Очень лёгкий английский...
Страшное зло таится в предложениях ускоренного изучения иностранных языков
Валю, мою старую знакомую, восторг переполнял до такой степени, что от ее голоса телефонная трубка почти искрила:
- Ты не представляешь, какая у меня радость! Только не падай: Васька заговорил-таки по-английски. Учительница, например, точно едва в обморок не грохнулась! А ты еще не советовала мне использовать эти кассеты... Да черт с ним, пускай что хотят и как хотят там записывают, лишь бы результат был!.. Короче, я всем мамашам двоечников наших их теперь рекомендую. Я бы и тебе посоветовала для твоего лентяя, но ведь ты упрямая. Ну и мучайся с ним дальше!
Этот монолог я выслушала за месяц до конца прошлого учебного года. Примерно в начале мая. За прошедшие месяцы Валю я не видела - вплоть до вчерашнего дня, когда она приехала ко мне без предупреждения. Причиной визита вновь послужил ее сын-восьмиклассник (теперь уже девятиклассник), запомнившийся мне как вялый, туповатый оболтус, интересы которого сводились к футболу (в качестве болельщика) и фантастическим телетриллерам.
На этот раз Валя была далека от восторга, зато очень близка к беспокойству за сына, вполне обоснованному. Нет, с английским все по-прежнему было в порядке. Чудодейственные кассеты с аудиокурсом, обещавшие гарантированное усвоение иностранного языка за три недели при ежедневном прослушивании, не обманули ожиданий. Уникальная методика, упомянутая в рекламе, и впрямь оказалась уникальной при относительно небольшой стоимости.
Взволновало заботливую маму совсем другое. Ее 14-летний сын внезапно увлекся... магией. Нельзя сказать, чтобы Валя была верующим человеком, но к колдовству, оккультизму и прочей деятельности в этой сфере относилась, как все нормальные люди, отрицательно.
- Представить не могу, - жаловалась она, - откуда у него взялся такой интерес? У нас в семье никто этим не занимался. Просто сумасшествие какое-то...
И, поколебавшись, добавила:
- Знаешь, я все думаю... А вдруг это из-за тех кассет? Мы тогда так радовались все, восхищались результатом, как чудом. Ведь за несколько дней человек заговорил на незнакомом языке... Я помню, ты предупреждала. Ты бы не могла рассказать еще раз то, что говорила тогда? Как это вообще делается?
С моей точки зрения, Валя задала не самый главный вопрос. Спросить следовало не только «как?», но прежде всего - «кем и для чего?».
Итак, ускоренный (или облегченный) английский. Рекламы давно предлагают изучить интересующий вас язык в неправдоподобно краткие сроки. «Обучение мышлению на языке... Постановка произношения... Преодоление языкового барьера и развитие разговорных навыков... Усвоение необходимого запаса слов в течение двух (максимум трех) недель...» и т.д. Формы обучения - самые разнообразные: от очных десятидневных курсов с «американскими преподавателями» до высылаемых на дом аудиокассет. Но во всех подобных предложениях фигурирует одна и та же фраза: «эксклюзивная методика». Что же это за методика, позволяющая за пару недель усвоить столько же, сколько усваивает совсем небездарный студент института иностранных языков за пять лет ежедневного, немалого труда? И так ли уж она «эксклюзивна», как утверждает реклама? Начну с конца. Упомянутый «эксклюзив» на самом деле был таковым лет, пожалуй, 150 назад, когда наука вначале обнаружила, а затем (пусть медленно и крайне неохотно) все же признала такое явление, как гипноз. Именно он, гипноз, являющийся, по сути дела, бандитским вторжением в подсознание, а через него - и в сознание (причем без всякого предупреждения жертвы), и лежит в основе всех «ускоренных» и «облегченных» методик усвоения иностранного языка в считанные недели. В сфере языкознания лично я впервые обнаружила его применение в начале 70-х, в Новосибирском университете. Весь знаменитый Академгородок был в восторге от результатов. Судите сами, стоило ли?
