В полёт на газодинамической подушке
Каждое открытие обречено преодолевать многолетний путь, прежде чем из чьей-то гениальной догадки перекочует в ранг общепринятой повседневности. Так произойдет и с этой идеей. Она могла прийти в голову людям, наделенным учеными степенями. А пришла к двум Владимирам (Быковскому и Черных), имеющим лишь по два классических среднетехнических образования, не опасную для общества одержимость техникой, хваткие умы и неутолимую жажду к изобретательству.
Из фантазий на тему "можно ли сделать силу, которая бы компенсировала силу притяжения Земли?" родилась задумка. И хотя эта задумка уже перешагнула порог своего совершеннолетия (в этом году ей исполниться 19 лет), она не так легкомысленна, как кажется. Ее суть состоит в том, чтобы в самом реактивном двигателе возникали условия, которые для самолета служили бы движущей, а не подъемной силой. Создание этой силы - задача плоскостей, а выполнение именно этих условий и создало бы движение любому виду летательного аппарата. Для решения этой задачи было перепробовано множество вариантов конструкций, пока, наконец, Быковский и Черных не обратили внимание на саму турбину и процессы, в ней протекающие.
Несмотря на замкнутость пространства, в котором находятся лопатки турбины, силы, возникшие в них, в несколько раз больше реактивной силы струек, обтекающих эти лопатки. Вот здесь и наблюдается полная аналогия с авиационным крылом! Разница лишь в том, что крыло имеет большие размеры и обтекается потоком по верхней и нижней плоскостям, а возникший перепад давления имеет от нескольких миллиметров до нескольких десятков миллиметров ртутного столба.
Турбинная лопатка наоборот имеет небольшие размеры, обтекается с вогнутой стороны, а перепад давления составляет от нескольких атмосфер до нескольких десятков атмосфер, принимая во внимание форму самой лопатки (она в виде усеченной полусферы). Именно это и является и единственным элементом конструкции, способным решить данную техническую задачу.
Если обдуть выпуклый профиль лопатки, то на нем образуется подъемная сила. Это показывает и эффект Коэнде - когда все уверены, что подъемная сила создается лишь за счет разряжения над выпуклой плоскостью, никому невдомек, что если пустить струю вдоль вогнутой стороны лопатки, то произойдет открытие!
В тот момент, когда вогнутая сторона полусферы обдувается струёй газа, которая движется, с большой скоростью, это движение сопровождается центробежной силой. Именно она и действует на молекулы газа, в результате чего и возникает зона высокого давления, которую изобретатели из Нововоронежа назвали "газодинамической подушкой".
Первая попытка патентирования этого изобретения была предпринята Быковским и Черных еще в начале 1983 года. Их выслушали и к разработке отнеслись с житейской долей скептицизма. Однако, "доки" из провинции сумели поразить уровнем своих знаний даже повидавшего на своем веку множество интересных технических решений патентоведа Воронежского механического завода Овцинова. Их упорство привело к встрече с их бывшим преподавателем, кандидатом технических наук и просто дотошным в вопросах техники человеком - В.Н.Черных. Именно его они попросили проверить расчетами свою работу. Пересчет подтвердил: их догадки расходятся с действительностью лишь на десятые доли процента!
Взаимодействие газодинамической подушки с вогнутой стороной лопатки порождает силу, которая в 5-6 раз превышает силу реактивной струйки в сопле, причем эта сила зависит не столько от сечения струйки газа, сколько от центробежной силы. Уменьшая подачу продуктов сгорания, можно уменьшить и количество топлива. Площади для создания зоны высокого давления требуются маленькие. Это делает двигатель компактным. Еще одно достоинство этого изобретения: промышленное производство под выпуск реактивного двигателя на газодинамической подушке не требует концептуальной перестройки. Те же композиционные материалы, та же камера сгорания. И кроме психологии людей ничего менять не надо.
О том, какими техническими преимуществами обернется это открытие для авиации и космонавтики, могут просчитать специалисты. Но уже сейчас очевидно, что отсутствие новых технологий заставляет человечество топтаться на месте. А с такими движителями можно смело строить программы по освоению "среднего" космоса. И если идею реактивного двигателя на газодинамической подушке реализуют в России, то утраченная пальма первенства в освоении космоса вернется на родину Циолковского и Королева. .
Тел: (07364) 22-7-58. 396070, Воронежская обл., г.Нововоронеж, ул.Победы, д.5, кв. 157. Быковскому Владимиру Ивановичу Павел Коваленко Тел: (07364) 22-7-58.
На грани невозможного 21,2001
|
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|