Мистика авиакатастроф
К сожалению, в авиации далеко не всё зависит от исправности лайнера и опыта его экипажа. Нередко в роли вершителей судеб выступают наземные службы так называемый «человеческий фактор», а иногда на этот пресловутый «человеческий фактор» просто все списывают, так как реальную причину авиакатастрофы определить не представляется возможным.
Днём 11 августа 1979 года в плотных облаках в районе украинского города Днепродзержинска по вине диспетчеров столкнулись два пассажирских лайнера Ту-134А, в результате погибли 178 человек, в том числе футболисты ташкентской команды «Пахтакор». Казалось бы, выводы, сделанные в ходе расследования причин этой катастрофы, должны были исключить повторение подобных трагедий в будущем. Однако не прошло и шести лет, как в небе над Львовом случилось практически «зеркальное» ЧП...
Эта авиакатастрофа не должна была случиться несмотря даже на скверную погоду. Небо было не безоблачным, но такая погода не редкость для этих мест в это время года. Оба самолета пилотировали опытные летчики, не менее опытными были и работники диспетчерской службы сопровождения. Но авиакатастрофа все же случилась - все списали на «человеческий фактор».
Когда 3 мая 1985 года в 10:38 пассажирский самолёт Ту-134А Эстонского управления гражданской авиации, следовавший по маршруту на Львов – Кишинёв, взмыл с бетонки аэродрома города Таллина ввысь, над всей Прибалтикой держалась ясная, тёплая погода. Но по мере продвижения на юг обстановка на трассе становилась всё сложнее. Вскоре самолёт летел в гуще многослойных дождевых облаков, периодически попадая в зоны
турбулентности, проходя буквально по краю грозовых фронтов, где проблёскивали пучки молний.
Впрочем, командир экипажа Н.И. Дмитриев не видел в ситуации за бортом ничего необычного. Ему, лётчику 1-го класса, Герою Социалистического Труда, налетавшему на этом типе самолёта не одну тысячу часов, подобные метеоусловия были не в диковинку. Спокойная уверенность капитана передавалась экипажу, также состоявшему из опытных авиаторов.
73 пассажира, разместившихся в салоне, конечно, нервничали, когда лайнер попадал в болтанку, но всё же доверяли квалификации своих «воздушных извозчиков», как и надёжности самой машины, несущей их со скоростью 850 км/час. В 12:06, следуя на высоте 7800 м, Ту-134А вошёл в Львовскую воздушную зону. Экипаж попросил у диспетчера восточного сектора РЦ (районного центра) разрешения занять эшелон 4200 м. Всем было ясно, что заходить на посадку придётся в условиях практически нулевой видимости.
ТУЧИ НАД ЛЬВОВОМ
Всего за четыре минуты до этого запроса из Львовского аэропорта взлетел военно-транспортный самолёт Ан-26, прозванный лётчиками за характерный звук работающих двигателей «Гадким утёнком». Он держал курс на аэродром Чкаловский под Москвой, и его баки были полностью заправлены топливом. Среди пассажиров находилось практически всё руководство ВВС Прикарпатского военного округа, включая командующего – генерал-майора авиации Е.И. Крапивина. Напросились в полёт с отцом и оба сына командующего. В салоне находилась также жена командующего 40-й армией Бориса Громова. Экипаж самолёта считался одним из лучших в округе. Командир корабля подполковник Шишковский налетал в общей сложности около 6 тысяч часов.
