Космическое сознание йоги
Что такое йога: религия или физкультура, философия или образ жизни? Стоит ли заниматься практической йогой сегодня, в век вычислительной техники, роботов и космических полетов? Здесь, в России, в наших непростых климатических и социальных условиях? Что может нам дать йога в повседневной реальной жизни? Кого, наконец, можно считать настоящим йогом? Попробуем разобраться в этих вопросах.
В житейском кругу бытуют самые разнообразные мнения о том, что такое йога и кто такие йоги. Например: йог - это гимнаст, акробат; йог - это факир; йог - это экстрасенс; йог - это аскет; йог - это религиозный фанатик.
Отчасти эти мнения верны, но только отчасти. Йог - не гимнаст, хотя он постоянно работает с собственным телом. Йог - не факир, хотя он действительно, используя свои психические резервы, умеет управлять такими функциями внутренних органов, которые считаются автоматическими. Например, ритмической деятельностью сердца и мозга. Йог - не экстрасенс в обычном понимании этого слова; и, несмотря на то что действительно может обладать удивительными способностями, никогда не стремится к ним ради них самих. Йог - не аскет. Сегодняшний йог живет и совершенствуется среди людей, хотя особенности его тренировки требуют частого уединения и довольно строгих ограничений в жизни. И наконец, йог - не фанатик. Хотя он и имеет дело с могучими силами, проявляющимися через его тело и психику, но не привязан к какой-либо религии, ничто не ущемляет его свободу совести и не посягает на его право выбирать себе ту или иную религию или же оставаться атеистом.
Тысячелетние традиции индийской философии, берущие начало с XV-X вв. до н.э. и сохранившиеся до настоящего времени, возникли на основе древних человеческих цивилизаций. Археологические находки позволяют с определенностью утверждать, что учение йоги было известно уже 2,5 тысячи лет до н.э. Именно к этому периоду относят изображения йогов в характерных позах, найденные в раскопках древней культуры Мохенджо-Даро. Однако произведения древнего эпоса говорят о гораздо более раннем происхождении йоги.
При этом эзотерическую историю йоги ведут от Индии в глубь веков к Древнему Египту, а от него - к еще более древним легендарным цивилизациям - Атлантиде, Арктиде и некоторым другим. В ведический период (с XV по VI в. до н.э.) в Индии появились Веды - священные книги индийских мудрецов, а затем комментарии к ним - Упанишады. Веды и Упанишады способствовали развитию философской мысли в Индии, создав целый ряд философских школ, к одной из которых относят и систему йоги. Однако йога, считаясь одной из шести традиционных систем индийской философии, признается всеми этими философскими системами как общий метод и практическое средство познания мира.
Обратимся к историческим корням, к истокам учения йоги. Научная традиция приписывает выделение учения йоги как самостоятельной системы легендарному индийскому мудрецу Патанджали (II-I вв. до н.э.). Патанджали выделил йогу в самостоятельную систему на основе уже существующих знаний и опыта, накопленных йогами-практиками. В своем труде «Йога-сутра» Патанджали излагает философию и практику той йоги, которая признается сейчас большинством исследователей как классическая. В учении Патанджали йога подразделяется на восемь частей: 1) яма - ограничения во взаимоотношениях с людьми и с природой; 2) нияма - предписания образа жизни; 3) асана - разнообразные позы и положения тела; 4) пранаяма - дыхательные упражнения, связанные с набором энергии; 5) пратьяхара - контроль и ослабление потока восприятия, психическая релаксация; 6) дхарана - концентрация мысли; 7) дхьяна - медитация, регулируемый поток сознания; 8) самадхи - измененное, экстатическое состояние сознания.
Эти восемь ступеней, или этапов, называемые восьмеричным путем, составляют классическую систему йоги. Можно видеть, что это учение охватывает как бы три больших пласта, три, казалось бы, самостоятельных направления развития человека. Во-первых, этическая, нравственная сфера (яма и нияма), во-вторых, это физическое развитие, совершенствование тела (асана и пранаяма) и, в-третьих, развитие психических сил человека (последующие четыре ступени). Таким образом, развитие человека на восьмеричном пути носит всесторонний, гармоничный характер.
Последняя ступень восьмеричного пути - это самадхи, творческое озарение, особое состояние тела и ума, когда перед человеком исчезают границы, отделяющие его от большого мира, в котором он живет, когда он чувствует и осознает себя нераздельным, единым со всем человечеством, всей природой, всем космосом. Некоторые авторы так и называют это состояние - космическое сознание. Те, кто хоть раз испытывал такое состояние, пусть даже считанные секунды, описывают его как лучшие, наиболее значимые мгновения своей жизни.
Состояние экстаза, транса испытывали основатели мировых религий и их последователи, великие мудрецы прошлого, ученые, писатели и поэты. Однако число таких людей невелико, к тому же состояние самадхи у них проявлялось спонтанно, неожиданно для них самих. Йога же учит сознательному достижению подобного состояния. Достижение самадхи является вершиной восьмеричного пути, поэтому йогом в полном смысле слова можно называть человека лишь тогда, когда он способен уверенно входить в такое экстатическое состояние.
