Роковые жертвы Михаила Булгакова
|
Театр – это храм. И, как каждый храм, он наполнен преданиями и легендами. Больше всего их в нашей стране связано с постановками на сцене или в кино самого мистического российского романа ХХ века – «Мастера и Маргариты» Михаила Булгакова. |
Об отношении актеров к роману очень точно сказала актриса Раиса Недашковская: – Мы в актерской среде побаиваемся Булгакова: все, что с ним связано, окутано неуловимым роком. Еще более категорично высказался по поводу «Мастера и Маргариты» актер Алексей Локтев, опасавшийся постановки романа на сцене театра: – Где есть Булгаков, всегда есть Аннушка, которая уже пролила маслице. |
А Ивар Калныньш, например, просто счел за благо отказаться от роли Воланда, когда она была ему предложена. Конечно, не всегда «пролитое масло» приводило к трагическим последствиям, но таинственных неприятностей, жертвами которых стали как постановщики спектаклей по выдающемуся роману, так и актеры, хватало. Практически любая инсценировка, будь то театр, кино или даже демонстрация вдохновленных «Мастером» моделей одежды, не обходилась без проблем. |
Провал под музыку «Энигмы» – После одной истории с постановкой Булгакова я поверила в мистику, – рассказывала заслуженная артистка России Татьяна Малиновская. – Один модный кутюрье пригласил меня поставить шоу-дефиле. И, в частности, сделать номер специально для его коллекции. Мы приступили к репетициям, и я поняла, что творчество этого маэстро моды можно блестяще показать как булгаковский бал у Сатаны. Взяли роман Булгакова, мистическую музыку группы «Энигма», написали сценарий. Все это происходило в Страстную неделю перед Пасхой. Меня предупреждали, что я совершаю страшный грех. Но я не верила… И что вы думаете? Во-первых, в один из дней на Страстной я начисто забыла, что мне надо играть в спектакле. Этого прежде никогда не случалось. Утром в театре я получила строгий выговор. Но это еще полбеды… В пасхальный день состоялся наш «бал у Сатаны». Все валилось из рук. Звукорежиссер проспал, из-за него показ задержали на полтора часа. Когда он включал музыку, звучали совсем не те треки. Модели все напутали, выходили не оттуда. Словом, шоу-дефиле провалилось. |
Провал показа коллекции модельера, связанной с мистикой булгаковского романа, конечно, надолго запомнился и актрисе, предложившей вынести «бал Сатаны» на сцену Дома мод, и бедолаге-кутюрье, не имевшему понятия о дурной славе таких постановок. |
«Евангелие от Воланда» Актерам, игравшим персонажей из романа Булгакова, с подобными необъяснимыми, прямо-таки роковыми случаями приходилось сталкиваться постоянно. Причем порой они оборачивались для них не выговорами или провалом постановки, а настоящей трагедией. Лучшим актером, сыгравшим роль булгаковского Сатаны, знатоки до сих пор считают артиста московского театра «На Юго-Западе» Виктора Авилова. Благодаря его неподражаемой игре эту постановку «Мастера и Маргариты» назвали «Евангелием от Воланда». В течение нескольких лет Авилов выходил на сцену театра и потрясал своей игрой зрителя, причем, как следует из его интервью, он прекрасно сознавал, что ничего хорошего его не ждет: – Существует поверье, что за это произведение браться опасно. Я не суеверный, я просто знаю, что те силы, о которых идет речь в романе Булгакова, существуют… Вот, например, в моей роли есть слова: «Человек собирается распоряжаться собой, другими, и вдруг у него – кхе-кхе – саркома легкого!» Мы репетировали, и вдруг звонок из Одессы: «Приезжай на похороны». Мой друг Слава Грицишин умер от саркомы легкого – как раз в момент моих репетиций. Может, именно в тот момент, когда звучали эти слова. Вот что это: мистика или случайное совпадение? Творческая удача дорого обошлась артисту. Вот что он вспоминает о гастролях театра: – Мы возили «Мастера и Маргариту» в Берлин, и я его там не сыграл, потому что дважды умер. Это случилось за 40 минут до спектакля. У меня было две клинические смерти, кровь шла фонтаном. Меня вытаскивали с того света, сердце два раза запускали. Так что мне хочется верить, что я за это уже заплатил. |
Увы, как оказалось недостаточно, хотя артист и всегда держал под рубашкой на груди два золотых нательных крестика и медальон ангела-хранителя. Тем не менее 21 августа 2004 года актер на 52-м году жизни умер от рака. Сам Виктор Авилов считал, что смертельная болезнь сразила его после роли булгаковского дьявола. |
Предупреждение мэтра Перестав быть после смерти Сталина негласно запрещенным, роман Булгакова быстро вошел в моду. Многие театральные и кинорежиссеры решили воспользоваться моментом, попытавшись поставить «Мастера и Маргариту» на театральной сцене и экранизировать роман. Однако всегда что-то мешало. По Москве среди артистов и сведущей публики поползли слухи о том, что в этом замешаны «темные силы» из романа. |
Таинственную угрозу почувствовал выдающийся кинорежиссер, практически не знавший неудач в своем творчестве, – Михаил Ромм. Он категорически заявил, что есть литературные произведения, такие как «Мастер и Маргарита», по которым фильмы и спектакли вообще не надо снимать. |