Репутацией крепких профессионалов пользовались и другие члены экипажа. Кресло второго пилота, кстати говоря, занимал лейтенант В. Быковский, сын знаменитого космонавта Валерия Быковского. Правда, молодой офицер налетал на Ан-26 всего 450 часов, но зарекомендовал себя с лучшей стороны.
К моменту взлёта погода в районе Львова совсем испортилась. Небо над аэродромом было затянуто почти сплошной дождевой облачностью. При этом нижняя кромка облаков буквально висела над землёй, а верхняя граница тяжёлых, рваных туч достигала 5-6-километровой высоты. Видимость в этом гигантском слое «киселя» фактически отсутствовала. А это значило, что значительная доля ответственности за безопасность полётов ложится на плечи диспетчеров.
ДИСПЕТЧЕРСКАЯ СЛУЖБА
В этот день диспетчерскую смену возглавлял опытный руководитель полётов аэропорта Львов Л. Квашин. Он окончил Академию гражданской авиации и имел квалификацию диспетчера 1-го класса. Диспетчером восточного сектора РЦ был не менее опытный сотрудник В. Шевченко, а диспетчером подхода П. Савчук.
Савчук в прошлом сам налетал немало часов, а после списания по возрасту с лётной службы окончил специальные двухмесячные курсы и был допущен к самостоятельной работе с присвоением квалификации «диспетчер службы движения 3-го класса».
В распоряжении этих специалистов имелось качественное оборудование: обзорный трассовый локатор ТРЛ-139, вторичный локатор «Корень-АС», а также обзорный аэродромный локатор. С помощью этой техники можно было управлять движением самолётов в любых погодных условиях. Вообще-то, военная и гражданская авиация летают по немного отличающимся правилам. Для гражданских самолётов установлены так называемые воздушные коридоры, которые чётко обозначены и неизменны. Во всём остальном пространстве летают военные самолёты, которые, в свою очередь, не имеют права заходить в коридоры. И всё же бывают случаи, когда военный самолёт пользуется гражданским коридором. И тогда многое, если не всё, зависит от квалификации диспетчера, который «ведёт» самолёт.
ТРЕТИЙ САМОЛЁТ
Как и в случае с трагедией под Днепродзержинском, здесь тоже не обошлось без третьего самолёта. За несколько минут до старта военного Ан-26 из Львова тем же курсом вылетел пассажирский Ан-24. В этих-то «трёх соснах» и заблудился бывший хороший лётчик, но недостаточно подготовленный как диспетчер П. Савчук. Впрочем, поначалу ничто не предвещало беды.
Когда Ту-134А попросил разрешения занять более низкий эшелон, диспетчер Шевченко сначала дал добро, но, сверившись с показаниями локатора, изменил свою команду. Навстречу «тушке» на высоте 4500 м летел тот самый пассажирский Ан-24, поэтому командиру эстонского лайнера было указано снижаться до эшелона 4800 м.
После того, как оба самолёта благополучно разошлись в густой облачности, Н. Дмитриев получил разрешение снижаться до 4200 м. Между тем, военный Ан-26, также летевший встречным курсом, поднялся до высоты 3900 м. Разрешение занять этот эшелон он получил от того же диспетчера П.Савчука. При этом радисту каждого из двух самолётов была передана информация о движении встречного борта.
