Остров Коневец - место сакральное
|
Баллада о Конь-камне |
В глубине острова лежит гигантский сизый валун весом более 750 тонн, напоминающий лошадиную голову. Имя ему – Конь-камень. До конца XIV века он служил языческим жертвенником. Остров в те времена не был обитаемым. Жители побережья, пасшие на его лугах скот, ежегодно приносили на этом камне в жертву молодого коня. Отсюда и взялось название острова – Коневец. |
На вершине Конь-камня сегодня установлена часовня в честь преподобного Арсения Коневского. Уроженец Новгорода Великого, он в двадцатилетнем возрасте ушел в монастырь, желая избрать путь иноческого служения Богу и миру. Оттуда отправился в паломничество на Святую гору Афон, где в видении ему было явлено, что он должен основать монастырь во имя Богородицы на Севере Руси. Вернувшись на родину и получив благословение новгородского владыки святителя Иоанна, Арсений отплыл по Волхову на север в поисках уединенного места для основания обители. В 1393 году поиски привели Арсения на Коневец. Сначала остров показался ему непригодным для монашеского жития, и Арсений решил плыть дальше. Но внезапно поднявшийся сильный ветер дважды прибивал лодку обратно к берегу. Узрев в этом Божие предзнаменование, Арсений остался на острове, избрав Коневец местом для основания монастыря. По преданию, когда преподобный Арсений, проведя целую ночь в молитве у Конь-камня, наутро окропил его святой водой, из-под камня вылетела «целая туча демонов». Обернувшись воронами, нечисть с криком унеслась в сторону берега, пролетела над озером и приземлилась в заливе, который с той поры стали называть Чертовой бухтой. В советские времена эта бухта получила имя Владимирская, вероятно, в честь Владимира Ильича Ленина. |
К преподобному Арсению стали стекаться многочисленные ученики. Так образовалась там монашеская обитель. А в 1398 году на острове была установлена церковь во имя Рождества Богородицы. В 1421 году после наводнения храм и монастырь пришлось перенести на более возвышенное место. |
Главной святыней монастыря стала икона Пресвятой Богородицы, принесенная с Афона преподобным Арсением и получившая наименование Коневской. На ней Богомладенец изображен держащим голубиного птенца в качестве символа очищения души. На некоторых копиях иконы птенцов двое, но после реставрации Спасителя вновь стали изображать с одним птенцом, как и на более древних списках. |
Испытание историей |
После кончины преподобного Арсения (хроникеры расходятся: случилась она в 1444 или 1447 году) монастырь, расположенный близ границы русских и шведских владений, неоднократно подвергался разорениям со стороны иноземцев. Дважды, в 1577 и 1610 годах, шведы захватывали остров. Вплоть до победоносного для России окончания Северной войны Коневец находился под шведским владычеством, в результате чего собор был практически разрушен. Монахи вынуждены были покинуть поруганную обитель и обосноваться в Деревяницком Воскресенском монастыре под Новгородом. Однако еще при угрозе шведского нападения в 1573 году мощи преподобного Арсения были положены в основание церкви, «под спуд». |
В XVIII веке Коневец становится известным в России местом процветания старчества, то есть духовного наставничества. У подножия Змеиной горы жили в отшельничестве старцы Зосима (Верховский) – наиболее вероятный прототип Зосимы из «Братьев Карамазовых» Достоевского, Василиск (Гаврилов), иеромонах Сильвестр (Петров). Отец Сильвестр отличался еще и дарованиями архитектора. Он капитально переработал присланный из столицы проект нового монастырского собора во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Из-за нехватки средств собор возводили на протяжении почти десяти лет – с 1800 по 1809 годы. За это время в обители сменились четыре настоятеля… За годы ее существования Коневскую обитель посетило немало выдающихся личностей. В разное время здесь бывали император Александр, которого сопровождало все семейство и многочисленная свита (1858 год), писатель Н.С.Лесков, поэт Ф.И.Тютчев и даже прославленный автор «Трех мушкетеров» – Александр Дюма-отец. Вот как описывает последний свои впечатления: «Гид указал нам на деревянную лестницу, состоящую из ста ступенек, мы быстро по ней спустились и оказались на дне чудеснейшей поляны, красоту которой невозможно ни описать пером, ни нарисовать. Деревья всей своей мощью стремились ввысь, стараясь вобрать в себя лучезарное солнце, они возвышались, как колонны в храме, стройные, прямые и смелые, а кроны их служили сводом этому величественному храму. Солнечные лучи, рассеянные этим сводом, превращались в золотой дождь, земля, казалось, охвачена жидкими и струящимися потоками света, в то время как в глубине голубая атмосфера теряла свою прозрачность и напоминала цвет Лазурного грота». |
