Музыка песков-песни духов
В самом начале XX века в пус-тыне Сахара на территории Египта нашли останки древне-го странника, погибшего в пустыне примерно в 1000 году до н.э. Рядом с ним лежал кувшин, внутри которо-го обнаружили папирус, оказавший-ся предсмертной запиской путника: «Солнце прижимает меня своей тяжестью и жаром к песку, который отражает на меня еще больший зной. Я дышу огнем, моя гортань горит, солнце слепит глаза, а из пустыни доносятся зов духов и набат смерти. Эти звуки сводят с ума. От них не спрятаться. Пески то смеются надо : мной, то оплакивают мою горькую судьбу...».
Долгое время историки полагали, что несчастный странник, рассказывая в своем письме о преследующих его звуках, набате и смехе, бредил. Но ближе к середине XX века ученые стали интересоваться «музыкой» песков, как реально существующим феноменом.
Казалось бы, что может быть более тихим местом, чем пустыня с ее минимумом растительности и животных? Но стоит путешественнику попасть в песчаные дюны Сахары, и вскоре его радостно или враждебно начинают «приветствовать» самые таинственные силы природы.
^еномен звучащих песков был известен в Китае еще 1000 'лет назад. Один китайский путешественник описывал в своих записках некий «Холм звучащего песка», расположенный в провинции Кансу. Согласно его записям, это была огромная 150-метровая дюна, которая обладала свойством издавать различные звуки, В самый разгар лета песок этого холма начинал свою «песню», а если по нему проходил караван, то звуки становились громче и были слышны за несколько километров.
Зная «привычку» этого холма, местные жители в праздник День Дракона устраивали катания с него. Люди всех возрастов забирались на самый гребень дюны, а затем скатывались вниз. При этом песок издавал звуки, напоминавшие раскаты грома.
Нечто подобное описывали европейцы, побывавшие в середине XX века в китайском городе Тунхванг (город песка), расположенном у пустыни Лоб. Там дюны «музицируют», когда с их вершин ветер сдувает слой песка, который волной катится вниз, или когда этому способствуют люди. В первом случае звук
напоминает барабанную дробь, a uo-^jf втором раздаются вибрирующие^' гудящие раскаты...
...Во время своего известного конного перехода из Буэнос-Айреса в Вашингтон путешественник Тчиффели заплутал. Ночь застала его в перуанской пустыне. Он решил заночевать на вершине песчаной дюны в спальном мешке. Но уже через 20 минут его разбудили звуки барабанов. Прошло минут 20, и звуки медленно затихли. Однако еще через некоторое время Тчиффели вновь проснулся. На этот раз он отчетливо слышал шум то приближавшегося, то удалявшегося реч-
ного катера. Так продолжалось почти всю ночь с перерывами различной частоты. Путешественник очнулся в полдень и обнаружил себя на краю джен-тилара - древнего индейского кладбища.
Когда Тчиффели расположился на завтрак, к нему верхом подъехали местные индейцы. Они поинтересовались, как ему спалось, а затем рассказали, что каждую ночь на этом холме происходит манчанг танцы
мертвецов под барабаны. Индейцы поведали Тчиффели столько кровавых ; историй джентилара,что он посчитал себя счастливейшим человеком на земле, поскольку сумел пережить эту ночь без всяких потерь.
% Жке в Штатах Тчиффели со-^•общил 0.6 этой истории W своим знакомым ученым Хамболдту и Раймонди. Они посетили перуанскую пустыню и обследовали вышеописанное место. Вот какие выводы они сделали:
1. Шумы вызваны водами реки, протекающей под дюнами, и резким перепадом температур,
2. Свежий морской бриз, который достигает сухого горячего песка на вершинах дюн, взаимодействует с
ним, что и приводит к шумовым эффектам,
1ти выводы, конечно, сложно •воспринимать как исчерпыва-'ющие научные объяснения. В 80-х годах многочисленные публикации о поющих песках вызвали туристический ажиотаж, и к «музыкальным» местам потянулись любители экзотики. Тут же выяснилось, что поющие дюны есть не только в пустынях, но и на пляжах. Таковой обнаружился сначала на крохотном шотландском островке Эйгг, потом в Уэльсе (Англия), а в США таких насчитали целых 74 подобных пляжа. Но береговые пески не поражают слушателей , многообразием звуковой гаммы и мощностью звучания. Увы, пляжные дюны издают лишь свистящие или
пищащие звут Этот факт под жден в книге американского исследователя поющих песков Р.Багноль-да «Физика звучащего песка и пустынных дюн». Он утверждает, что на пляжах звуки получаются именно такими в результате быстрого и внезап-
ного нарушения покоя верхнего слоя только что подсохшего песка. Баг-нольд провел сотни экспериментов и даже проводил химические анализы поющего песка. Он обратил внимание, что пляжный поющий песок состоит из песчинок округлой формы, одинаковых по размеру и весу. Вероятно, это и является основной причиной единообразия музыки пляжных песков.
С всем иначе ведут себя песча-ые дюны в Сахаре. Их звуча-ие разнообразнее и мощнее. Народные легенды приписывают музыке пустынь различное происхождение и значение. В Сахаре хозяином «песен песков» считается джинн пустыни. Арабы верят, что если слуха заблудившегося в пустыне путнк ка коснутся звуки арфы, то, следуя в направлении их источника, он обязательно спасется. Если же странник услышит песни сирен или оглушающие вибрирующие звуки низкой частоты, то это значит, что джинн приглашает его к дюнам смерти.
Жители южноамериканских пустынь, где звуки песков часто напоминают камнепады и колокольный набат, говорят, что это «звон погребенных песком монастырей».
Ученым удалось записать многие звуки пустыни. Некоторые из HHY неотличимы от сирены пароходного гудка. Записаны низкие и раскатистые ноты, которые непосвященный человек при прослушивании принимает за торжественный церковный орган. Пустыня может напугать путешественника мелкой барабанной дробью, приветствовать звучанием тромбона и даже фанфар и удивить звоном колокольчиков. Примечательно, что музыка пустыни иной раз окружает путника со всех сторон, а иногда исходит как бы из одной точки. Чем ближе вы находитесь к поющей дюне, тем более высоким вам кажется звук, а на расстоянии 500 метров от этого же «музыкального источника» низкие раскаты грома буквально оглушают. Ж нгличанин Ленси Форд пару jfjiJieT назад записывал звуки в агтЮахаре и обнаружил следующую странность. Запись проводилась ночью. Форд и его помощники установили записывающую аппаратуру на дюне, а сами отошли в сторону, чтобы не препятствовать приему звуковых сигналов микрофонами. Той ночью им повезло: менее чем через час пустыня «заголосила». Звуки продолжались чуть более пяти минут. Они походили за залпы артиллерийских орудий и на громовые раскаты. Однако при прослушивании этой самой записи ученые остолбенели. Записанные звуки напоминали настройку виолончели перед концертом. Вот так! Аппаратура находилась всего в нескольких метрах от ученых, а «слышала» совсем другую музыку!
Феномен музыкальных дюн пустыни по сей день остается тайной. Почему поет не всякая дюна? Почему не на каждом пляже есть «музыкальный» пе-к? Объяснения нет. Но от этого изумительный концерт, который могут неожиданно подарить безжизненные дюны пустыни, не кажется путешественнику менее величественным и торжественным.
Виктор ЖАРОВ
НЛО 35,2001
|
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|