В те годы отношения СССР с Китаем были хуже некуда, вплоть до весьма высокой вероятности войны. Война же всегда нуждается в переводчиках, знающих язык врага. Вот их-то и готовили на этот случай в Новосибирске. Попробуй, однако, выучить китайский язык в сжатые сроки, если он ни графически, ни психологически, ни этимологически ничего общего не имеет ни с одним языком, бытующим на территории России! Однако именно это происходило за три-четыре недели на моих глазах в одном из общежитий Академгородка... Небольшой, явно японский магнитофончик, наушники - вот и все, что для этого требовалось. Ну и еще - обыкновенная кровать-«койкоместо». Потому что наушники вставлялись в студенческие уши на ночь, магнитофон включался, а свет, наоборот, выключался. Будущий переводчик укладывался спать, процесс шел всю ночь. А наутро студент просыпался с прочно усвоенной очередной порцией необходимых в случае войны знаний.
Мне никогда не забыть одну из «подопытных» студенток, очень миловидную нацменочку, которая каждое утро, умывшись и позавтракав после очередной обучающей ночи, почему-то присаживалась на свою кровать и минут 15 горько плакала, прежде чем отправиться на лекции. Объяснить толково и ясно причину своих рыданий она не могла: просто ужасная тоска, вот и все! Очень жаль, что о ее дальнейшей судьбе (так же, как и о судьбах остальных «переводчиков») я ничего не знаю и не узнаю никогда. Но еще тогда выяснила немаловажный факт: истероидный синдром (так называются в медицине подобные беспричинные рыдания) впервые проявился у девушки после прослушивания кассет. До этого она была абсолютно здорова, эмоционально уравновешенна.
О чем это говорит? О том, что даже простейший вид гипноза - обучающий и не включающий в себя никаких «тайных» дополнительных программ - действует на психику человека, тем более неокрепшую еще в силу возраста, разрушающе.
Вернемся теперь в наши дни, в том числе к Валиной истории. Можем ли мы судить с достоверностью о том, что в процессе усвоения «ускоренного английского», неважно, в какой форме, очной или заочной, ученик получает помимо вожделенных знаний еще какие-то дополнительные гипнотические программы? Если судить по Валиному сыну (а я знаю еще два случая, абсолютно аналогичные этому), ответ может быть только один: да. Потому что налицо появление у мальчика ранее не свойственных ему интересов, а значит, изменение его личности. Прежний Вася, каким он родился и рос, был решительно несовместим с интересом к оккультизму. Не было никаких причин, по которым этот интерес мог вдруг вспыхнуть, и в семейном или школьном окружении. Единственное событие, выпадающее из его обычной повседневной жизни, - ускоренное изучение английского, после которого и возникло увлечение. Значит, в нем и следует искать корень зла.
Употребляя слово «зло», я имею в виду Зло с большой буквы, в том смысле, в каком его употребляет религия. Потому что речь идет о духовной сфере развития человеческой личности, а в ней все однозначно: добро - то, что исходит от Бога, зло - то, что исходит от Сатаны. Можно и конкретнее: добро - то, что созидает, зло - то, что разрушает. В нашем случае разрушает психику, причем психику детскую, куда менее защищенную, чем у взрослых. Точно так же Бог, вообще любая мировая религия (кроме не канувшего в вечность язычества) накладывают жесткий и абсолютный запрет на любые занятия магией и оккультизмом. Тем более если речь идет о детях или подростках. Я совсем не хочу сказать, что любые курсы английского или другого иностранного языка с ускоренным обучением, то есть методически включающие работу с подсознанием, закладывают в головы учеников конкретные гипнотические программы, помимо обучающих. Но разве есть хоть какая-то возможность выяснить предварительно, чисто или нечисто с этим делом в избранном вами месте? И это - не считая того, что любое воздействие извне на подсознание, даже простейшее, всегда опасно и непредсказуемо по последствиям. Страшно то, что мы забываем сегодня мудрую поговорку: «Береженого Бог бережет»...
Попробуем условно сравнить нашу жизнь с той, которой жили наши предки каких-нибудь сто лет назад, что по историческим меркам совсем немного. Нет сомнений, семьи тогда были прочнее, традиционнее в самом лучшем смысле слова, куда более дружные. Вместе со взрослыми дети трудились, отдыхали, молились: ведь большинство людей являлись верующими, на молитве был построен быт почти каждой семьи! Почитание Бога влекло за собой естественным образом почитание Его Заповедей, а следом - уважение к старшим, послушание им. И даже если ребенок внутренне бунтовал против взрослых, был ленив и нерадив, сам образ жизни, ее распорядок и общественное мнение в целом вынуждали его хотя бы внешне подчиняться общепринятому.
