Загадки Плащаницы
|
Исследования ученых проливают свет на подлинность покрова Христа Четыре часа утра одного из дней 1978 года. Кафедральный собор Джиованни Баттиста в Турине. Два немолодых священника, следящие за сохранностью знаменитой плащаницы, бесшумно прошли по ризнице, неся на руках большой старинный стол. На нем в скором времени будет разложена святая реликвия. Двери собора еще не открывались для посетителей, когда почти незаметно те же священники вошли в Королевскую часовню. Именно там и хранится плащаница на которой, как убеждены многие верующие, отпечатался облик снятого с креста Иисуса Христа. |
Заранее отключена электронная сигнализация, которая поднимает тревогу, если кто-либо пытается самовольно проникнуть в святилище… А такое случалось! Открыв ковчежец, священники достали обитый серебром самшитовый ларец с плащаницей и перенесли его в ризницу, находившуюся под усиленной охраной церковных служителей и специальных агентов. Полиция расположилась за пределами собора. |
Затем в ризницу впустили двух специалистов-историков. Они осмотрели реликвию, убедились в ее сохранности – ковчежец не открывался несколько лет – и выбрали на плащанице место, от которого можно было бы отрезать кусочек для исследования. Получив согласие архиепископа Турина кардинала Баллестреро, они отделили от ткани три образца шириной 1 и длиной 7 сантиметров. Затем в ризницу допустили сотрудника Британского музея Майкла Тайта, который для начала зафиксировал вес кусочков ткани. Оказалось, что они весят несколько больше того, на что получено согласие Ватикана, – около 150 миллиграммов. Образцы были помещены в три флакона, которые тщательно опечатал кардинал. |
Наконец пригласили представителей трех независимых лабораторий. Майкл Тайт передал им по 4 флакона – абсолютно одинаковых, без какой-либо маркировки. В одном из них находился кусочек плащаницы, в другом – ткани времен Римской империи, в третьем – раннего Средневековья, в четвертом – начала XIV века. Никто из исследователей, естественно, не знал, где и что лежит, – так исключалась предвзятость при анализе. |
Образ на полотне Исследования реликвии начались с первой фотографии плащаницы, сделанной в 1898 году во время ее очередной демонстрации. К изумлению фотографа, проявлявшего пластинку, расплывчатые пятна получились на ней гораздо более четкими, чем на ткани, и стали видны многие неразличимые простым глазом подробности. Но самое удивительное заключается в том, что изображение представляет собой негатив. Темные участки на обычном портрете были бы светлыми, и наоборот. Оттого на самой плащанице и были неразличимы детали, проступившие только на фотопластинке. В принципе, она-то и должна была быть негативом, но – таково свойство фотографии – стала позитивом. |
Льняное полотнище длиной 4,3 и шириной 1,1 метра было в нескольких местах повреждено. На нем сохранились следы пожара и прочих случайностей, связанных с перевозкой из одной церкви в другую, из страны в страну. Но дефекты не коснулись центральной части, где запечатлен отпечаток человеческого тела. На желтовато-белом фоне отчетливо видны желтовато-коричневые пятна, несколько расплывчатые, но складывающиеся в фигуру человека. Явственно различимы торс, руки, ноги, лицо и волосы. В расстеленном виде на левой половине вырисовывается отпечаток человека, лежащего лицом вверх, головой к центру и ногами к левому краю, а в правой половине – такой же отпечаток со спины, причем следы головы в лицевой и затылочной проекции почти соприкасаются друг с другом. Этим свидетельства плащаницы, однако, не ограничиваются. |
На плащанице заметны и более темные, красно-коричневые пятна, соответствующие евангельским ранам Христа, нанесенным бичом, иглами тернового венца, гвоздями и копьем. Всего этого вполне достаточно, чтобы миллионы христиан воспринимали реликвию как подлинное свидетельство страстей господних. |
Похороненный обряд Сторонники подлинности реликвии ссылаются на мелкие особенности, выявленные в ходе исследования отдельных участков изображения. По их мнению, они согласуются как с евангельским рассказом, в первую очередь с Евангелием от Иоанна, так и со ставшими известными недавно (в результате археологических раскопок) деталями римского распятия и еврейского похоронного ритуала начала нашей эры. |
