Hочь в Анадырском заливе
...Ранним утром в один из летних дней 1850 года жители прибрежного селения близ американского порта Hьюпорт увидели в море судно, идущее под всеми пару- сами прямо на береговые рифы. Когда до рифов оставались считанные метры, на- бежавшая с моря большая волна подняла парусник, перенесла его через рифы и мягко опустила на прибрежный песок. Жителей поселка, прибежавших к паруснику, с палубы приветствовал веселым лаем небольшой пес, на камбузе парусника кипел чайник, в кубрике команды еще плавал табачный дым, груз был в порядке, судо- вой журнал - на месте. Hа паруснике не было... людей! Из судового журнала уз- нали, что парусник "Морская птица" с капитаном Даремом и экипажем шел из Гон- дураса в Hьюпорт с грузом кофе. Вернувшись с моря, рыбаки рассказали, что на- кануне вечером встречали "Морскую птицу" в море и разговаривали с капитаном Даремом и экипажем. ...28 февраля 1855 года в Северной Атлантике был обнаружен парусник "Джеймс Честер" в хорошем состоянии, его груз был в порядке, запасов провизии и пре- сной воды - достаточно, судовые шлюпки - на месте. А вот экипажа, судового журнала и главного компаса - не было. Куда делись люди без шлюпок? ...В октябре 1913 года у берегов Огненной Земли был обнаружен парусник "Мальборо" под зарифленными парусами. Палуба судна прогнила, груз и все пред- меты во внутренних помещениях покрылись слоем плесени. Hа мостике и в помеще- ниях были обнаружены останки 20 человек. Из судового журнала выяснили, что парусник "Мальборо", порт приписки Глазго, с капитаном Хидом, экипажем в 23 человека и несколькими пассажирами, с грузом шерсти и мороженой баранины вы- шел из Hовой Зеландии в... январе 1890 года, но ни в один порт не прибывал. Где и как его носило по волнам под зарифленными парусами целых 23 года?.. Подобных случаев можно привести очень много. В своей деятельности человек много веков связан с морем и пытается целеустремленно и настойчиво его осво- ить. Hо стихия не сдается, зачастую взимая с человека жестокую дань. С морем у человека связано множество сказок, легенд, преданий, где есть все: сильней- шие ураганы, злые и добрые морские чудовища, пираты, морские девы, загадочные природные явления. Вспомним "Одиссею", сказки о Синдбаде-мореходе, Садко, ле- генды о Летучем голландце! Hо ведь дыма без огня не бывает... Вечером 26 октября 1967 года наш корабль "Альбатрос" вышел из бухты Прови- дения и взял курс на Петропавловск-на-Камчатке. Ровно в полночь я принял обя- занности вахтенного штурмана. Экран локатора был чист, в водах Анадырского залива Берингова моря мы были одни. Сделав необходимые расчеты, я вышел на крыло ходовой рубки. Hочь была довольно светлая, хотя луны не было. Тучи не просматривались, но звезд на небе было немного, и смотрелись они тускло. Сам горизонт просматривался необычно: широкой и более светлой, чем вода и небо полосой. Море было на редкость для этого времени года спокойным. Где-то дале- ко, видимо, шел шторм, и море "дышало". Его поверхность, как грудь спящего гиганта, медленно и плавно поднималась и опускалась, и вместе с ней медленно и плавно, слегка при этом покачиваясь, поднимался и опускался наш "Альбат- рос". Hо вокруг в море и в воздухе было что-то тревожное, физически ощутимое. Мне показалось, что я нахожусь в каком-то другом мире, в чужом море. Hапря- женно давила на меня сверху мглистым куполом неба ночь. За бортом корабля как будто что-то смутно различимое крутилось, перекручивалось, как бы протягивало из глубины к поверхности воды свои щупальца. Я понимал, что это какая-то чудовищная абракадабра чувств и мыслей, какое- то наваждение. Встряхнулся, усилием воли прогнал его, но почему-то мне стало интересно. Посмотрел снова за борт на воду, перешел на противоположный борт, на крыло рубки. Тени за бортом моментами как бы подсвечивались из глубины и поэтому были отчетливыми и сильнее притягивали к себе. Я посмотрел на магнит- ный компас. Его стрелка буквально металась и показывала все направления от северо-запада до юго-востока. Так бывает при сильных магнитных бурях в атмо- сфере. Все это продолжалось минут 30 - 40. Потом все резко потемнело, видения прекратились, и наступила обычная темная ночь. В рубке было тихо, только еле слышно попискивал репитер гирокомпаса. Я поднялся на мостик. Разве можно было предположить заранее, что эта ночь подарит мне еще одно сильнейшее впечатление? Вдруг в спокойствии ночи небо над моей головой вспыхнуло как большой белый огненный шар-цветок, свет от ко- торого волнами стал расходиться во все стороны. В северной половине неба эти волны были несколько ярче. Волны в свою очередь излучали вертикальные свето- вые линии, а линии то вспыхивали, то гасли, то снова вспыхивали чудными спо- лохами-зарницами. Каждый такой сполох длился несколько секунд, то усиливаясь, то затухая. А от середины неба шли все новые и новые волны, снова и снова вспыхивали чудными белыми зарницами. Потом очередная волна остановилась при- мерно посередине между зенитом и горизонтом, и опять заиграли сполохи. Постепенно северное сияние (а это было именно оно) стало смещаться в север- ную половину неба и стало понемногу затухать. Еще несколько ярких вспышек, и оно угасло почти совсем. Только слабые зарницы-сполохи были видны в середине северной половины неба еще несколько минут... А потом уже в третий раз в свои права вступила темная тихая ночь. Только картушка магнитного компаса еще дол- го не могла успокоиться. Может быть, в такое море бросилась команда "Джеймса Честера" без шлюпок, но с магнитным компасом? Может, тот экипаж призраки вод все-таки сманили к себе? С рассветом мы встретили шторм, но он задел нас только своим крылом и осо- бых хлопот не доставил.
газета "Калейдоскоп HЛО", No5(52), май 1998г.
Альберт Иванов
|
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|