Точно так же (и он это знал и автоматически считал справедливым) неизбежным являлось наказание за грубое нарушение традиций. Например, за неподчинение и дерзость родителям. Все это значит, что сто лет назад даже в самой «бескультурной» и безграмотной крестьянской семье жизнь детей была куда более духовной, чем в подавляющем большинстве сегодняшних, вполне интеллигентных.
Сейчас в нашем обществе много и часто говорят о необходимости возрождения духовности. Оно и понятно: в предыдущие атеистические десятилетия весь смысл нашего бытия был сосредоточен на материальных ценностях, а в итоге «заземленные» идеалы, лишенные духовного содержания, потерпели фиаско. В том числе и на уровне семьи, которая так же, как и общество, начала деградировать, разрушаться. Но ведь понятие духовности очень конкретно! Его нельзя подменять понятием образованности, эрудированности и даже одаренности, как это постоянно делается. Во все времена духовностью считалась вера в Высшие силы, в мир духов, от которых и произошло даже само слово. А здесь, как уже упоминалось, третьего не дано: либо ты веришь в Бога и по крайней мере стараешься следовать Его Заповедям, либо идешь вслед за дьяволом путем Зла. При этом, вольно или невольно, увлекая вслед за собой собственных детей... Известно, что Сатана всегда проявлял особый интерес к молодому поколению: ведь разрушить будущее человечества - и значит отнять его. Но, пожалуй, никогда еще адептам зла не удавалось столь сильно преуспеть в этом своем устремлении, как в наши дни. Упомяну лишь общеизвестный факт наступления на Россию всевозможных сект, одна из которых, между прочим, изгнанная со своей исторической родины, - кришнаиты - обрела вторую родину в стенах МГУ... В 30 процентах школ Москвы вовлечены во всевозможные секты директора и учителя, самовольно вводящие в программу «предметы», изучающие, например, давно опозорившее себя «учение» Муна. Совсем недавно именно за пропаганду сектантства была снята с работы директор одной из таких школ Центрального административного округа Москвы... Спохватились и «погнали волну» родители одного из младших (!) классов.
К этому печальному и тревожному списку я бы добавила еще и все возрастающую популярность нашего «ускоренного английского». В сущности, происходит то же самое воздействие на сознание и взрослых, и детей, что и в сектах, только в куда более коварной форме. Подобное «возрождение духовности» может иметь только одну цель: переориентацию целого поколения с подлинных и традиционных для России ценностей на антиценности.
Наверное, не стоит говорить, к чему это может привести и, собственно, уже привело. Но и не надо думать, будто наступление Зла на подростков и молодежь идет только в столицах. Недавно я провела пару недель в маленьком городке, затаившемся на самом дне среднерусской глубинки. В зеленом, очаровательном, украшенном подновленными куполами православных храмов. В первый же вечер, выйдя насладиться тишиной и покоем, я получила ярчайшее и жутковатое впечатление.
По улицам с безумными, но стройными воплями шествовала огромная толпа детей и подростков с чем-то вроде серого флага, выкрикивающих мантру кришнаитов: «хара - рама» или что-то вроде этого. Та же мантра многократно повторялась на их «знамени»... Вероятно, они бы просто смели меня со своего пути, не отскочи я в какой-то подъезд. Больше всего мне запомнились их глаза, одинаковый у всех взгляд - взгляд сомнамбулы, «нанюхавшихся», «уколотых»? Поистине безумный, устремленный куда-то за горизонт, совершенно невидящий, как у слепых от рождения...
И еще - лица. Суровые, лишенные даже намека на улыбку или доброту. Совсем не детские.
Я не стану отвечать на самый главный вопрос: кому это все нужно? От кого мы обязаны сегодня защищать своих детей? И следует ли защищать их от нас самих? От нашего бездумия, нашего стремления любыми средствами «перетащить» сыновей и дочерей из класса в класс, из школы в колледж, из колледжа в институт, из института в бизнес или любой другой вариант «благополучной жизни». Мне кажется, на этот вопрос каждый может ответить сам, если даст себе труд задуматься о том, что происходит с нами и нашими детьми сегодня и что может случиться со всеми нами завтра...
Карина КАРЕВА
Тайная Власть 9,2000
|