Гой-хон посредник между живыми и мертвыми
На самой окраине Ханоя стоит покосившаяся хижина, которая, кажется, вот-вот рухнет от дуновения ветерка. Живет в ней пожилая женщина - колдунья. Она является посредником между живыми и мертвыми, но мзду за посредничество не берет, если не считать продукты питания: может взять пару яиц, хлеб, молоко...
Перед жилищем колдуньи обычно толпятся люди, а в единственную комнату хижины не пробиться. Там в полутьме идет сеанс общения с духами умерших родственников.
Старушка с пакетом спелой хурмы в руках надеется узнать о судьбе своего брата, бесследно исчезнувшего 52 года назад в джунглях.
Здесь же молодая женщина лет 24-25, К ее ногам, держась за широкую юбку, жмутся двое малышей. Она вся в слезах и хочет понять причину, по которой ее первенец умер в трехдневном возрасте...
Все, кто приходит к посреднице, которую здесь называют гой-хон, нуждаются в совете и помощи. К гой-хон не обращаются даже для того, чтобы узнать, куда предок спрятал золото или деньги. Если человек обратился к духу предков, значит, он находится в серьезном затруднении и ему некуда больше пойти со своей бедой.
Во Вьетнаме с древних времен развит культ почтительного отношения к мертвецам, люди свято верят в то, что духи их предков могут влиять на ход событий на земле. Благоговение перед предками - основа религии этого народа. За малейшую «информацию» от умерших родственников, полученную через гой-хон, вьетнамец отдаст последнее.
Уважение к умершим смешано у вьетнамцев со страхом. Это основано на вере в то, что мертвец всезнающ, мудр и обладает властью над живыми. Фактически в каждом вьетнамском доме вы увидите фотографии кого-то из умерших предков. Причем они всегда находятся на самом почетном месте, как икона. То же самое можно видеть и на рабочем месте, в офисе. Эту реликвию окружают живые цветы, свежие фрукты и десятки дымящихся ароматным фимиамом горящих свечей. И все это для того, чтобы умершие предки отвели беду. Им молятся и к ним обращаются за благословением, переселяясь в новый дом, покупая велосипед, отправляя внучку на вступительные экзамены в университет, их умоляют уберечь от жестокой болезни, спасти распадающийся брак.
Никто не знает, когда появилась традиция обращаться к духам предков, и никто не знает, когда появились первые гой-хоны. Гой-хонами рождаются. Дар налаживать связь с умершими может быть и у помощника гой-хона, но он проявляется с годами упорного труда под руководством опытного колдуна.
Во времена господства социалистической системы власти держали под строгим контролем всякие спиритические опыты, а религии были официально запрещены (55% вьетнамцев - буддисты и 5% - католики). Тем не менее гой-хоны занимались своим делом подпольно. Конечно же, об этом было известно, но власти, догадываясь о значимости культа мертвецов и гой-хонов, закрывали на это глаза. А с 1986 года многие ограничения и запреты на отправле ние религиозных обрядов были ослаблены или вовсе сняты. В результате практика гой-хонов сегодня процветает. Однако вы не найдете объявлений, зазывающих «заглянуть к опытному гой-хону». Их реклама - народное признание. Еще ни одному журналисту не удавалось взять интервью у гой-хона. Они ни с кем не будут говорить о своей практике - боятся, что тогда их божественный дар исчезнет.
Молва делает посредника с иным миром известным на всю страну, и к дому гой-хона идут страждущие. Шансы на удачу увеличиваются у тех, кто приходит
к колдуну пешком. Любопытно, что дар общения с душами умерших проявляется у гой-хона лишь на некоторое время -год, два, три, а затем он теряет свою способность слышать голоса духов. Но на замену одному тут же приходит другой. Сами колдуны воспринимают пропажу дара с философским спокойствием.
Далеко не каждый, кто обратился к гой-хону, получает послание от духов своих предков. Из десяти обратившихся удача ожидает одного-двух, а потому люди неоднократно возвращаются к колдуну в надежде на удачу. Обычно «спиритический сеанс» проводится в скромной хижине на окраине города или деревни. Колдуны предпочитают находиться вдали от людской суеты. Несмотря на большое количество желающих попасть к гой-хону, здесь не бывает ссор из-за очереди. Все присутствующие пришли на встречу к своим любимым родственникам, а пото-?едут себя сдержанно и пристойно, каморке колдуна темно. Свет исходит только от свечей у алтаря, где находится статуя Будды, утопающая в розах. Рядом с цветами кто-то положил пакеты с соевым молоком, бутылку с ванильным лимонадом и немного мелких монет. Пришедшие за словом своего предка пишут на клочке бумаги его имя, дату рождения и место захоронения последнего. Записки кладут на пол перед гой-хоном, а тот, не обращая внимания ни на кого и ни на что, взывает к загробному миру.
Не надо думать, что к гой-хону приходят только безграмотные крестьяне и недалекие простолюдины. НхаЛуонг75лет, сейчас она на пенсии, а раньше занималась научными разработками в Ханойском институте экспериментальной медицины. Она никогда не верила ни в Бога, ни в дьявола, но после смерти мужа решилась по-
сетить колдуна,чтобы посоветоваться с супругом. Поступить так она решила под давлением родственников и друзей.
Когда ее супруг был жив, то все важные решения в семье принимал только он, и, оставшись одна, Нха почувствовала себя потерянной и брошенной на произвол судьбы. Первая же весточка, полученная ею через гой-хона (той самой женщины с окраины Ханоя), оказалась судьбоносной. Нха хотела получить совет по поводу ее 20-летней внучки, которая получила возможность учиться в Канаде и относительно поездки сына в США.
й-хон сказала, что слышала голос ее свекра, который просил 20-летнюю внучку быть осторожной 25 числа следующего месяца. Нха передала слова духа внучке, и та 25 числа не поехала на учебные курсы, которые посещала. А вечером того же дня стало известно, что пригородный автобус, которым внучка обычно пользовалась, из-за густого тумана рухнул в 18-метровую пропасть. Из 25 пассажиров погибли 19, а остальные получили тяжелейшие травмы. Среди погибших была и близкая подруга внучки Нха.
Нха была потрясена этой историей и с тех пор стала посещать гой-хона. На одном из сеансов она получила весточку от своей невестки, которая погибла десятью годами ранее. Покойная просила благословить ее сына, который собирался жениться.
Как невестка могла об этом знать? И как не поверить после такого гой-хону?
Весть от мужа Нха получила только через год регулярных посещений колдуньи. Он просил прощения за то, что оставил ее и сказал, чтобы важные решения в семье отныне принимал их старший сын. Любопытно, что супруг в своем послании называл имена родственников, которых гой-хон знать не могла.
Нха Луонг имеет докторскую степень, но не может объяснить природы явления, секретом которого владеют гой-хоны. Объяснить не может, но к гой-хону теперь ходит часто. Нха говорит, что после вести от мужа у нее появилась уверенность, что он ведет ее по жизни и заботится о ней и о семье. Она больше не чувствует себя одинокой. А что еще нужно человеку, чтобы обрести уверенность в себе?
Виктор ЖАРОВ
НЛО 29(193),2001
|