Кровавые тайны древних римлян
Долгое время историки полагали, что древние римляне, завоевывая чужие земли, несли «варварским» народам культуру, «оцивилизовывали» их и приобщали к «высшим гуманитарным ценностям» античности. Однако исследования, проведенные профессорами Элисон Тейлор из Института полевой археологии и Ником Филдзом из Эдинбургского университета (Великобритания), полностью опровергают эту точку зрения.
Британские ученые пришли к выводу, что граждане Римской империи, не уступая в варварстве тем, кого историки привыкли именовать варварами, практиковали в древней Британии человеческие жертвоприношения и охоту за черепами, сознательно прикрывая эту «деятельность» благообразным фасадом «окультуривания туземцев».
Остатки расчлененных трупов, найденные в районах раскопок, доказывают, что римляне нарушали собственные законы и убивали людей ради ублажения богов в ходе кровавых обрядов, отправление которых до сих пор приписывалось кельтским друидам.
Прежде считалось, что обезглавленные останки относятся к железному веку, но новая серия исследований дала поразительные результаты. Оказывается, эти люди были умерщвлены во II веке новой эры. Следовательно, «цивилизованный» облик древних римлян — не более чем очередной исторический миф, и император Август вовсе не запрещал убивать людей из религиозных соображений.
Довольно долго историки придерживались традиционной римской версии о том, что империя искореняла варварские обычаи, вводя на покоренных землях суровые законы, способствующие «просвещению дикарей». И вот — такой конфуз. Найдено по меньшей мере десять скелетов, относящихся ко времени оккупации Британии римлянами и носящих следы насильственной смерти. Людей убивали дубинками, удушали гарротой, обезглавливали, перерезали им горло. Состояние останков позволяет сделать вывод, что при жизни жертвы отнюдь не были изнурены и не пухли с голоду, а некоторые оказывали сопротивление своим убийцам. Черепа лежали возле стоп скелетов, между ног или были пристроены на плечах, но сводами книзу. По мнению Элисон Тейлор, жертвоприношения практиковались довольно долго и систематически, и тому есть немало подтверждений. Например, на развалинах римского храма в Брэндоне, графство Суффолк, была найдена свинцовая плита с надписью: «Он принесен
О в жертву богу Нептуну с веткой орешника».
Останки, извлеченные из высохшего русла Уолбрука, одного из притоков Темзы, позволяют сделать вывод, что по меньшей мере шесть человек здесь были обезглавлены, а их черепа — прине-
сены в жертву римским богам.
Поблизости от храмов и на дне ритуальных колодцев найдены человеческие кости. В римском святилище в Кембридже обнаружены останки маленьких детей и собак.
Известно, что родители, не способные вырастить ребенка, имели законное право умертвить своего отпрыска во младенчестве, но находки в храмах свидетельствуют, что некоторых детей убивали именно ради жертвоприношений.
В отличие от кельтов, поклонявшихся силам природы, римляне имели целый пантеон богов, и ни для кого не тайна, что в лихие времена, когда шла война или разражалась какая-нибудь эпидемия, этих богов ублажали, принося им в
жертву животных. По-видимому, к животным приравнивали и приносимых в жертву людей: для этой цели «годились» только младенцы, старухи и военнопленные. Причем римляне считали жертвоприношение более угодным богам, если жертва умирала мучительной смертью, поэтому убийствам предшествовали длительные истязания.
Британские исследователи доказали также, что римские легионы в годы правления самого «цивилизованного» из императоров — Траяна — частенько охотились за черепами. Прежде считалось, что этим «увлекались» только варварские племена. Якобы римлян «возбуждали и ужасали рассказы о зверствах галлов», что не помешало им перенять кровавые галльские обычаи. Цель охоты за головами — лишить неприятеля силы, взять эту силу себе, ублажить богов войны и щегольнуть
доблестью на поле брани. Барельеф на колонне Траяна, воздвигнутой в Риме во II веке нашей эры в честь его побед в Румынии, доказывает вер-
ность выводов британских ученых. На барельефе изображен воин, держащий в зубах голову одного противника и обезглавливающий другого. Еще один барельеф, на арке Константина, изображает Траяна принимающим в дар от одного из телохранителей голову поверженного врага. Историки долго считали Траяна едва ли не самым гуманным из римских императоров, а между тем даже на монетах его изображали попирающим стопой голову побежденного воина.
Итак, на официальных символах цивилизованного государства увековечены варварские обычаи и обряды. Это не удивительно, если взглянуть на историю непредвзято и вспомнить, что и римляне, и «варвары» предавались одним и тем же удовольствиям. И те и другие с замиранием сердца наблюдали, как на арене Колизея забивали беззащитных животных, как умерщвляли друг дружку на потеху толпе несчастные гладиаторы. И те и другие считали, что жизнь скучна, и ей надо время от времени придавать остроту, развязав какую-нибудь войну. При всех кажущихся различиях римляне и «варвары» были похожи во всем. В Риме поклонялись богу солнца, «варвары» обожествляли деревья. Велика ли разница? Конечно, позднее римляне приняли христианство, но ведь то же самое сделали и «варвары», разве что в несколько ином толковании. Словом, надо еще разобраться, кто был истинным варваром. Может быть, все?
Андрей ШАРОВ
НЛО 42,2001
|
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|