Святые огни православных
|
Обычай зажигать в церкви свечи и лампады имеет глубокий духовный смысл. Их огонь – символ света, который принес в мир Иисус Христос, и отраженное сияние Царства Небесного. «Ты, Господи, светильник мой» Свечи и лампады употреблялись в храмах еще в глубокой древности. Повеление устроить светильник из золота чистого с семью лампадами – одно из первых, данных Моисею Господом (Исх. 25,31-37). В храме Иерусалимском одновременно с ежедневной утренней жертвой, совершаемой во дворе, в святилище первосвященник благоговейно совершал приготовление светильников для вечернего возжигания, а после вечерней жертвы возжигал их на всю ночь. Горящие лампады, светильники служили символом водительства Божия. «Ты, Господи, светильник мой», – восклицает царь Давид (II Цар. XXII, 29). Из храма в дома евреев перешло употребление светильников при субботних и других праздничных вечерях. Возжигали свечи и святые апостолы, и первые последователи Христовы, когда собирались для проповеди слова Божия, молитвы и преломления хлеба. Сначала это было необходимостью: христиане, гонимые язычниками, для богослужения удалялись в подземелья и катакомбы. К тому же богослужения чаще всего совершали по ночам, без светильников обойтись было нельзя. Но обычай возжигать свечи остался и когда гонения прекратились, ибо он обладает богатым духовным смыслом. В ветхозаветные времена перед книгой закона Моисеева горела неугасимая лампада, знаменуя, что Закон Божий есть светильник человеку в его жизни. А так как в новозаветные, христианские времена Закон Божий содержится в Евангелии, то в христианской Иерусалимской церкви (первой, которая была учреждена) приняли за правило перед выносом Евангелия нести горящую свечу, а во время его чтения зажигать все свечи, показывая тем, что свет Евангельский просвещает всякого человека. Этот обычай перешел затем и к другим поместным церквям. Впоследствии стали ставить свечи и зажигать лампады не только перед Евангелием, но и перед другими священными предметами – перед крестом, гробами мучеников, иконами святых. «Лампады и свечи суть образ вечного Света, а также означают свет, которым сияют праведники «, – говорил святой Софроний, Патриарх Иерусалимский (VII век). Сумрак земной Древние византийско-русские храмы имели очень узкие окна, создававшие сумрак даже в самый яркий день. Эта полутьма символична: она означает земную человеческую жизнь, погруженную в сумрак греха и неведения, в которых, однако, светит свет веры, свет Божий: «Свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1, 5). Сумрак в храме также является образом покрова, которым окружены тайны Божии. Небольшие узкие окна древних храмов, символизирующие источники света Божественного, создавали в храмах обстановку, которая соответствовала приведенным словам Евангелия. Светом в собственном смысле слова для церковного сознания является только Божественный свет, свет Христов, свет будущей жизни в Царстве Божием. Этим определяется и характер внутреннего освещения храма. Оно никогда не предназначалось для того, чтобы элементарно было светло. Светильники возжигаются и во время дневных служб, когда света достаточно для общего освещения, а в определенных Уставом случаях их количество во время вечерних и ночных богослужений, наоборот, может быть очень невелико. Сумрак в храме порой становится густым, хотя полной тьмы не бывает никогда – «тьма не объяла его». Зато при праздничных и воскресных богослужениях по чину возжигаются все светильники, в том числе и верхние, создавая образ того полного света Божия, который воссияет в Царстве Небесном для всех, кто будет его достоин. |
Воск и елей Символический характер церковного света присутствует также в самом составе горящих свечей и лампад. Воск и елей в древности были приношениями верующих храму в качестве добровольных жертв. Блаженный Симеон, архиепископ Солунский (XV век), объясняя символическое значение воска, говорил, что этот материал означает чистоту людей, его приносящих. Он приносится в знак нашего раскаяния в греховном упорстве и готовности впредь к послушанию Богу в той же степени, в какой воск мягок и податлив. Елей тоже означает чистоту и искренность человека в его поклонении Богу. Но у него есть свой, особенный символизм. Елей – это масло плодов оливковых деревьев, то есть маслин. Еще в Ветхом Завете Господь повелел Моисею, чтобы в жертву Богу был приносим чистый, без осадка елей (Исх. 27, 20). Свидетельствуя о чистоте человеческих отношений к Богу, елей одновременно является знамением милости Божией к людям: оливковое масло смягчает раны, оказывает целебное действие, придает особенный вкус пище и оздоровляет ее. |
Лампады, подсвечники и поликандила Лампады и свечи горят в алтаре за престолом (священном месте, на котором находится антиминс – шелковый плат с изображением Христа, полагаемого во гроб, и апостолов-евангелистов) в особом светильнике (семисвечнике), на самом престоле, на жертвеннике – столе, где приготовляются Святые дары. Лампады могут возжигаться и у отдельных икон в алтаре. |
