Филиппинские мумии
Высоко в Филиппинских Кордильерах мирно почивают в пещерах сотни отлично сохранившихся мумий. На протяжении веков они держат в священном страхе своих потомков - представителей племени ибалой, которые верят, что, потревожив могилы, можно вызвать природные катаклизмы, навлечь на себя болезни и даже смерть. Сейчас найдены новые захоронения, и ученые всерьез занялись изучением мумий.
Окруженный плотным кольцом гор, город Кабайан находится в самом центре местности, населенной народом ибалой. Этот народ, когда-то промышлявший охотой за головами, а сегодня добывающий себе пропитание фермерством, долгое время был изолирован от внешнего мира. Однако в 60-70-е годы XX столетия волна цивилизации достигла и этих отдаленных мест. В городке появились дороги и электричество, а сведения об укладе жизни ибалой - и о мумиях - просочились далеко за пределы Филиппин. Исследования показали, что в этом районе находится около 300 древних захоронений, разбросанных по различным, зачастую потайным, уголкам. Изучив предания и легенды, а также собрав собственные данные, ученые смогли воссоздать [Историю мумий.
Полагают, что ибалой начали бальзамировать представителей племенной знати в XI веке. Перед смертью человек выпивал соленую воду, дабы очистить внутренние органы. Мертвеца обмывали и растирали травами. Затем его попеременно подсушивали на солнце и
держали на медленном огне. Наконец тело, обернутое в полотнище, уносили в пещеры, где с течением времени к нему присоединялись члены его семьи, а иногда и домашние животные.
"В отличие от древних египтян, ибалой не удаляли из тел внутренние органы. Эти мумии не так хорошо сохранились, как древнеегипетские, - констатирует исследователь из Смитсо-нианского института Патри-сия Афабл. - Удивительно,
что они вообще дошли до наших дней".
В XVI веке, после испанского завоевания, практика бальзамирования трупов у племени ибалой сошла на
нет. В начале XX столетия несколько ритуальных пещер подверглось осквернению; покоившиеся там мумии были похищены. Среди них - знаменитый король-воин, чье тело украшали богатые татуировки. Однако это было только начало. Настоящее бедствие обрушилось на племя ибалой в 70-х годах, когда на остров хлынул поток туристов. «Тогда было похищено около пятидесяти мумий», - рассказывает Орлаи п" ЛЛ|лчьон, глав-
ный куратор отдела консервации Национального музея Манилы.
Поток вандалов не удалось остановить даже после того, как захоронения пле-
мени ибалой были объявлены национальным достоянием. Тогда мэр города Кабайан разослал в организации, занимающиеся охраной культурных ценностей, письма с просьбой о помощи. Его усилия не пропали даром. Всемирная организация по охране памятников включила кабайанские захоронения в список ста самых редких памятников и ассигновала на их консервацию 35 000 долларов. В прошлом году похищенный король-воин Апо Анну был найден сотрудниками Национального музея и возвращен в Кабайан, к великой радости всего племени. «Они верят, что с тех пор как короля похитили, над ними тяготеет проклятие», - говорит Абиньон, координатор работ по сохранению мумий.
В ближайшее время планируется возвести железные решетки вокруг входа в пещеры и установить более надежную систему безопасности. Однако этого может оказаться недостаточно.
Вода, подтапливающая эту местность в результате создания ирригационных систем, разрушает мумии и способствует росту лишайников; огромную проблему
представляют также полевые мыши и крысы. «Мумии быстро портятся», - говорит Абиньон. Ученые надеются, что им удастся узнать о мумиях как можно больше, прежде чем процесс разрушения станет необратимым. Пока ученые трудятся над сохранением мумий, старейшины племени прилагают все усилия, чтобы сохранить местные традиции и верования. Прежде чем позволить кому бы то ни было взглянуть на мумию, они совершают жертвоприношения и возносят молитвы. Старейшины наотрез отказываются раскрывать местонахождение многих захоронений и не позволяют беспокоить большинство из уже известных мумий. Они боятся проклятия, и по меньшей мере один ученый полагает, что их страхи не лишены основания. «Во время одного из ритуальных обрядов я позволил себе пошутить, и поплатился за это, - рассказывает Абиньон. - Я поскользнулся на склоне холма и сломал несколько ребер». Что это было - гнев мумий? «У меня нет доказательств, -говорит Абиньон, - но я уверен, что это так».
Евгений ФЕДОРОВ
Мир приключений и путешествий 5,2000
|
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|