Исторически сложилось так, что восьмеричный, классический путь йоги был практически закрыт для продвижения по нему людей. В мире господствовала Кали-юга, черный период, который должен был длиться около четырех с половиной тысяч лет. Распространение йоги в нашей цивилизации было связано с выделением из единой некогда системы йоги отдельных направлений, акцентирующих внимание на каком-либо частном звене этого учения. При этом ученик мог выбирать то или иное направление личного самосовершенствования в зависимости от своих индивидуальных особенностей и склонностей. Среди таких частных направлений йоги можно отметить следующие: хатха-йога, направленная в основном на развитие физических и физиологических функций организма; раджа-йога, рассматривающая развитие высших психических функций человека; карма-йога, связанная с гармоничным развитием социальных, общественных отношений личности; бхакти-йога, связанная с совершенствованием человека в эмоциональной сфере, в любви к ближнему, к природе, к Богу; джнани-йога, связанная с развитием мышления человека, расширяющая границы и возможности его познания.
Менее известны такие пути, как лайа-йога, мантра-йога, тантра-йога, а также тибетская йога (йоги респы, йоги лун-гом-па). В Китае и Японии практика йоги смешалась с буддистской философией и распространялась в форме чань- или дзэн-буддизма.
В результате миссионерской деятельности гуру Вивекананды в конце XIX века йога становится популярной в США и других странах. Требование восстановления первоначальной целостности учения привело к возникновению в Индии, уже в наше время, интегральной йоги Ауробиндо Гхоша - системы, утверждающей необходимость синтетического использования йогических методов в условиях динамичной социальной жизни. За последнее время стали известны и другие интегральные системы, пытающиеся восстановить и развить некогда единое учение йоги.
Когда в настоящее время говорят о йоге, чаще всего имеют в виду раздел хатха-йоги, связанный с физическими упражнениями. Согласно учению йоги, наше тело живет за счет положительных и отрицательных токов. Если они находятся в равновесии, то можно говорить о здоровье и гармонии тела. Физические упражнения представляют собой «азбуку» йоги, ее необходимую ступень - лишь через полное физическое здоровье и контроль за деятельностью тела может быть достигнуто умственное, духовное и моральное совершенство.
Основу физических упражнений в йоге составляют асаны - специальные положения тела. Согласно легенде, бог Шива открыл и дал человеку позы тела, предназначенные для сохранения здоровья и достижения высшего уровня сознания. В классической литературе упоминаются 84 000 000 асан! Из них лишь менее сотни используются йогами в настоящее время и только два-три десятка из них считаются наиболее важными и достаточными для гарантии полноценного здоровья на всю жизнь.
Асаны - это упражнения, связанные с медленными, умеренными движениями и состоянием покоя тела в сочетании с правильным дыханием и расслаблением. Они дают профилактический, терапевтический и психотерапевтический эффект, воздействуют на пищеварительную, сердечно-сосудистую, дыхательную, эндокринную системы, на систему выделения, нервную систему и весь двигательный аппарат. Освоение асан открывает возможность произвольной регуляции физиологических процессов, протекающих в организме, и помогает обучению направления сознания на тот или иной участок тела.
Известно, что имеется соответствие между отдельными психическими переживаниями и определенными зонами тела, точнее, особыми субъективными ощущениями в этих зонах. Переживание обиды или жалости к себе связано со щемящим ощущением в груди; ситуация опасности порождает неприятное, сосущее ощущение под ложечкой; размышление порой сопровождается напряжением и тяжестью в области лба. Ощущения в области определенных телесных зон в связи с психическими переживаниями играют особую роль в йоге, тантризме, дзэн-буддизме и других восточных учениях, а сами эти зоны являются особыми центрами тела человека, так называемыми чакрами. Чакрам соответствуют определенные символические изображения, а также слогосочетания (мантры), помогающие в концентрации на них внимания. Чакры представляют собой элементы своеобразной «психической анатомии» человека. Это психофизиологические механизмы, которые у большинства людей находятся в неразвитом, нерабочем состоянии. «Включение» чакр и освоение способов работы с ними предусмотрено в процессе занятий йогой, так как имеет важнейшее значение с точки зрения целительства и правильного распределения энергии в организме.
Сегодня многие увлечены йоговской медитацией. Это и неудивительно, так как она имеет большой терапевтический эффект. На Западе медитация уже давно применяется как средство саморегуляции, психокоррекции, терапии и психотерапии. В основе такого применения медитации лежат данные о том, что эта техника оказывает положительное воздействие на психосоматические нарушения, связанные со стрессом и тревожностью. Все исследования отмечают благотворное влияние медитации при самых различных синдромах: при страхе закрытого пространства, экзаменов, одиночества, сердечного приступа, при неврозах тревоги, при хронических болях различной природы, при реабилитации после тяжелых заболеваний, например инфаркта, при таких психосоматических заболеваниях, как бронхиальная астма.
Следует все же отметить, что основной целью йоги является не терапия и не приобретение сенсационных способностей, а здоровый образ жизни и развитие естественных качеств организма. В настоящее время древнее учение йоги становится предметом все более пристального, глубокого изучения со стороны современной науки. За рубежом созданы специализированные исследовательские учреждения, практическое изучение йоги становится популярным среди населения многих стран мира, в кругах ученых и политиков, представителей мира искусства и деловых людей.
Ученые и специалисты сегодня еще только пытаются разобраться и понять, что такое йога и кто такие йоги, а люди практикуют ее тысячи лет. Что ж... пусть разбираются. Йога открыта для всех. Каждый может взять из нее столько, сколько сможет...
Институт йога Гуру АР САНТЭМА
Тайная Власть 8,2000
|
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|