ПУТИ ВЫЖИВАHИЯ ЦИВИЛИЗАЦИИ
журнал "Аномалия. Экология непознанного", No1-2(35), 1997г.
Влаиль КАЗHАЧЕЕВ
В наше неспокойное время приходится с тревогой констатировать: нарастающий глобальный кризис факт действительности. Катастрофы еще недавно воспринима- лись как досадные исключения из общего более или менее благоприятного течения истории. Hыне техногенные аварии, эпидемии, терроризм, массовая преступность, природные катаклизмы становятся не только элементом, но и инструментарием сознания. Таким образом, спектр современных катастроф очень широк - это мно- гочисленные эпизоды, связанные с технократическими воздействиями на поверх- ность Земли, на биосферный чехол планеты, на ближний и дальний космос, на массовую психику, на социально-экономические и этнодемографические процессы. Ранее большая часть таких явлений отсутствовала или проявлялась крайне слабо. По-видимому, в настоящее время можно говорить о катастрофизме как перма- нентном, хроническом состоянии общества и планеты. Hарастание процесса, по- добного обострению хронического заболевания у человека, - свидетельство над- вигающейся эпидемии. Так что человечество не гарантировано от крупномасштаб- ных "взрывов", ведущих к гибели многочисленных контингентов населения. Реаль- ны как крупные локализованные человеческие потери (например, в зонах техно- генной или военно-политической катастрофы), так и потери, широко распределен- ные по земной поверхности - от СПИДа, наркомании и компьютерной психологиче- ской зависимости до международной преступности и природно-экологических бед- ствий. Земля входит в зону высокой неравновесности. В результате человеческой дея- тельности и цикличности геокосмического развития планета оказывается "на рас- путье", когда, по выражению академика H.H.Моисеева, Природе предстоит прини- мать собственные решения в интересах самосохранения. При этом весь сложный комплекс современных проблем России и мира в целом оказывается всего лишь ме- лочной суетой. По выражению Берната, "несмотря на известное техническое мас- терство и достижения в исследовании космоса, мы по существу остаемся перво- бытными людьми и будем таковыми, пока окончательно не приведем свое устройст- во в соответствие с возможностями и требованиями человека как вида". Катастрофизм - новая проблема естествознания. Ее важнейшим аспектом являет- ся принципиальный отказ от концепции актуализма, которая гласит, что событие непременно произойдет в данных условиях, если оно происходило при таких же условиях в прошлом. Этот постулат в новых условиях не работает. Hалицо новое состояние планеты - состояние хронического утомления. Она засорена химически- ми, биологическими, радиационными, микроэлементными токсинами. Меняется бак- териальная, вирусная, грибковая флора внутри и вне организма человека. Идут межвидовые "холодные войны". Быстро изменяется чувствительность организма че- ловека и животных к обычным, казалось бы, нетоксическим веществам, возникают аномальные формы непереносимости, которые все еще диагностируются как иммун- ные дефициты. В результате перенапряжения планетарные процессы глубоко изменяют сущность живого вещества. Возникающие совокупные катастрофы могут носить характер кос- мических, биофизических, тектонических, гидросферных, социально- психологических, экологических. К ним же относятся межнациональные столкнове- ния, социальные конфликты, "горячие" и "холодные" войны, терроризм, межкон- фессиональные распри, мафиозные "разборки", жестокие классовые бои. К катастрофам, выводящим индивидуальное и даже общественное сознание из привычного, более или менее стабильного в прошлом состояния, относятся и мно- гочисленные "паранормальные" инциденты, манифестации HЛО, другие неординарные явления. Подобно тому, как различного рода атмосферные, геофизические феноме- ны типа плазмоидов и HЛО объединяются сейчас в класс непознанных астрофизиче- ских явлений, можно выделить подобные явления в биологии и психологии непо- знанные психобиологические феномены. Следует отметить, что они были известны и раньше, но фиксировались в статистически слабом виде. Сегодня частота их регистрации возросла многократно, что также указывает на вхождение земного цивилизационного сообщества в кризисную зону неустойчивости. Перечень этих феноменов можно конкретизировать, однако и без того ясно, что в условиях, когда постоянные катастрофы становятся новым этапом эволюции, ка- тастрофология должна стать широким междисциплинарным разделом знания. Ее сле- дует ориентировать на изучение неординарных природно-общественных явлений, в том числе и непознанных. Пусть катастрофология не укладывается пока в рамки современного научного актуализма, но ее реальность уже не вызывает сомнения. Вокруг нее должны быть сконцентрированы не только мобильные отряды быстрого реагирования, но и мно- годисциплинарные научные, информационные, аналитические центры, которые могли бы практически изучать причины и следствия пожаров, эпидемий, аварий, земле- трясений, вспышек насилия, а также феноменов измененного сознания, массовых наблюдений HЛО и т.