МОРСКОЙ ТАРАН
В 1819 году раненый кашалот атаковал американское китобойное судно "Эссекс" водоизмещением 238 тонн. Зверь нанес ему два сокрушительных удара в носовую часть, после чего "Эссекс" быстро затонул. Другой нашумевший случай нападения кашалота на судно произошел в 1850 году. Раненный гарпуном гигант ударил головой китобойное судно "Энн Александр", после чего оно, получив пробоину, пошло ко дну. В 1867 году кашалот нанес тяжелые повреждения китобойцу "Оцеола".
МОРСКОЙ ТАРАН
Китобои прошлого века рассказывали множество ужасающих историй о свирепости китов, причем самым страшным они считали кашалота. Действительно, когда во времена парусного лота на гигантов охотились на вельботах с ручными гарпунами, властелин морей представлял большую опасность. Случалось, что раненый кит переходил в атаку и топил лодки или небольшие суда. Небезынтересно отметить, что самцы кашалотов выясняют отношения между собой, ударяя друг друга головой. Аналогичным образом они поступают и, нападая на суда. Можно представить, с какой силой нанесет удар 40-тонное чудовище, если в момент атаки оно развивает скорость более 14 узлов. Хроника морских путешествий свидетельствует, что такие нападения не являются редкостью и опасны как для судна, так и для животного. Возникает вопрос: опасны ли киты для современных стальных судов и кораблей? Несомненно, и это наглядно подтверждается многочисленными примерами. В 1947 году на Дальнем Востоке в районе Командорских островов советский китобоец "Энтузиаст" потерпел аварию. Раненый семнадцатиметровый кашалот ударил головой в кормовую часть судна, сломал стальной гребной вал и вывел из строя рулевое устройство. Сам же кит отделался лишь несколькими неглубокими ранами "на лбу". Во второй половине 60-х годов в период ходовых испытаний американская атомная субмарина "Сидрэгон" столкнулась с китом. При этом был поврежден гребной винт и деформирован левый борт подводной лодки. В 1963 году норвежский китобоец "Дюрей" водоизмещением 450 тонн был атакован китом, получил пробоину и затонул. Спустя год английский пассажирский лайнер "Иберия" следовал из Европы в Австралию. На подходе к порту Фримантл внезапный удар огромной силы потряс стальной корпус судна, словно оно со всего хода наскочило на мель. Разгадка происшествия стала понятной, когда испуганные члены экипажа и пассажиры недалеко от борта "Иберия" увидели окровавленное тело кита. На этот раз крупнотоннажное судно длиной 218 м не пострадало, однако 10-метровый властелин морей погиб. Удивительный случай произошел в Тасмановом море в декабре 1968 году. Новозеландская яхта "Матуку" наткнулась на стадо кашалотов и была ими потоплена. Экипажу удалось спастись, спустя пять дней он был подобран проходившим мимо английским судном. Весной 1983 года в Мексиканском заливе кит набросился на прогулочный катер. Ударом хвоста он повредил палубные постройки, пострадали и находившиеся на борту люди: один турист был убит, трое ранены. Огромные размеры китов, большая скорость и дальность плавания издавна обращали на себя внимание ученых, а довольно частые случаи нападения создали вокруг них ореол легенд и суеверий. Нередко авторы популярных сочинений в погоней за сенсацией приписывали этим животным исключительную агрессивность. Несомненно, что она в значительной степени преувеличена. Правда, до настоящего времени нет удовлетворительного объяснения причин, вызывающих нападение на суда. Однако в последние годы исследователям удалось все же приоткрыть завесу загадочности над подобными явлениями. Так, например, советский ученый В.А. Арьсеньев считает, что распространенное утверждение об активном нападении кашалотов на суда лишены всякого основания. По его гипотезе, это не умышленные атаки, а чисто случайные удары, объясняющиеся своеобразным выныриванием этого животного. Раненный гарпуном кашалот резко идет в глубину, но довольно скоро снова выходит на поверхность, поднимаясь почти вертикально и выставляя над водой свою громадную тупую голову. Если своевременно не остановить китобойца, то выныривающий кит оказывается под корпусом двигающегося по инерции судна и может сильно ударить головой в днище. Совершенно очевидно, что подобная точка зрения может объяснить далеко не все известные случаи столкновения китов с судами. По мнению некоторых зарубежных исследователей, участившиеся случаи "таранов" вызваны интенсивным судоходством в Мировом океане. Морские гиганты, считают ученые, таким образом стали реагировать на раздражающую их тесноту. Как видим, в поведении властелина морей еще много неясного, но хочется думать, что в недалеком будущем в этом вопросе не останется "белых пятен". Зарегистрированы случаи нападения на суда другого крупного жителя морских пучин - кальмара. В декабре 1946 года норвежский журнал "Природа" опубликовал сенсационное сообщение: танкер "Брунсвик" водоизмещением 15 тыс. тонн и длиной 150 м между Гавайскими островами и Самоа был атакован гигантским кальмаром. Капитан судна Арне Грённингзеттер рассказывает, что огромный головоногий моллюск длиной более 20 м