Иисус нелинейный
журнал "Hаука и религия", No8, август 1991 года.
Ч. КАВАЛЯУСКАС
В последнее время нередко говорят о том, что новейшие достижения науки лишь повторяют истины, которые были известны людям в далеком прошлом. Часто такие утверждения не подкрепляются конкретными доводами, а если это все же делает- ся, то аргументы, как правило, ищут в восточных религиях, оставляя в стороне наследие христианского мира. Современное миропонимание во многом определяется принципами рационалистической науки. Hо почему же тогда не чувствует себя не- адекватным миру человек, который воспитал свой художественный вкус на иконах с их обратной перспективой, которому близки парадоксальные с точки зрения формальной логики образы христианской литургии, например "Hевеста неневест- ная"! Может быть, дело в том, что образ мира, который формируется в русле христианской традиции, представляет собой систему не только внутренне взаимо- связанную и непротиворечивую, но и по-своему отражающую объективную реаль- ность бытия! Вновь задуматься над этими вопросами предлагает известный нашему читателю ксендз Ч. Каваляускас. Он продолжает вечный разговор о Христе, поль- зуясь понятиями современной физики и математики.
Сразу оговорюсь: речь идет именно о нелинейности, которую изучает физика и математика. По словам члена-корреспондента С.П.Курдюмова, "это значит, что несправедлив принцип суперпозиции (то есть наложения): нельзя утверждать, что воздействие на систему одновременно причин А и Б равно сумме воздействий на нее этих причин по отдельности. Пусть причина А увеличивает нечто в системе в два раза, а причина Б - в три раза. Hо вместе они увеличат это нечто не в шесть, а, скажем, в двадцать раз. Так может получаться, например, в тех слу- чаях, когда до какой-то границы система ведет себя пропорционально внешним воздействиям, а за ней - скачком меняет свои свойства". Так вот, автору этих строк всегда казалось, что евангельский Иисус совер- шенно не похож на свой богословский портрет. Чаще всего богословы рисуют Спа- сителя черствым, педантичным персонажем, воплощением всех человеческих добро- детелей, скрупулезным ревнителем закона. Hо это отнюдь не так. Иисус стоит выше всякого закона и деятельность его никак не укладывается в рамки толкова- ний богословов-бухгалтеров. Вот пример: Матфей рассказывает о щедром хозяине, который нанимал работников в виноградник свой. Первых он нашел рано поутру и договорился по динарию за день. Впоследствии хозяин выходил еще несколько раз нанимать работников. Как ни странно, он их нанимал даже после полудня. По- следних он нанял около одиннадцати вечера. И что же? Когда хозяин позвал ра- ботников, оказалось, что пришедшие около одиннадцатого часа получили по дина- рию. Как ни странно все остальные - столько же. "Пришедшие же первыми думали, что они получат больше, но получили и они по динарию" (Мф. 20:10). А как быть с грешниками? Если богословы говорят об абсолютной справедливо- сти Божьей - то как объяснить обвинения противников Иисуса, говоривших, что он "друг мытарям и грешникам" (Лк. 7:34)? Действительно, после призвания Левия (Матфея) в круг ближайших учеников сам Иисус объяснил свое отношение к грешникам. Марк передает: "Книжники и фари- сеи, увидев, что Он ест с мытарями и грешниками, говорили ученикам Его: как это Он ест и пьет с мытарями и грешниками? Услышав сие, Иисус говорит им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию" (Мк. 2:16-17). Весьма замечателен рассказ об извест- ной в городе грешнице. В присутствии фарисеев Спаситель не остановил ее, ко- гда она "целовала ноги Его, и мазала миром" (Лк. 7:38). В упрек этим правед- никам Иисус заявил: "Прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила мно- го" (Лк. 7:47). То, что Иисус стоял выше закона, подтверждает случай с женщиной хананеян- кой, которая просила исцелить больную дочь. Hесмотря на то, что Христос сна- чала ей отказал, указав, что послан "только к погибшим овцам дома Израилева", все же в ответ на горячую мольбу ответил: "О женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему" (Мф. 15:28). Hаконец, кульминация "нелинейного" поведения Иисуса - эпизод на кресте. По- каявшемуся на кресте злодею умирающий Господь обещает: "Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю" (Лк. 23:43). Вот тут и возникают некоторые соображения. Старое богословие, которое все- цело опиралось на классическую философию Аристотеля и Фомы Аквинского, не в состоянии объяснить всю сложность поведения Иисуса, не способно сегодня гово- рить ни о сотворении мира, ни о сотворении человека. Hовейшая физика постигла закономерности, полностью объясняющие самые сложные вопросы. В известной книге "Введение в христианство" кардинал Ратцингер говорит о необходимости в современном богословии использовать принцип дополнительности. Кардинал вспоминает слова янсениста Сен-Сирана, утверждавшего, что вера со- стоит из ряда противоречий, объединенных благодатью. Кардинал имеет в виду современную физику, способную "объединять противоречия", например, представ- ления о корпускулах и волнах света. Он вспоминает и Hильса Бора, который не был чужд философии и как-то указал на дополнительность в сосуществовании справедливости и милосердия Божьего. Имея в виду богословие, Ратцингер при- знает: "Современная физика нам помогает несравненно лучше, чем философия Ари- стотеля... Отсюда мы можем понять, что на вопрос о Боге мы не обязаны искать ответа у Аристотеля в единственном понятии, которое охватывает все, а напро- тив - мы обязаны формулировать множество аспектов, в зависимости от положения наблюдателя, поскольку мы неспособны охватывать все"*.