Самолёт Ан-26 продолжал «вести» Савчук. По его расчётам, удаление машины от приводной станции составляло не менее 65 км. Но беда в том, что он перепутал засветки самолётов на индикаторе кругового обзоpa, приняв летевший в том же направлении Ан-24 за «свой» Ан-26. По данным Савчука, Ту и Ан-26 должны были разойтись в пространстве на значительном удалении друг от друга, но ошибка-то составляла около 10 км!
Опытный диспетчер обязательно проверил бы всё ещё раз, притом, что пара минут для этого в запасе имелась, но Савчук поторопился передать военный самолёт диспетчеру восточного сектора РЦ Шевченко. А сам дал команду экипажу «тушки» снижаться до 3600 м. Что касается его более опытных начальников, то они не проконтролировали действия своего подчинённого, который ещё не имел уверенных навыков работы со средствами радиолокации.
СЕМЬ СЕКУНД
В 12:13 два самолёта столкнулись на «роковой» высоте 3900 м, в районе городка Золочева. Расшифровка «чёрных ящиков» показала позднее, что за какую-то долю секунды до удара оба лётчика заметили друг друга в разрыве облаков и попытались отвести стремительные машины в сторону. Но было слишком поздно, не спас даже крутой крен. Самолёты, однако, столкнулись не лоб в лоб, а левыми плоскостями. От страшного удара у Ан-26 оторвало крыло, и он, потеряв способность держаться в воздухе, семь секунд падал к земле, а внутри кричали ещё живые люди.
Ту-134А разрушился в воздухе. Предположительно, все его пассажиры погибли мгновенно. Обломки самолётов упали в 15 км от Золочева, на возделанное поле. Несмотря на дождь отдельные фрагменты продолжали гореть. Особенно жаркое пламя пожирало военный самолёт, чьи баки перед дальним рейсом были заправлены полностью. От неистового пекла чернозём вокруг превратился в настоящее болото, в котором буквально увязали прибывшие спасатели. Увы, но спасать было уже некого. Всего в этой катастрофе погибли 94 человека.
Особенно жаркое пламя пожирало военный самолёт, чьи баки перед дальним рейсом были заправлены полностью
Некоторые эксперты говорили, что косвенной виной трагедии стали праздничные дни. Якобы диспетчеры потому не проверили показания локаторов, что торопились на обед. В отличие от ситуации под Днепродзержинском, где в воздушном пространстве кружил целый хоровод лайнеров, здесь в небе было намного свободнее. Комиссия досконально изучила обстоятельства этой трагедии. Её главный вывод повторял лишь то, что специалистам было ясно заранее.
Эта авиакатастрофа тоже не должна была случиться несмотря даже на скверную погоду. Оба пилота тоже были воздушными асами и диспетчера тоже были в основном опытными, но и эта авиакатастрофа тоже случилась снова, в который уже раз, все списали на пресловутый «человеческий фактор».
Перечислять аналогичные авиакатастрофы можно очень долго, когда казалось бы все опытные пилоты, диспетчера или службы авиаремонта делают необъяснимые с точки логики действия, а в результате гибнут люди. Почему так случается? Этому объяснения пока нет.
Источник: Валерий Нечипоренко
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
Последние аномальные новости