неожиданно вынырнул из глубины и нагнал судно, шедшее со скоростью 12 узлов. Затем он на некоторое время плыл с танкером параллельным курсом на расстоянии 30 м от левого борта. Внезапно кальмар, обогнув судно, бросился в атаку и вцепился в корпус, нанося по нему сильные удары. Стараясь удержаться на скользкой металлической поверхности танкера, моллюск обхватил его своими щупальцами, достигающими в поперечнике 20-50 см толщины. Однако под действием встречного потока воды начал соскальзывать назад к корме и попал под винт, который смертельно ранил животное. Позже в этом же районе Тихого океана "Брунсвик" еще дважды был атакован гигантскими моллюсками. Небезынтересно отметить, что во время преследования судна кальмары развивали значительную скорость, доходящую до 24 узлов. По мнению капитана Грённнингзеттера, кальмары нападали на танкер, принимая его за своего врага - кашалота. Нередко виновниками аварий и даже гибели небольших судов являлись гигантские акулы. В один из таких безветренных дней 1960 г. около прогулочной яхты, стоявшей у побережья Шотландии, поднялся гигантский фонтан воды, спустя минуту на месте происшествия плавали обломки судна и трупы находившихся на нем людей. Все вокруг было покрыто густой дурно пахнущей жидкостью. Очевидцы этого таинственного происшествия недоумевали, что же случилось? Через несколько часов после трагедии загадку блестяще разрешил специалист по морской экологии. Виновницей катастрофы оказалась полярная акула - цеторинус. Слизь, найденная на месте гибели яхты, оказалась идентичной секрету, покрывающему кожу этой рыбы. Максимальная длина цеторинуса, по опубликованным данным, 11 метров, но встречаются особи и до 13 м. Наибольшая масса этого гиганта около 3000 кг. Еще более опасной для судов считается китовая акула или ринеодон. В судовых журналах кораблей всех стран зафиксированы случаи столкновения с ней. Вот только одна типичная запись, сделанная капитаном шхуны после аварии, имевшей место возле Кейп-Сан-Лукас, у южной оконечности Калифорнии. "Справа по борту появилась огромная акула и с такой силой ударила судно, что рулевой выпустил из рук штурвал. Хвост акулы поднялся на 2,5 м над фальшбортом корабля и на 4 метра с лишним над уровнем моря. Был отдан приказ заглушить мотор, так как рыба разбила гребной винт. Когда рыба дала задний ход, мы смогли как следует ее рассмотреть: у нее была крапчатая расцветка, и она достигала не меньше 9-10,5 метров в длину. Когда по прибытии в порт судно ввели в сухой док, выяснилось, что корпусу и рулю были нанесены серьезные повреждения". В 1968 году советский рефрижератор "Ветер" возвращался из экваториальной Атлантики к родным берегам. Все шло гладко, но вдруг судно сотряс сильный удар. Капитан отдал приказ застопорить машину и обследовать корпус. Каково же было изумление моряков, когда оказалось, что "Ветер" подвергся лобовой атаке со стороны гигантской пятнистой акулы длиной более 10 метров! Таран был настолько силен, что животное пробило обшивку борта у форштевня и застряло там! Таинственная история произошла в том же году с японским супертанкером "Иохо-Мару", следовавшим с грузом нефти в Аравийском море. В ночь с 9 на 10 августа судно внезапно ощутило сильный толчок и вскоре начало сильно крениться на борт. 22-миллиметровая оболочка танкера была разодрана, и в трюмы хлынула вода. При этом 10 тысяч тонн нефти вылилось в море. При осмотре судна в Бахрейне, куда оно дотащилось с большим трудом, в корпусе его ниже ватерлинии была обнаружена гигантская рваная брешь, размером пятьдесят на двадцать метров. Район, где произошла авария, был хорошо знаком морякам: он был достаточно глубоководен, и опасность встретить здесь рифы полностью исключалась. Кто же все-таки пропорол брюхо "Иохо-мару", кто встал поперек пути исполина-нефтевоза? А может быть, танкер просто-напросто наскочил на подлодку? Эксперты однако же отвергли эту догадку. Оставалось предположить, что виновником тяжелой аварии, возможно, является исполинская китовая акула. Анализируя случаи столкновений гигантских акул с судами, ученые пришли к выводу, что эти рыбы не агрессивны и имеют смирный нрав. Чаще всего конфликты такого рода случайны, так как рыбы зачастую просто оказываются на пути корабля. Если бы, например, китовая акула, достигающая в длину 18 метров и веса 15-20 тонн, активно не познакомились с одной из лучших книг о море - "Путешествие на Кон-Тики" Тура Хейердала. В одной из ее глав автор рассказывает, как однажды, когда он только забрался на плот после купания, раздался крик: "Акула!" Прямо за кормой плыла рыбина "с самой огромной и уродливой рожей", какую только видели люди, находившиеся на плоту. Капитан экспедиции утверждает, что она была такая страшная, что "поднимись со дна сам морской дьявол, он не мог бы напугать нас сильнее". Но не только мерзкий вид акулы вызвал у путешественников страх, были все основания опасаться исполина из-за размеров. Действительно, достаточно было одного "неосторожного" ее движения и плот разлетелся бы в щепки.
А.Потапов
На грани невозможного 16,2001
|
|