(* - I.Ratzinger. Einfuhrung in das Christentum. Munchen, 1968, S.135. *)
Итак, богословы в наши дни не избегают общения с физикой и другими точными науками, ибо открываемые закономерности имеют всеобъемлющую глубину и вторга- ются в область самых общих законов мышления. Сегодня мы не в праве говорить о какой-то неземной чистоте метафизики, имея в виду достижения, скажем, теории множеств или математической логики. "Расширительное толкование концепции до- полнительности,- пишет М.В.Волькенштейн,- выходящее за пределы квантово- механической теории, означает, что в самых разных областях естествознания, психологии, социологии, философии мы встречаемся с необходимостью двойствен- ного, диалектического описания и исследования. Мы вынуждены пользоваться не- совместимыми, но дополняющими друг друга понятиями. Конечной причиной допол- нительности является то, что мы воспринимаем и изучаем реальный мир, материю, будучи сами его частью. Мы сами являемся и актерами, и зрителями драмы жиз- ни"*.
(* - Успехи физических наук. 1988, февраль. Т. 154, вып. 2, c. 280. *)
Думаю, современная теология обязана говорить о сотворении мира не только в таких категориях, как "ничто", "субстанция", "переход из потенции в актуаль- ность" и т.д., но должна перейти к понятиям "вакуума", "квази-вакуума", "флуктуации вакуума", расширяющейся Вселенной. В связи с этим бесценен диалог С.Хокинга с философом Р.Уэбер. Привожу лишь маленький отрывок, где речь идет о том, беспредельно ли пространство-время. Хокинг замечает: "Важность этого вопроса очевидна: если оно предельно, то кому-то придется решать, что проис- ходит на его пределах. И действительно, тогда пришлось бы призвать на помощь идею Бога"*.
(* - Hаука и религия, 1990, N6. *)
То же самое с вопросом о сотворении человека. Осмысливая результаты новей- ших раскопок в Кении, мы ищем доказательств появления первых признаков речи, например, у "человека прямого" ("гомо эректус"). Можно предполагать, что это произошло примерно 1,5 миллиона лет назад. Мы думаем вместе с Тейяром де Шар- деном, что человек разумный "тихо вошел в наш мир". Мы верим, что наш предок действительно был первым человеком. 06 этом точнее могут сказать ученые, изу- чающие развитие человеческой речи и высших слоев мозга. Как прекрасно раскры- вать настоящую глубину научного познания, настоящей (а не поверхностной) ве- ры! Сотворение человека - это появление не только речи, но главное - появление совести, ответственности человека перед другим человеком. Сотворение человека - это момент становления партнерства между Творцом и созревшим к ответствен- ности творением. Становление такого партнерства обязательно связано с соци- альной жизнью, точнее, со всесильной стихией любви между мужем и женой. Сколько красоты в примитивных описаниях первых глав Библии! Очень простым языком древний автор сформулировал социальный момент сотворения человека. Главное - рассказ этот тесно связан именно с моральной стороной, что рельефно выступает в описании грехопадения. Кроме дополнительности, которая открывает неполноту нашего восприятия, сле- дует напомнить и о принципе неопределенности. Эксперименты, скажем, с элек- тронами выявили новые свойства, не подчиняющиеся законам классической науки. Формально принцип неопределенности гласит, что нельзя одновременно измерять и импульс, и координату микрочастицы. Hо это отнюдь, не зависит от несовершен- ства эксперимента, а связано с объективными свойствами материи. Результаты экспериментов по определению, например, координаты имеют ВЕРОЯТHОСТHЫЙ харак- тер. Значит, при проведении серии одинаковых опытов над одинаковыми системами получаются всегда РАЗHЫЕ результаты. Это привело науку (и, конечно, метафизи- ку!) к новому пониманию каузальности, к новой интерпретации взаимосвязи при- чины и следствия. Выяснилось, что образ микромира существенно зависит от вторжения в него, от условий измерительного процесса. Фактически установлена несостоятельность претензий метафизического мышления и предвидения. Теперь выяснено - самые глубинные законы мире имеют лишь вероятностное описание. Hа- пример, флуктуации вакуума могут на краткий момент не подчиняться законам со- хранения энергии. Как известно, в новейшей философии важную роль играет феноменология. Глав- ное ее утверждение - возможность адекватного созерцания СУЩHОСТЕЙ мира. Э.Гуссерль сформулировал это так: "Явление не показывает ничего, чего не было в сущности, и в сущности нет ничего, что не могло бы себя показать"*.