Терновый венец, судя по капелькам крови на отпечатке головы, имел форму шапочки, похожей на митру. Именно такой была форма короны как знака власти на Востоке. |
Почти всегда европейское Средневековье изображало Христа в венце, имитирующем корону европейского типа, то есть в виде обруча. Лишь в позднем Средневековье под влиянием, как многие считают, образа на плащанице появляются изображения Христа в митрообразном венце и с гвоздями, вбитыми не в ладони, а в запястья. Однако противники подлинности плащаницы, и среди них известные судебно-медицинские эксперты, утверждают, что кровь не могла протечь аккуратными струйками через волосы, а должна была загустеть и расплыться в них. |
Особенно большой интерес вызвали отпечатки монет на глазах, проявившиеся при микрофотографировании в поляризованном свете и при компьютерном сканировании изображения, когда по плоскому отпечатку был восстановлен предполагаемый объемный прототип. Согласно данным археологии, в начале нашей эры евреи иногда клали монеты на глаза умершим и хоронили вместе с ними тела. Римляне и эллины тоже клали монеты, но не на глаза, а в саркофаг рядом с телом. Это тот самый обол, который требовалось заплатить Харону за перевоз через Стикс. Но дело не только в том, что обнаружены отпечатки монет. На полотне отпечатались некоторые элементы рисунка монет, чеканившихся только около 30-го года нашей эры. Одна из них весьма редкая монета – лепта Пилата, на которой надпись «император Тиберий». |
Оспаривая подлинность плащаницы, иные исследователи сомневаются, что в начале нашей эры было принято класть монеты на глаза умерших. И в погребальном обряде предусматривался отдельно саван для тела и отдельно ткань, которую обертывали вокруг головы, а также для рук и ног. Сомнительно, наконец, чтобы после омовения тела на нем могла сохраниться кровь, оставившая следы на ткани. Слишком много несоответствий с принятым обрядом погребения! Химия благовоний Основной загадкой остается сама природа изображения. Как вообще мог получиться такой отпечаток? Было выдвинуто предположение, что благовония (мирра и алоэ), которые, согласно евангельскому рассказу, были положены в могилу вместе с телом, впитались в полотно и сделали его восприимчивым к испарениям тела. Благовоний действительно было много. В Евангелии от Иоанна говорится, что Никодим «принес состав из смирны и алоя, литр около ста» (глава 19, стих 39). Болезненный пот, выступивший на теле после пыток, содержал много мочевины, которая дала аммиачные испарения, воздействовавшие на ткань и вызвавшие впоследствии ее потемнение. В какой-то мере этот процесс удалось воспроизвести экспериментально, но получившееся смутное изображение никоим образом не сравнимо с имеющимся на плащанице. |
Известно и то, что в античную эпоху для стирки широко применяли мыльный корень. Ткань, выстиранная в отваре мыльного корня, темнеет под воздействием физических или химических факторов, вызывающих дегидрацию целлюлозы, гораздо интенсивнее, чем ткань нестиранная. Была ли выстирана плащаница перед тем, как в нее завернули тело? Остается только гадать. |
Даже убежденные сторонники подлинности плащаницы вынуждены признать, что механизм образования отпечатка остается нераскрытым. Ссылка на особые условия, создавшиеся в гробнице, несостоятельна. Про таинственные, неизвестные науке факторы говорить не приходится, а чудеса – вне научной компетенции. |
След в истории Первое документированное упоминание о плащанице относится к 1353 году. Реликвия появилась в полном смысле неизвестно откуда во Франции, в местечке Лирей, недалеко от Парижа, во владениях графа Жоффруа де Шарни. Граф вскоре умер, унеся в могилу тайну появления плащаницы. В 1357 году ее выставили в местной церкви, что вызвало большой приток паломников. Церковные власти рассуждали вполне здраво: внезапное появление столь значимого предмета – очевидное свидетельство подлога. Епископ Анри де Пуатье выразил настоятелю церкви порицание за демонстрацию плащаницы, а его преемник Пьер д’Арси обратился в 1389 году к папе Клименту VII с просьбой запретить публичные показы. Д’Арси писал папе, будто некий безымянный художник сознался, что это – дело его рук. 6 января 1390 года Климент VII постановил считать плащаницу всего лишь художественным воспроизведением подлинной пелены, в которую Иосиф Аримафейский завернул тело Христа. Но, невзирая на то, что глава католической церкви объявил плащаницу подделкой, верующие не могли расстаться с легендой. В 1532 году, после пожара в церкви города Шамбери и «чудесного» спасения реликвии, вера в ее подлинность окончательно утвердилась. |