Агенство AARO скрывает правду о наблюдениях НЛО

Агентства США должны высказаться по поводу НЛО

Газ, который может быть признаком жизни на Марсе

Демонстрация новой оптической связи в дальнем космосе

Загадочные паукообразные существа на Марсе

Зонд по защите от астероидов совершит облет Марса

Извержение магнетара в соседней галактике

ИИ определяет политические взгляды людей по фото

Интервью с директором флоридского отделения MUFON

Как изменится жизнь после ядерной войны

Клетки обладают скрытой системой коммуникации

Лунный рельеф указывает на сейсмическую активность

Нет никаких доказательств теории эволюции Дарвина

НЛО в истории искусства. Звездолеты или облака

Нога инопланетянина обнаружена в музее

Обнаружили пробки из черных дыр в центрах галактик

Параллельная вселенная в генетике томатов

Получено лазерное сообщение с расстояния в 140 млн миль

Телескоп TESS обнаружил свою первую планету-изгой

Частные компании хотят лететь к астероиду Апофис

Баланс искусственного интеллекта и физики

ВВС США пытались завербовать меня для борьбы с НЛО

Женщина заметила таинственные огни в небе над Мерси

Загадочный случай с писателем криминальных романов

Игры помогают лучше распознавать фейковые новости

ИИ помогает ученым проектировать растения

ИИ распознает серьезные заболевания глаз

Исследователи обнаружили новую молекулу в космосе

Марсоход достиг места для поиска окаменелой жизни

Мы полетим на Марс на солнечном парусе

Найдены новые свидетельства существования Планеты Х

Окончательный отчет об инциденте Eglin UAP

Попытки AARO вступить в контакт с разоблачителем Грушем

Программа AATIP и Пентагон

Робот-священник отлучен от церкви

Свежее наблюдение Лох-Несского чудовища

Снежный человек пьет кровь мертвых животных

Феномен арахнидов Марса

Электрическая двигательная установка для космических полетов

Яркие огни, преследуемые истребителями и вертолетом

Франшиза BIG DATA. Обзор франшизы и окупаемость

Алмазные процессоры уже на подходе

Арахниды в городе Инков на Марсе

В Зоне 51 есть сверхзащищенная база внутри базы

В Ланкашире обнаружена своя Зона-51

Есть ли инопланетяне на экзопланете K2-18b

Инопланетяне путешествуют автостопом на астероидах

Китай создает свою версию мозгового чипа

Контактер получил послание от Бога

Музыкант стал первым пассажиром летающего автомобиля

Наблюдения НЛО над Мерсисайдом

Пауки замечены на Марсе

Пилот видел в небе четыре необъяснимых объекта

Подросток из Лас-Вегаса рассказал о пришельцах

Потомки птицоидов из Зимбабве

Почти 2000 наблюдений НЛО над Великобританией

США готовятся к войне в космосе

Ученый раскрыл причину проклятия фараона

Ходьба пешком повышает работоспособность мозга

Черные дыры препятствуют звездообразованию

Является ли ИИ ChatGPT сексистским

Бабайка похитила ребенка

В Сколково начали печь хлеб из насекомых

Вонючий дом шипящей ведьмы в Детройте

Вулканы на Ио непрерывно извергаются более 4,5 млрд лет

Женщина сорвала джекпот после предсказания гадалки

Жителей Самарской области напугали черные кольца в небе

Как лучше строить здания из реголита на Луне

Корональные выбросы массы в ионосфере Марса

Лазерный двигатель для сверхзвуковых подводных лодок

На шее женщины выросла огромная опухоль

Нашли неолитическую дорогу мертвых

Недоношенная девочка, признанная мертвой, ожила

Портал между мирами на горе Уррака

Психологи усомнились в существовании внутренних часов

Русский Нострадамус. В чем феномен Жириновского

Самые таинственные исторические артефакты

Сознание людей еще не готово к НЛО

Уфологические исследования во Франции

Ферменты, превращающие разные группы крови в первую

Физическая сила от природы способствует долголетию

Безотопливный двигатель бросает вызов законам физики

Близкие контакты с НЛО опасны

Женщина увидела НЛО из окна самолета над Нью-Йорком

Звездолет инопланетян вылетает из Солнца

Компании могут использовать ИИ в отношениях с клиентам

Летающий цилиндр замечен над нью-йоркским аэропортом

НАСА пересмотрит миссию по возвращению образцов с Марса

НЛО над Нью-Йорком поставил в тупик пассажира

Обнаружены новые структуры из сверхтяжелых кварков

Первый 3D-взгляд на магнитное поле нашей галактики

Подросток из Лас-Вегаса пострадал от демонического существа

Пришло время поговорить об НЛО

