Саратовские авиастроители из-за безденежья вынуждены заняться сборкой иностранных комбайнов и отложить сборку уникального, не имеющего аналогов летательного аппарата. А пока "летают" другие тарелки...
...На днях приснился мне жаркий пляж, где над загорающими кружит и безуспешно пытается приземлиться на песок какой-то диковинный, похожий на две перевернутые тарелки, летательный аппарат. А пилот через громкоговорящее устройство умоляет граждан освободить территорию на четыреста метров длины. "Садись на воду! " - ору ему я, обрадовавшись тому, что виденная мною год назад та самая "тарелка" наконец-то сошла со стапелей сборочного цеха саратовского завода. - Вы же можете..." Но пилот истошно требует только 400 метров "сухой" поверхности. Отдыхающие на песке проникаются пониманием и освобождают пляж. Летательный аппарат взмыл вверх и, сделав крутой вираж. пошел на посадку...
Проснувшись, никак не мог понять, к чему бы все это. Уж не в руку ли сон? И вот я наконец в каких-то ста метрах от вожделенной цели. Осталось войти в сборочный цех Саратовского авиационного завода и собственными глазами увидеть разрекламированное несколько лет назад "чудо" летательной техники - аппарат "ЭкиП", в просторечии за свою блюдцеобразную форму прозванный "летающей тарелкой". Острое желание заглянуть внутрь одолевает меня. Посидеть в кресле, представить, как первые пассажиры взлетают на ней с какой-нибудь ограниченной тайгой территории или с водной поверхности. Вообразить, как она мягко садится, не портя девственной поверхности тундры. Или на суше и воде участвует в аварийно-спасательных работах, эвакуации людей в районах, пострадавших от стихийных бедствий. Или тушит лесные пожары, рекультивирует земли. Или принимает на борт желающих совершить увлекательную туристическую прогулку... Вот сколько заложено в этом многофункциональном летательном аппарате нового века! Даже трудно представить, что может существовать что-то, мешающее ему быстро продвигаться по пути от конструкторского бюро до сборочного цеха.
Я жестоко ошибся в своих надеждах. что "тарелка" окажется в привилегированном положении. Она, к несчастью, оказалась-таки невостребованной, забытой. Ее сегодняшнее состояние - страшный удар по творческой мысли специалистов научно-производственного объединения "Экология и прогресс", куда составной частью входит и Саратовский авиационный. Пройдя через спецпост здания конструкторского бюро, я просто заворожен увиденным.
Дух захватило от поражающей непривычностью вытянутой вперед формы "тарелки". Начинаю искать обычные части тела любого летательного аппарата, но не нахожу. Думаю: еще не успели установить. Но, оказалось, конструкцией вообще не предусмотрены фюзеляж, крылья, их функции выполняет несущий корпус длиной до одиннадцати метров и высотой три метра. Нет и шасси, их роль будет выполнять устройство, создающее воздушную подушку. Она, поясняют специалисты, будет мягко отталкивать от любой поверхности при взлете и точно так же мягко сажать. Потрясающе!
- Это восхищение пройдет, станет обыденным и привычным, - успокаивают меня, выдавая другой парадокс: чем больших размеров аппарат, тем экономичнее в расходовании горючего.
Возвращаюсь к печальной действительности и никак не пойму: что задержало здесь это чудо, почему оно не на испытаниях, а всего лишь на стапелях? Закрыт входной люк. Пыль на золотистой поверхности свидетельствует, как давно последний раз его касались руки авиастроителей, первыми в стране вызвавшихся собирать этот новый летательный объект - НЛО. Точнее, всего лишь пробный, экспериментальный и единственный в природе образец для наземных испытаний и проверки конструкторских задумок.
Табличка возле стапеля поясняет: есть три модели "тарелки". Самая маленькая имеет полный взлетный вес девять тонн, самая большая - 120 тонн, грузоподъемность соответственно 20 и 400 тонн, поднимаются на высоту 8 и 10 километров, развивают скорость 475 и 700 километров в час и благодаря площади воздушной подушки взлетают и садятся без ограничения состава поверхности, лишь бы были 400-500 метров для разбега. Кажется, чем не идеальное средство передвижения в труднодоступных природных и климатических условиях для вахтовиков на промыслах и доставки всевозможных грузов! Не надо строить дорогие аэродромы с соответствующими службами - были бы "горючка". пилоты. неприхотливая взлетно-посадочная полоса.
Однако для "взлета" со стапеля, по выражению героя одного отечественного фильма, "нужны подъемные". А денег нет, и неизвестно, когда их ждать. До этого практическая реализация прогрессивной научно-технической разработки полностью приостановлена.
Никто не ожидал такой непредвиденной остановки в середине пути. восемь лет назад, когда сконструировавшие "тарелку" специалисты вместе с саратовскими авиастроителями на кооперативных началах стали претворять в жизнь эту фантастическую идею.
- То был неподдельный энтузиазм конструкторов и рабочих. - услышал я в заводском ОКБ. - Сложность определялась экспериментальным характером заказа. Все задействованные на "тарелке" трудились с полной отдачей. веря в то. что она обязательно взлетит, хотя было больше неизвестного, чем известного. Одним словом, мечтали совершить маленькую техническую революцию в авиастроении, считая, что "ЭкиП" должен прийти на смену самолетам, из которых практически все выжато. Как ни увеличивай КПД двигателей для экономии топлива, ни совершенствуй до бесконечности детали и агрегаты. все же самолетный принцип - это уже наше "вчера".
Новое же средство воздухоплавания двигало бы науку и авиацию далеко вперед. И авиастроители спешили приблизить время рождения первого опытного образца. Его сборка началась на заводе шесть лет назад. Через год программу аппаратов "ЭкиП" одобрили Президент и правительство. Однако финансирование как необходимое условие продвижения аппарата к началу наземных испытаний и первому полету состоялось только однажды - в 1994 году.
Обеспокоенные продолжительной задержкой работ руководители "ЭкиПа" в письме саратовскому губернатору Д. Аяцкову поясняют революционный характер и баснословную экономическую выгоду "тарелки", добиваясь встречи с ним. Но диалог так и не состоялся. Зато в августе прошлого года на заводе появились сто американских комбайнов "Кейс". Таким образом, авиационный вынужден в ближайшее время заниматься сборкой чужих комбайнов. Как же все это по-нашему. по-русски! Глупо и бессмысленно.
Только фанатики, такие, как ведущие конструкторы, могут получать за эту свою уникальную работу всего шестьсот рублей и твердить пораженным "тарелкой" иностранцам, что аппарат - национальное научно-техническое достояние, за кордон не продается, а принадлежит Родине.
Воздушный транспорт (Москва).- 28.06.2000.- 025-026
[Владимир Ефимов ]
|
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|