На тот свет в желтом такси
Научные исследования посмер-: тных видений все же не дают ясного представления, что нас ожидает на том свете. Американский психиатр Рэймонд Моуди в изданной в семидесятых годах XX века книге «Жизнь после жизни» привел подробные рассказы о переживаниях людей, находившихся на грани жизни и смерти. Автор сделал вывод: представители всех рас и наций умирают одинаково и покидают этот мир одной и той же дорогой.
Вслед за Моуди другие исследователи, анализируя рассказы людей о пережитом ими в состоянии клинической смерти, старались привести содержание их рассказов «к общему знаменателю». Этот стереотип уже широко известен: мы легко покидаем свое бренное тело и без сожаления поглядываем на него сверху вниз, а потом устремляемся через длинный тоннель к лучистому свету. Мы радостно встречаемся с умерши-J ми родственниками и друзьями, просматриваем свою жизнь, словно ви* деозапись
Однако многочисленные опросы людей, выведенных из состояния клинической смерти, доказывают, что их «путь на тот свет» практически никогда не совпадает с этой схемой, во всех деталях. Образ жизни шофера такси из Нью-Йорка сильно отличается от жизни индийской крестьянку из глухой деревни, и их предсмер-ые видения тоже не одинаковы, глубоко личный опыт в момент умирания может преображаться в яркие образы, а это значит, что в некоторых клетках головного мозга жизнь теплится, вероятно, минут на 15 дольше, чем принято считать.
Немецкие социологи Университета Констанца обобщили опыт многолетних наблюдений за пациентами клиник Германии и Швейцарии, перенесшими клиническую смерть. Все опрошенные пациенты принадлежали к разным социально-культурным слоям.Четыре процента из них после потери сознания переживали необычные состояния и запомнили свои видения. Если перенести процентное соотношение на общую численность населения, то получается, что миллионы умирающих людей видят в момент смерти яркие образы и значительные события.
Главный вывод, сделанный немецкими учеными из этих рассказов, противоречит предположению Рэй-монда Моуди об универсальном характере посмертных видений. Оказалось, что у их пациентов незавершенный «путь на тот свет» имел отчетливый национальный, местный характер. Немец из альпийской деревни созерцал в предсмертные мгновения совсем другие картины, „.чем привиделись банковскому служащему из швейцарского Цюриха. Уггелей восточных и западных германских земель проявились особенности воспитания и идеологических ;танрвок предшествующей жизни, сследования немецких социологов не подкрепляют утверждения, что видения в состоянии клинической смерти можно считать доказательством жизни после смерти. Если картины, появляющиеся в момент затухания деятельности мозга, так тесно связаны с биографией человека и традициями общества, в котором он прожил свою жизнь, они должны являться продуктом сознания.
Зрительные образы возникают в результате сложного биохимического процесса в некоторых клетках головного мозга, как сновидения или галлюцинации.
Чтобы заглянуть на тот свет, не обязательно оказаться на пороге смерти. Подобное экстремальное состояние возникает иногда у людей из-за внезапного потрясения.
Представление людей о приятном и легком пути тоже зачастую носит местный или профессиональный характер. Швейцарский альпинист в состоянии клинической смерти никакого света в конце тоннеля не увидел он вознесся в голубое небо над альпийскими долинами и, как орел, парил среди розовых облаков.
Альпийский колорит посмертных видений становится еще отчетливее, если сравнить их, к примеру, с рассказами о переходе в мир иной у представителей других народов. Индеец из племени хопи стремглав бежал на тот свет по прериям, как это делал всю жизнь во время охоты. Одна индианка «скакала на корове прямиком на небо». Шофер такси из Нью-Йорка в состоянии клинической смерти ощущал себя летящим в небытие на желтом автомобиле, на котором обычно колесил по городу, зарабатывая на жизнь... Только пережитые в реальности ситуации могут вызвать в умирающем мозгу такие выразительные и конкретные образы.
Убедительный пример сплава культуры, общественных традиций и собственной биографии дает потустороннее переживание одной альпинистки швейцарского происхождения. Умирающей женщине показалось, что она стоит на вершине горы и слышит музыку: «Это была прекрасная музыка - мой любимый Моцарт, «Волшебная флейта». Там есть одно место, партия тромбона, которую играет мой друг
- чудо как хорошо!»
Религиозные немцы из западных земель Германии часто воспри- • нимают предсмертный «путь к свету» как вознесение на небеса. Восточные немцы, прожившие почти всю жизнь при социализме, перено-. сят процесс умирания как мрачное • событие. Они пробираются через темный туннель и попадают в ад. 60% восточных немцев, сообщивших о переживаниях в состоянии клинической смерти, рассказывали об ужасных страданиях, тогда как только 30 % их западных соотечественников запомнили неприятные ощущения и страх. Может быть, тоталитарное общество формирует подсознательную готовность к наказанию, расплате, смертным мукам? Только четверть немцев из ГДР почувствова-рли в момент смерти, что они «идут к 5Богу», а в западных землях - каждый второй. В последние годы в рассказах о предсмертных видениях проявилась осведомленность европейцев в эзотерических науках и нехристианских вероучениях, вера в реинкарнацию, Чтобы определить универсальный процесс умирания человека, нужно выделить из множества индивидуальных особенностей общее для всех неизменное ядро. Но есть тли оно вообще? Например, китайцы • и жители Малайзии никогда не рассказывали после клинической смерти о полете к свету сквозь тоннель или о выходе из собственного тела как признаке расставания души с телом.
Биохимические процессы в человеческом мозгу очень интенсивно изучают во всем мире. Благодаря этой работе открыты механизмы возникновения вследствие кислородного голодания мозга нескольких типов зрительных образов. Известно также, что возбуждение клеток в определенных участках мозга вызывает ощущение неземного блаженства, эйфории. О таких состояниях рассказывали, в частности, спасенные «утопленники» и люди, едва не умершие от переохлаждения.
Когда мозг не получает кислорода, клетки, контролирующие память, «выключаются», другие клетки раздражают зрительные нервы, и вдруг разворачивается «кинолента памяти»...
В берлинской университетской клинике Рудольфа Вирхова отработана методика проведения эксперимента по введению человека в состояние кислородного голодания. В течение 22 секунд волонтера подвергают гипервентиляции легких, а потом резко сдавливают грудную клетку - человек теряет сознание. Когда добровольцев приводят в чувство, они рассказывают о виденных ими тоннеле и пути к свету.
Из всего многообразия сведений о предсмертных видениях можно, пожалуй, выделить одну общую характеристику - исключительную интенсивность, важность и необычность переживаний. Все люди в один голос утверждают, что это не похоже на обыкновенный сон. Собрано уже достаточно информации о характере видений, чего нельзя сказать о механизме их возникновения. Мозаичная картина биохимии умирающего мозга далеко не полна - в ней очень много необъяснимых пробелов.
Галина СИДНЕВА
НЛО 46(210),2001
|
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|