Дорога шестиструнная
Прогресс цивилизации — это история транспортных систем. Самым крупным техническим достижением считается изобретение колеса. Новейшая история устремилась вперед быстрее рысака на скачках, и минувшие века кажутся сонным царством. Двигатель прогресса — постоянное обновление транспортных средств.
Вот что сегодня может предложить человеку инженерная мысль для передвижения по и над сушей: железнодорожный транспорт, автомобили, авиацию, высокоскоростные железные дороги, поезда на магнитном подвесе; монорельс; троллейбус; скоростной трамвай; рельсовый автобус; канатные дороги. Всего 10 направлений. Вместе с разновидностями (экранолет, летающая тарелка, самолет с укороченными крьльями для полета в тоннеле, электромобиль и т.д.) наберется около 200 идей. У каждой свои достоинства и недостатки, некоторые представляют интерес лишь в ка-чесгве иллюстрации того, насколько дерзновенен изобретательский порыв. Самое же печальное — ни один вид транспорта не удовлетворяет сегодняшним требованиям, где должны сочетаться экологичность, безопасность, скорость, дешевизна.
С 1999 года Центр ООН по населенным пунктам (Хаби-бат) выделяет гранты на проект FS-RUS-98-S01 «Устойчивое развитие населенных пунктов и улучшение коммуникационной инфраструктуры с использованием струнной транспортной системы». Автор проекта — инженер Анатолий Юницкий. Динамическая модель создана математиками Санкт-Петербургского госуниверситета транспорта, Белорусского госуниверситета, Воронежской политехнической академии. Действующая модель демонстрировалась на Лейп-цигской и Ганноверской ярмарках, на международной выставке «Инновации» в Москве она получила диплом первой степени. Сейчас любопытствующие могут увидеть макет системы в масштабе 1:5 в музее «Коломенское». Наконец, в мае начинается опытная отработка новой транспортной системы в трех районах Крайнего Севера. Обо всем этом стоит сказать для того, чтобы не создалось впечатление, что струнная система является фантазией очередного непризнанного гения, вознамерившегося облагодетельствовать человечество.
Самолет появился на свет благодаря гениальному соединению двух уже существовавших аппаратов — планера и
бензинового двигателя. Точно так же струнная система не открывает новых законов природы, а лишь сочетает достоинства известных видов транспорта. Это гибрид автомобиля, самолета и поезда. Суть системы проста, понятна школьнику. Между опорами по принципу подвесного моста натягиваются рельсы, по ним движется электромобиль. Питание идет через колеса. Рельсы — это пучки струн из высокопрочной стальной проволоки, которые растягиваются в горизонтальном направлении. Независимые автомобильные подвески на каждом колесе снижают вероятность схода модуля с пути. Испытания в аэродинамической трубе показали, что коэффициент сопротивления у него в 2,5 раза меньше, чем у истребителя, и в 3,5 раза меньше, чем у болидов «Формулы-1».
Расчетные характеристики струнной системы таковы. Скорость равна 300-500 км в час - быстрее высокоскоростной магистрали, но медленнее самолета. Стоимость - ниже, чем для самого дешевого морского транспорта: 5 долларов на 1 тонну на 1 тысячу километров. Безопасность несоизмерима с автотранспортом и находится на уровне авиации. Экологичность — как у троллейбуса, строительство не требует, как железнодорожный транспорт, отчуждения больших территорий. Энергозатраты значительно ниже, чем в авиации, и в 5 раз меньше, чем в автотранспорте.
Каждое изобретение ценно не только своей оригинальностью, но и тем, насколько оно востребовано обществом. Паровоз братьев Черепановых на момент создания оказался России не нужен. Струнная система вряд ли заинтересует Запад с его развитой транспортной инфраструктурой. Другое дело — Россия, где протяженность железных дорог всего 87 тысяч километров против 225 тысяч «американских»; об автомобильных дорогах говорить неловко. В Сибири и на Крайнем Севере, где сосредоточены огромные богатства, здесь дешевая транспортная система могла бы стать панацеей — не случайно ее опытная проверка финансируется предприятиями Крайнего Севера.
Сергей ЛЕСКОВ.
Секретные исследования 4,2001
|
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|