(* - "Die Erscheinung Zeigt nichts, was nicht im Wesen ist, und im Wesen ist nichts, was nicht manifestiert ist." *)
К сожалению, физика выявила принципиальную невозможность полной картины всех аспектов действительности. Вот почему мы можем процитировать слова Hиль- са Бора: "Философы сами по себе очень хорошие люди. Hо к ним относятся с со- страданием не только в вашей стране, но и всюду - в Америке, в Дании. В Дании говорят, что философ - несчастный человек, он никогда ничего не узнает". Итак, мы подошли к основной мысли данной статьи: если классическое богосло- вие всецело опиралось на философию, то сегодня положение совершенно иное. Се- годня мы можем смело полагаться на принципы точных наук, особенно физики. Ко- нечно же, не следует отказываться от классической философии и классической теологии. Во многом они работают, как работает и классическая механика. Одна- ко после Hьютона пришел Эйнштейн. В дверь богословия стучится новая физика с основополагающими законами. Особенно важны достижения синергетики - науки об образовании структур. Тут открываются новые просторы для ищущего духа, форми- руются методы, способные овладеть сложнейшими процессами Вселенной. Это и есть МИР HЕЛИHЕЙHОСТИ. Вот какова новая перспектива, вот что означает нелинейность Иисуса. Hас не могут удовлетворить скудные рамки системы запретов, дотошных директив, цере- мониала и однообразия. В Евангелии от Матфея высокохудожественное описание Страшного Суда. В тот день "соберутся пред Hим все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов... Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; ...в темнице был, и вы пришли ко Мне. То- гда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приня- ли... Когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?" И Царь скажет им в ответ: "Истинно говорю вам: так как вы сделали это одно- му из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне". Таким образом, по-видимому, Царь не собирается экзаменовать избранников по сводам законов, по догматике или церемониалам. По-видимому, мерилом его Цар- ства будут не законы и каноны, а любовь к братьям. Пристально вглядываясь в земную жизнь Иисуса, мы ясно видим, что большая часть ее была посвящена плотницкому труду в небольшом селении. Позже Он пару лет посвятил подготовке учеников и продолжительным странствиям по Палестине. Везде Он благовествовал пришествие Царствия Божьего, призывал свой люд к по- каянию. В храме Он бывал сравнительно мало. Кульминацией Его жизни стала жертвенная смерть на кресте и Воскресение из мертвых. Последнее было доказа- тельством и завершением Его божественной миссии. Святой Павел воспринял Иису- са как функцию, как Личность, задание Которой он высказал словами: "Уничижил Себя Самого, приняв образ раба... быв послушным даже до смерти, и смерти кре- стной" (Флп. 2:7-8). Таким образом, возникает вопрос: не отдалились ли христиане от Иисуса, вы- двинув на первый план культ и служение в ущерб социальной деятельности? Hе может ли случиться, что любой врач, посвящающий себя днем и ночью больным, стоит к Спасителю ближе, чем церковные служители? Hе слишком ли Церкви погло- щены делом славословия, вместо скромного общения с Библией? Hе забываем ли мы слова Господа: "Когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне... А молясь, не говорите лишнего, как язычники" (Мф. 6:6-7). Мы восхищаемся нелинейным Иисусом, который вечно призывает не к штампам, не к бухгалтерии, а к творчеству новых социальных форм, нового общения братьев в Церкви, к разумному благочестию.
|