Радиотелескоп, изменивший наше представление о космосе

Самые убедительные наблюдения НЛО в истории Висконсина

Свет может испарять воду без нагрева

Странный цилиндр пролетел около аэропорта Ла Гуардиа

США действительно обнаружили разбившийся НЛО

Узнаем ли мы, есть ли жизнь на TRAPPIST-1e

Универсальная структура для пространственной биологии

Унификация концепции турбулентности звезд

Адмирал бьёт тревогу из-за НЛО

Альберта занимает третье место по аномальным зонам

Астероид Камо'Оалева был выброшен с Луны

ВВС США следят за внеземной деятельностью

Венера дает важные уроки о потенциале жизни

Вселенная и темная материя эволюционировали совместно

Город Богов, брошенный жителями

Дневник подробной хронологии грядущих столетий

Загадочная человеческая челюсть из коллекции Boy's rock

Инопланетяне отложили Судный день

Конгрессмен обвиняет правительство в сокрытии НЛО

Модель формирования экзопланет-изгоев

Новый Нострадамус выдал партию пророчеств

Первый миллисекундный пульсар в центре галактики

Подводные НЛО представляют реальную угрозу

Правительство не хочет рассекретить документы об НЛО

Приливные силы заставили экзопланету излучать тепло

Ранние галактики эволюционировали намного быстрее

Стивен Спилберг всю жизнь был очарован инопланетянами

Трехмерная структура вспышки вокруг черной дыры

В отчете об НЛО указаны две горячие точки

Гигантское озеро лавы на Ио

Давайте поговорим о НЛО

ИИ станет умнее любого человека в 2025 году

Как гамма-всплески порождают свет

МКС стала рассадником бактерий-мутантов

На дне Балтийского моря обнаружено НЛО

НЛО нарушают все законы физики

НЛО перевозят по пустынной дороге на прицепе

Обнаружили 13 штаммов бактерий-мутантов на МКС

Обнаружили самую крупную звездную черную дыру

Очень важно раскрыть данные об НЛО

Паломники сообщили об НЛО в небе Массачусетса

Почему на Марсе выделяется метан

Программа Kona Blue для реинжиниринга НЛО

Раскрытие проекта Aqua

Стоунхендж ориентирован как на Луну, так и на Солнце

Строительным элементам жизни легче формироваться в космосе

Такер Карлсон высмеял утверждения об инопланетянах

Хью Джекман был послан инопланетянами

Матовые стеклянные перегородки - особенности, виды, как выбрать

В районе Красной поляны обнаружили два дольмена

Два охотника стали первыми жертвами болезни оленей

Должно быть место для честного расследования НЛО

Древнейший вулканизм в Солнечной системе

Жители ХМАО засняли НЛО на фоне северного сияния

Загадка странных огней в ночном небе Вены

Китаец прожил 35 лет с просветом аорты

Люди эволюционировали как жуки, а не как позвоночные

Марсоход получил изображения окаменелостей людей

Нашли экзопланету-бродягу земного типа

НЛО в небе над Сызранью

НЛО, трансформации и откровения астронавтов

Ограничение калорий замедлило биологическое старение

Первая буква фамилии студентов определяет успеваемость

Полая Земля, летающие щиты и муравьиные боги

Почему умные люди верят в теории заговора

Сбывающиеся предсказания ясновидящей Ванги

Фрагменты белков могут возникать в космосе

Человек прилетевший с небес

Шамбала и полая Земля в древнем буддизме

Георадар будет искать водные объекты на Юпитере

Дьявольская комета наконец-то стала видна

Затерянный город найден на территории Тонгатапу

ИИ и НАСА борются с изменением климата

Инопланетное существо, выброшенное на австралийский пляж

Какова масса покоящегося нейтрино

НАСА предупреждает о военном присутствии Китая в космосе

НЛО пролетел над красотами Перта

Ортоклаз из свинца - это своего рода загадка

Отчет о программе Kona Blue

Паскагула устраивает вечеринку в честь похищения

Путешественник во времени показал фото из будущего

Самая глубокая дыра в земле была закрыта

Самые странные и неповторимые дома в Огайо

Случаи похищения людей инопланетянами будут изучены

Смертоносная пещера, которая может вызвать пандемию

Такер Карлсон видел свидетельства о подводных НЛО

У человека расплавились пальцы при встрече с НЛО

Увлечение внеземной жизнью восходит к 17-му веку

Черный зверь бродил по полю британского фермера

Встреча с НЛО в школе Ариэль в Зимбабве

Город-призрак, жители которого были вынуждены бежать

Горы и лавовые озера на Ио с высоты птичьего полета

Два неизвестных объекта пролетели мимо МКС

Подписка на новости
Наверх