Гибель в ДТП студенческой ленинградской труппы, которую возглавлял только что окончивший театральный вуз по курсу режиссуры Игорь Бочин, вознамерившийся в начале 70-х годов, поставить «Сцены из Булгаковы», по большому счету, никто не заметил. Ну, нарушили ребята святые правила автомобилистов – не вполне трезвыми за руль сели, машина старая, ненадежная по части тормозов была… Куда больший резонанс получила автокатастрофа, в которой разбился известный актер Алексей Локтев, прославившийся в роли молодого писателя Володи Ермакова в фильме «Я шагаю по Москве». Трагедия произошла, когда он спешил на просмотр спектакля «Мастер и Маргарита» во время фестиваля «Амурская осень». Прибывшие на место ДТП медики были бессильны. Локтева не успели довезти до больницы, от полученных травм он скончался по дороге. Фиаско «звездных» режиссеров У таких звезд, как режиссер Элем Климов, неудачи случаются редко. Но если в дело вмешиваются силы мистические, «звездность» не помогает. В мае 1986 года Элем Климов был избран председателем творческого Союза кинематографистов, однако отказался от престижной должности только для того, чтобы снять фильм «Мастер и Маргарита». Несколько лет Климов самозабвенно работал над экранизацией романа, но снять фильм не удалось – не хватило средств. Сами понимаете – перестройка, а за ней – Егор Гайдар. Много таких, кто в этих пертурбациях денег лишился… Следующую попытку сделал режиссер Юрий Кара. Он тоже не послушался мудрого Михаила Ромма и снял, хотя с огромным трудом, свой вариант фильма «Мастер и Маргарита». Казалось бы, Каре сказочно повезло. Дорогостоящий проект в 15 миллионов долларов согласилась финансировать компания «ТАМП». Музыку к кинофильму написал гениальный композитор, произведения которого прямо-таки насквозь пропитаны мистикой, – Альфред Шнитке. Однако съемки фильма шли чрезвычайно тяжело. Режиссер рассказывал, что его постоянно преследовали некие «высшие силы». Осенью 1991 года в Судаке выстроили огромные декорации древнего Иерусалима, которые обошлись в колоссальные суммы денег. Но приступить к съемкам так и не удалось. Постоянно возникали самые невероятные препятствия. Когда же в октябре в Крыму выпал снег (невиданное дело!), то работу над фильмом вообще пришлось приостановить. Съемки перенесли в Иерусалим, финальную сцену снимали в районе Мертвого моря. Но неприятности на этом не кончились… В 1995 году фирма «ТАМП» неожиданно отказалась выпускать фильм на экраны, ссылаясь на необходимые доработки. Не имеющий копий фильма режиссер Юрий Кара потребовал судебного разбирательства. Начался громкий процесс, в июне 1999 года Московский городской суд признал обладателем всех авторских прав на фильм компанию «ТАМП». Президент фирмы Владимир Скорый заявил, что фильм еще не готов и вскоре будет сделан перемонтаж с другим режиссером. А дальше началась то ли детективная, то ли мистическая история. Готовую картину никто не видел. Продюсеры по весьма туманно изложенным мотивам несколько лет держали единственную пленку в сейфе. Хранил «драгоценную» ленту начальник службы безопасности «ТАМПа» Валерий Тарасов. Он надежно спрятал ее ото всех и… внезапно умер практически во цвете лет. «Мастер и Маргарита» Кары так и не вышел на экраны. Рок постиг многих людей, так или иначе имевших отношение к кинокартине. Умерли оператор Евгений Гребнев, художник Борис Кузовкин, композитор Альфред Шнитке, актеры Роман Ткачук и Михаил Данилов, сыгравший Берлиоза. За два месяца до окончания съемок у режиссера Юрия Кары случился приступ: неожиданно заболели почки. Булгаковские «нечистые» Один из первых спектаклей по «Мастеру» был поставлен Михаилом Левитиным в московском театре «Эрмитаж». Сначала пострадал сам режиссер – во время одной из репетиций у него открылась язва желудка. Затем пришла очередь актера Сергея Горчакова, игравшего Коровьева. Он сломал себе руку. Дальше – больше. Странные вещи начали происходить с реквизитом: предметы постоянно исчезали. В конце концов дирекция театра не выдержала, и постановку решили «заморозить». |
Замечательный актер, народный артист Украины Валерий Ивакин через месяц после вступления в роль Воланда умер от инсульта. У Георгия Демурова, художественного руководителя нижегородского драмтеатра, который играл Воланда в постановке Романа Виктюка, внезапно возникли серьезные проблемы с сердцем. Во время съемок последней телевизионной экранизации романа Владимиром Бортко тоже не обошлось без бед. Александр Калягин, который должен был играть Берлиоза, пережил два инфаркта и вынужден был отказаться от роли. Последней жертвой рокового произведения Михаила Булгакова стал Александр Абдулов. В «Мастере и Маргарите» он играл роль подручного Сатаны Коровьева. По мнению экспертов, болезнь – саркома легкого, о которой говорит Воланд в первой главе романа, настигла актера уже во время съемок сериала. Но отказаться от роли он не захотел: – Кто же откажется от Коровьева?! – говорил Абдулов, когда коллеги пытались отговорить его. Актер скончался и был похоронен на Ваганьковском кладбище через два года после того, как киносериал был снят. |
*** |
«Да, человек смертен, но это было бы еще полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус!» – об этом рассуждении Воланда из «Мастера и Маргариты» вспоминаешь, когда читаешь списки артистов, рискнувших сыграть булгаковских «нечистых» и погибших. Их постоянно преследует рок в лице такой, казалось бы, заурядной, серенькой Аннушки, ставшей причиной смерти Берлиоза… |
Михаил ТАРАНОВ |
Тайная Власть 5,2009 |
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|