мешочки «гри-гри» - талисман вуду для защиты владельца от зла или же "на счастье": небольшой матерчатый мешочек, маленькая сумочка или кошелек из ткани, куда клали травы, камни, обломки костей, волосы, обрезки ногтей - в общем, состав мог меняться в зависимости от того, для чего гри-гри предназначался. |
«Гри-гри» были традиционными в Новом Орлеане и использовались для различных магических действий: привлечение денег и любви, прекращения бед, защиты дома, для хорошего здоровья и многого другого. Говорят, что до сих пор каждый сотрудник полиции в Новом Орлеане носит с собой «гри-гри» - для защиты. Красный фланелевый мешочек, содержащий магнит, был любимым «гри-гри» для азартных игроков, ведь он гарантировал удачу. |
Другим любимым талисманом у игроков был мешочек, наполненный зубами акулы и смоченный голубиной кровью. Голубиной кровью на кусочке замши писали сумму, которую игрок хотел выиграть; затем замшу заворачивали в красную фланель вместе с зубами акул и все это сшивали волосами кошки. Было еще выражение "наложить гри-гри" на кого-либо: это значило «навести порчу». Одной из наиболее ужасных была изготовляемая Мари сумочка «гри-гри» из савана человека, который был мертв девять дней. В ней содержались сушеная одноглазая жаба, мизинец чернокожего человека, который совершил самоубийство, сушеные ящерицы, крылья летучей мыши, глаза кошки, печень совы и сердце петуха. |
Считалось, что стоило такой «гри-гри» спрятать в вещах жертвы - и она обязательно умрет. Много белых хозяев, которые жестоко обращались с рабами, частенько получали смертельные «гри-гри»… Да, Мари Лаво знала, как нагнать страху на людей! Особенно, конечно, всех устрашала угроза превратить человека в зомби (никто не сомневался, что «королеве вуду» и это под силу). Вообще под зомби понимается умерший человек, которого колдун воскресил для того, чтобы тот служил ему. Так как при воскрешении он имел дело только с телом, а не с душой, то воскрешенный ничего не помнил, ничего не понимал, а лишь послушно выполнял команды своего хозяина. |
Естественно, страх превратиться в зомби был очень силен.Но, хотя Мари Лаво использовала свои колдовские знания, для того чтобы упрочить свой авторитет и влияние на людей, она, говорят, была довольно милосердна. Мари ездила в тюрьмы и навещала смертников, которые ждали виселицы. Иногда, по договоренности с родственниками (и за хорошую плату), «королева вуду» приносила им угощение: гамбо – традиционное новоорлеанское блюдо из даров моря, приготовленное по особому африканскому рецепту. Отведавший этого кушанья человек в первую же ночь тихо умирал в своей камере, счастливо избежав позорной смерти на виселице. Время шло, и с годами Мари Лаво стала отходить от колдовских ритуалов, все больше и больше времени проводя в церкви. |
В 1869 году она была главой последнего официального конклава вуду, на котором собравшиеся почитатели решили, что Мари должна уйти в отставку, поскольку ей уже минуло семьдесят лет. Она продолжила свою работу в одиночестве и полностью не прекратила активной деятельности вплоть до 1875 года, когда переехала в дом на улице Святой Анны и не покидала его до смерти, наступившей в 1881 году. |
Сейчас, когда речь заходит о традициях вуду в Новом Орлеане, все помнят только одно имя - Мари Лаво. Ее могила – объект поклонения и у жителей города, и у туристов. Есть поверье: если нарисовать на ее склепе крестик, загадать желание, а потом постучать в дверь склепа, то это желание непременно сбудется. Наиболее отчаянные даже проводят на могиле ритуалы вуду. Говорят, вся эта кутерьма очень не нравится самой колдунье. Рассказывают, что ее привидение - статная смуглая женщина в красно-белом тюрбане с 7 узлами (именно в нем жрица часто представала на своих портретах) - часто разгуливает между гробницами и бормочет особое вуду-проклятие в адрес нарушителей кладбищенского покоя… |
Подготовил Николай ВОЛИН |
Тайная Власть 14,2013 |
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|