Коварство мертвой воды
Летом 1943 года после удачного торпедного залпа крейсерская советская подводная лодка, ласково прозванная экипажем «Катюшей», пользуясь туманом, полным ходом уходила от погони. Уходила не по правилам в надводном положении, но выхода не было - аккумуляторы подводного хода оказались почти разряженными. Конечно, соревноваться в скорости с немецкими эсминцами было бесполезно, но выручил туман, и капитан приказал идти к берегу на мелководье. Этого немцы никак не ожидали, локаторов на судах тогда не было, и наша субмарина благополучно ушла от преследования.
Но на этом везение «Катюши» кончилось: осколком снаряда тяжело ранило командира. На его место заступил старпом, капитан-лейтенант Виктор Шевченко. Затем мотористы сообщили, что, по-видимому, засорилась топливная система, а вскоре заглох дизель - от перегрева расплавились вкладыши в подшипниках коленвала. Лодка заштилела в тумане в нескольких милях от норвежского берега. Мотористы взялись за ремонт, а Виктор спустился в тесный закуток к штурману Сергею Быкову, который еще до войны плавал штурманом по Севморпути.
- Мы примерно вот здесь, - показал он на карте вход в одну из шхер, где было устье какой-то речушки. - Скоро туман рассеется, и мы окажемся тут как на ладони. Надо уйти к берегу под защиту скал, они серые, мы тоже, на их фоне не разглядишь, да и вряд ли нас в этом месте ищут. Глубины здесь десять-пятнадцать метров, так что осторожно пройдем.
Виктор прикинул, что на разряженных аккумуляторах лодка вряд ли разовьет даже четыре узла, до берега - пара миль, может, на полчаса хода энергии и хватит. А дальше произошло странное: моторы, судя по оборотам, работали на среднем ходу, но лодка практически стояла на месте, словно уткнувшись в противолодочную сеть. Однако никакой сети здесь не было. Лодка
не потеряла способности маневрировать и тем не менее не хотела двигаться к берегу. Моторы работали уже десять минут, но судно продвинулось вперед лишь на один кабельтов - несколько длин собственного корпуса.
- Все ясно, - сказал вдруг Сергей, - «мертвая вода»! Поверху не пройдем!
- Перестань, что за сказки! - отмахнулся Виктор. - Какая еще «мертвая вода»?
- Ладно, я тебе все объясню потом, а сейчас время дорого. В общем, надо погрузиться на перископную глубину, пусть даже рубка сверху торчит, тогда проскочим.
Виктор полностью доверял опыту штурмана и отдал соответствующие команды. К его удивлению, лодка, почти царапая брюхом дно, тут же двинулась вперед. Когда, укрытые береговыми скалами, они вновь всплыли, штурман достал с полки книгу известного полярного исследователя Фритьофа Нансена «Во мраке ночи и во льдах» и прочел абзац, посвященный его экспедиции к Новосибирским островам в 1893 году. Тогда у полуострова Таймыр «Фрам» Нансена попал в «мертвую воду».
«На то, чтобы пройти несколько миль, понадобилось более четырех часов. Мы почти не двигались с места благодаря «мертвой воде», а как только останавливали машину, что-то словно засасывало корабль назад. Целых пять суток «Фрам» находился в плену у «мертвой воды», пока не достиг ледяных полей».
- Я сам не раз встречался с «мертвой водой», когда в ней застревали целые караваны, и долго считал, что это явление наблюдается лишь в северных морях. Но оказалось, что с ним сталкивались еще древние греки в Средиземном море, считая его
происком морских богов, и приносили им жертвы, иногда даже человеческие.
Вот у меня еще одна выписка из книги некоего Романо, изданной в 1607 году: «Я должен рассказать вам о проделке дьявола, чтобы вы знали, как многочисленны его козни против бедных моряков. На пути из Гаэты в Неаполь галера «Сайта Лука» шла под парусами при свежем ветре. Находясь в двух милях от Порты, она почти остановилась, несмотря на поднятые паруса. Шкипер осмотрел руль, думая найти канат или сеть, запутавшиеся в нем, но ничего не обнаружил. Он приказал рабам сесть за весла, но галера не двигалась с места».
Но никто не хочет учиться на ошибках предшественников. Совсем недавно один российский капитан, ведя северным путем караван нефтеналивных барж, попал в плен к «мертвой воде» и велел спустить за борт водолаза, чтобы осмотреть винт, не поверив объяснению, данному многоопытным помощником.
Сообщение Нансена в свое время вызвало ожесточенные споры среди моряков и ученых. И тогда полярный исследователь обратился к своему соотечественнику, геофизику Бьеркнесу, основателю службы погоды в Норвегии. Проведя эксперименты в лаборатории, тот установил, что речь идет о тонком слое пресной воды на поверхности соленой. Когда корабль движется с незначительной скоростью (менее четырех узлов), то на границе между пресной и соленой водой образуются подводные волны, быстро достигающие больших размеров. Их энергия и гасит почти всю скорость судна. Мощь судовых двигателей идет на противодействие этому глубинному волнению. Особенно часты подобные ловушки в устьях рек, где тонкий язык пресной воды вдается далеко в море. В такую ловушку и угодила наша подводная лодка «Катюша».
Татьяна САМОЙЛОВА, историк Фото ЕРА
НЛО 16,2001
|