Более двухсот лет плащаница находилась во Франции, затем внучка графа де Шарни передала ее Савойскому дому. В 1578 году герцог Савойский перевез ее в Турин. С тех пор она и стала называться Туринской. Савойский дом владел ею более 400 лет и лишь в марте 1983 года, после смерти последнего итальянского короля Умберто II, отрешенного от власти после войны, право собственности на реликвию, согласно его завещанию, перешло к Ватикану с оговоркой: плащаница должна остаться в Турине… Приговор углерода Решение Римско-католической церкви отдать кусочек ткани для исследования радиоуглеродным методом не может не вызвать чувства уважения. |
Методы компьютерной обработки изображений позволили сделать отпечаток более контрастным и как бы приподнять его над фоном. Неожиданно исследователи увидели, как на дисплее появилось четкое трехмерное изображение человека, подвергнутого бичеванию и распятого. |
Позитивное фотографическое изображение человеческого лица на плащанице имело двухмерный вид. Его превращение в трехмерное прибором VP-8 было поразительным. Между этими изображениями такое же различие, как между картиной и статуей. Длинные волосы, борода и усы, умиротворенное лицо человека, жестоко убитого, предстали перед глазами исследователей, создавая загадочный образ реально существующего лица. |
Архиепископ Туринский, по просьбе которого ученые исследовали плащаницу, не спешил обнародовать результаты анализа, однако информация просочилась в прессу уже в сентябре 1988 года. A в октябре и по церковным каналам поступило признание, что полученные результаты не дают оснований усомниться в выводах ученых: ткань произведена спустя 13 веков после того, как в нее должны были завернуть тело Христа. |
Новые сомнения Однако наука не стоит на месте. Три года назад ученые подготовили две новых сенсации. |
Эксперт по истории текстильных изделий с мировым именем профессор Мехтильда Флери-Лемберг из Швеции, исследовав во время реставрации покрывало, твердо заявила на пресс-конференции: – Ткань плащаницы соткана совершенно так же, как материал, недавно найденный в ходе археологических раскопок в Израиле. Нет никаких сомнений, что она относится к I в. н.э. либо к более раннему периоду. Не физико-химическое состояние ткани, которая за века могла подвергнуться любым загрязнениям, а именно метод ткачества и особенности швов, оставшиеся абсолютно неизменными, являются главным ключом к возрасту плащаницы. |
Одновременно с профессором Флери-Лемберг выступил руководитель Британского общества Туринской плащаницы биолог Марк Гаскин. Он сообщил результаты лабораторных исследований другой, куда менее знаменитой святыни – окровавленного кусочка ткани, хранящегося в кафедральном соборе испанского города Овьедо. |
Эта реликвия, именуемая «судариум», считается верующими обрывком платка, которым накрыли голову Иисуса после его смерти. В отличие от Туринской плащаницы, в биографии которой много темных мест, история «судариума» со всеми подробностями прослеживается вплоть до I века н.э. Его первой обладательницей была знатная римлянка Лидия Каллина, принявшая христианство и сосланная за это в Иберию (нынешняя Испания). А Каллине клочок ткани якобы достался от самого апостола Павла, которого она прятала во время посещения им Рима. |
Итоги медико-генетических тестов, проведенных Марком Гаскиным, оказались сенсационны: они показали, что обрывок платка из Овьедо и плащаница соприкасались с телом одного и того же человека! |
Еремей ПАРНОВ |
Тайная Власть 7,2009 |
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|