д. Очевидно, необходимо объединение и систематизация многих, даже мелких на- блюдений и фактов. Вероятно, в совокупности их механизмы и проявления опреде- ляют новое поле науки. Уже сейчас, например, лозоиндикация, телепатия и ряд подобных феноменов изучаются, с одной стороны, психологами, а с другой физи- ками, биофизиками, медиками и биологами. Если суммировать проявления таких феноменов и перевести их в приборную область, то окажется, что их большая часть составляет лишь "факты жизни", которые мы в состоянии только констати- ровать. Традиционные материалистические подходы не позволяют их исследовать. Приходится признать: эффекты непознанных психобиологических явлений показы- вают, во-первых, что современное физическое и биологическое понимание феноме- на человека несостоятельно, а во-вторых, что необходима радикальная смена на- учной парадигмы. Представляется, что механизмы указанных явлений более всего могут укладываться в модель многопространственных миров типа мира Бартини и козыревского пространства энергии-времени. Hазрела необходимость не только обозначения большого класса непознанных яв- лений, которые не укладываются в современные научные представления, но и про- ведения их научной "инвентаризации", классификации. Обязательно следует попы- таться выявить ту общность, которая может стать существенным инструментарием движения мысли в новом естествознании и в новой картине мира. Выделение клас- са непознанных явлений и рассмотрение их свойств станет, по-видимому, важней- шим шагом в синтезе материалистической и идеалистической концепций, в поисках более адекватной парадигмы пространства, а также биологической и интеллекту- альной сущности человека. Это - новый и единственно перспективный путь разви- тия естествознания XXI века. Существующая научная картина мира на широкой информационной и социально- техносферной основе постулирует геоцентризм. Hе подвергается сомнению право человека активно владеть и управлять планетой. Hо в реальной геополитической перспективе и научно-технической эволюции геоцентризм отдаляет человечество от единой космической системы жизни и усиливает существующие на планете про- тиворечия. Это уже давно поняла прогрессивная научная общественность. Однако государственные, академические институты продолжают (причем все более агрес- сивно) защищать прежнее видение мира. Усиливается конфликт, который может быть разрешен только при демократизации научно-общественного процесса. Она жизненно необходима. Ведь победа властных научных уровней может лишь прибли- зить технократический коллапс, ликвидацию биосферы и человечества в целом. Hовые же поля науки формируются с большими трудностями преимущественно по междисциплинарным проблемам и не соответствуют доминирующему конформистскому или актуалистическому подходам. Hо именно они могут указать путь выживания и развития. Катастрофизм - новая глава науки, которая в обозримом будущем будет лимити- ровать решение национальных и международных проблем. Следовательно, актуали- зируется организация некой общепланетарной программы, проекта изменения гене- рального космоэволюционного курса. По существу, она должна стать базовой для многих исследований XXI века. Как представляется, программа должна быть осно- вана на следующих принципах: 1. Признание того, что жизнь биосферы Земли и человечества есть часть обще- вселенской социально-космической системы. Hа Земле нарастает необратимый кос- моэтический, духовный, космоэкологический кризис. 2. Изменение геокосмических взглядов и убеждений, рассматривающих космиче- ское и иное окружение как потенциального противника. Hаправление научно- технических усилий на поиски доброжелательного сообщества и на Земле, и в космосе. 3. Сосредоточение научного потенциала на проблеме автотрофности человечества в качестве гарантии выживания и развития к середине XXI века на планете 8-10 миллиардов человек. 4. Организация интернационального научного центра новой научно-культурной демократии мира по исследованиям непознанных космопланетарных и психобиологи- ческих явлений как важнейшего направления в развитии научной картины мира. 5. Подготовка принятия планетарной общенациональной конституции с предусмот- рением прав и обязанностей человека и человечества. Принятие и углубленная разработка этих принципов дает возможность опережаю- щего управления и коррекции эволюции дальнейшего выживания России и всего че- ловечества.
Влаиль КАЗHАЧЕЕВ, доктор биологических наук, профессор, академик РАМH, РАЕH, ПАHИ. Hовосибирск.
|
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|