В средней части храма лампады обычно возжигаются у всех икон, а возле особо чтимых их бывает даже несколько. Возле них также ставятся большие подсвечники с ячейками для многих свечей, чтобы верующие могли ставить здесь приносимые ими к этим иконам свечи. Большой подсвечник также ставится всегда в центре храма, где лежит икона дня. Особый подсвечник с большой свечой выносится на вечерне и литургии, а также перед Евангелием, когда оно выносится для чтения. Эта большая свеча символизирует свет Христовой проповеди и Самого Христа. Зажженные свечи в руках священников находятся в предусмотренных Уставом случаях богослужения. Светильником с тремя свечами священник благословляет народ за пасхальными службами. В центральной части храма из купола вниз по особым случаям опускается большой светильник с множеством огней, возжигаемых в положенных случаях, – паникадило. Из куполов боковых приделов нисходят в храм подобные же светильники меньших размеров, называемые поликандилами. |
Поликандило имеют от семи до двенадцати светильников, паникадило – более двенадцати. Эти огромные подсвечники символизируют Небесную Церковь как собрание праведников, горящих огнем любви к Богу и пребывающих в свете Царства Небесного. Поэтому эти светильники и спускаются сверху в ту часть храма, где стоят прихожане – собрание земной Церкви, призванной духовно стремиться ввысь, к своим небесным собратьям. Церковь Небесная освещает своим светом Церковь земную, прогоняет от нее мрак – таков смысл висящих паникадил и поликандил. |
На иконостасе и почти перед каждым киотом в храме висят одна или несколько лампад, стоят подсвечники с горящими свечами. Они служат для прихожан образом огня духовного – Духа Святого, сошедшего в огненных языках на апостолов и попаляющего грехи, просвещающего умы и сердца, воспламеняющего души наши пламенем любви к Богу и друг к другу. Огонь перед иконами напоминает нам о пламенной любви святых к Богу, из-за которой они возненавидели мир и все его прелести, всякую неправду. Свечи и богослужение Возжигание свечей в храме – особое действо, тесно связанное с песнопением и священнодействиями служб. |
В богослужения будничные, когда почти во всех молитвах выражается покаяние, сокрушение и скорбь о грехах, освещение бывает самое малое: кое-где теплится одинокая свечка или лампада. В дни праздничные, например в воскресные, когда вспоминается победа Христа над смертью и дьяволом или, например, когда прославляются особенно угодившие Богу люди, церковь выражает свое торжество большим светом. Тут уже возжигаются поликандила. В величайший из христианских праздников – в светлое Христово Воскресенье не только освещается вся церковь, но и все православные стоят с зажженными свечами. |
Во время чтения шестопсалмия (оно начинается со слов «Слава в вышних Богу, и на земле мир») свечи в храме гасятся. Это делается для того, чтобы псалмы, выражающие сознание своего греховного состояния, слушались верующими с вниманием и страхом, и, как писали Святые Отцы, чтобы каждый, стоя в темноте, мог вздохнуть и прослезиться. Темнота во время чтения шестопсалмия способствует сосредоточенности и обращению внутрь своей души. На литургии, как на самом торжественном богослужении, всегда зажигается больше свечей, чем на других службах. При начале чтения Евангелия свечи, как и в древние времена, возжигаются во всем храме – в знак того, что свет Христов просвещает всю землю. |
Возжигание свечей в храме – это часть службы, приношение жертвы Богу. И как нельзя нарушать благостность храма непристойным, суетливым поведением, так же нельзя создавать беспорядок, передавая через весь храм во время службы свою свечу или, еще хуже, расталкивая молящихся на пути к желанной иконе, чтобы поставить ее самому. Если хотите поставить свечку – приходите до начала службы. Если опоздали, дождитесь окончания богослужения, а затем поставьте свечу, не отвлекая других и не нарушая благочиния. |
Свечи надо приобретать только в том храме, куда вы пришли молиться. Приносить с собой свечи, купленные пусть даже в благочестивом месте, но за стенами храма и ставить эти свечи перед иконами нельзя. Свеча, приобретенная в храме, для верующего – предмет почтения, она предназначена служить жертвою Богу. Свеча, купленная за стенами храма и затем в него принесенная, это не жертва. *** Свеча – символ нашего духовного союза с Матерью-Церковью. Она напоминает о нашем крещении, когда три свечи ставятся на самой купели, напоминая о Святой Троице, во имя которой происходит крещение. Наши восприемники-крестные со свечами в руках стояли у этой купели. Их свечи показывали веру в то, что таинство дает душе крещаемого просвещение, что он идет от тьмы к свету и становится сыном света. Огонь свечей наполняет светом и радостью венчание, а свечи в руках новобрачных свидетельствуют о чистоте их жизни и намерений. Со свечами происходит обряд погребения. Свеча напоминает, что и мы будем лежать в гробу, окруженные четырьмя подсвечниками, символизирующими крест, а наши родные и близкие будут во время панихиды держать в руках горящие свечи в изображение Божественного света, которым был просвещен усопший христианин в крещении. |
Один вид церковной свечи может вызвать в душе православного человека глубокие мысли о жизни и смерти, о грехе и покаянии, о скорби и радости. |
Подготовила Ольга ВОРОНОВА |
Тайная Власть 3,2009 |
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|