Восстановление обители После Октябрьской революции Коневец оказался на территории Финляндии, поэтому монастырь, избежав большевистского гонения, продолжал действовать вплоть до 1940 года. К 1932 году в обители оставалось 75 человек братии, против нескольких сотен в веке предыдущем, ведь не было уже притока новых насельников из России. Затем на жизни обители пагубно отразилась смута, связанная с введением нового календарного стиля в Финляндской православной церкви, что вызвало резкую критику Московской патриархии. Настоятелем с 1930 года был игумен Маврикий (Сережин). До прихода в монастырь, во время службы в армии, он был связным генерала Маннергейма, с чем, возможно, связано посещение немецким военачальником Коневца. На острове разместились военный штаб и две батареи береговой артиллерии. С началом советско-финской войны часть церковной утвари была вывезена монахами. |
В 1941 году часть иноков вернулась на остров, пытаясь возродить монашескую жизнь. Увы, все храмы, кроме Никольского, к тому времени были полностью разорены. В 1944 году у алтаря собора был погребен игумен Маврикий. 19 августа того же года последние из братии навсегда покинули остров, отошедший к Советскому Союзу. 31 августа 1956 года девять оставшихся в живых монахов переехали в Ново-Валаамский монастырь в финском Папинниеми, взяв с собой чудотворную Коневскую икону. В настоящее время она так и находится в соборном храме Ново-Валаамского монастыря, а в Коневском монастыре хранится ее точная копия. |
После Великой Отечественной войны на острове обосновались военные. Об этом периоде до сих пор напоминают валяющиеся то здесь, то там куски колючей проволоки и ржавые бидоны. |
Настоящее В 1993 году власти вновь передали остров Коневец Русской православной церкви. Сегодня он довольно популярен у туристов и паломников. Добраться сюда не так-то просто: сначала два с половиной часа на электричке из Питера, затем еще полчаса на автобусе до бухты Владимирской, а от причала на монастырском теплоходе в тихую погоду примерно полчаса ходу. Однако Ладога не всегда бывает спокойной. Частые туманы и неожиданно налетающие штормы затрудняют подходы к острову. Остров совсем не велик: не более пяти километров в длину и двух – в ширину. Высота его над уровнем Ладоги – три метра. Здесь вы не встретите ни величественных природных ландшафтов, ни редких видов растений и животных, но почти все прибывающие сюда ощущают какое-то особое очарование и прелесть этого места: тут как будто начинается другой мир, простой и в то же время полный бесконечных загадок… Подплывая к Коневцу, катер огибает далеко вдающуюся в озеро узкую косу Стрелку и входит в так называемую Владычную бухту. Паломник видит перед собой песчаный берег, местами почти отвесный (высота его кое-где достигает 10 метров). Постепенно берег снижается к востоку и становится каменистым, а далее переходит в небольшой островок, представляющий собой скопление крупных валунов и именуемый Каменным, или Чаячьим. |
Рельеф местности плоский, лишь в глубине имеются небольшие возвышенности – горы Змеиная и Святая. Это самые высокие точки острова. Высота Святой горы – 34 метра. Свое название она получила после чудесного явления Божией Матери старцу Иоакиму, пришедшему сюда испросить заступничества Пресвятой Богородицы. Позже на горе были воздвигнуты часовня и скит во имя Казанской иконы Божией Матери. Вплоть до недавнего времени здесь бил из-под земли небольшой источник, но в советское время, после проводившихся в окрестностях горы строительных работ, он пересох. До сих пор у Святой горы можно видеть остатки монастырских полей и фруктового сада – все, что осталось от обширного земельного хозяйства. Еще можно различить и посадки кленов и дубов – некогда на Святой горе был устроен ландшафтный парк. |
К северу от Святой горы пролегает темная лесная дорога, ведущая к горе Змеиной, расположенной почти в центре острова. Эта небольшая (29 метров) возвышенность с крутыми каменистыми откосами получила свое название благодаря вытянутой и извилистой форме: никаких змей на острове нет, хотя в лесу встречаются белки и лоси, лисы и зайцы… В мистическом тумане Были случаи, когда направляющиеся на остров паломники кружили в тумане, не находя пути… А все потому, что попасть на Коневец, как говорят, можно, только получив благословение от священника. |
Моя знакомая поведала, как Высшие силы не пускали ее сюда без такого благословения. Сначала не было места на катере, потом ей предложили как вариант доставить ее на Коневец за 600 рублей. Это было очень дорого, но после долгих раздумий женщина все же согласилась. Катер отплыл от берега, но через какоето время вернулся, заплутав в тумане. Вновь повторил рейд – и вновь вернулся. Остров словно канул куда-то: сколько ни плавали, обнаружить его не могли. Так и осталась моя знакомая на берегу. Зато когда она сделала попытку во второй раз, предварительно благословясь у батюшки, поездка прошла вполне благополучно. |
Несмотря на то, что монашеская братия неусыпно молится, на острове до сих пор неспокойно. Людям порой слышатся чьи-то тихие невнятные голоса, коряги напоминают причудливых животных. Тишину острова временами нарушает громкое воронье карканье, а то и блеснет на берегу черное перо. «Демоны шалят!» – такая мысль невольно посещает приезжих, да и сами монахи поговаривают, что тут «нечисто». |
Впрочем, никто из побывавших на Коневце не ощущает гнетущей энергетики, характерной для многих аномальных зон – напротив, все отмечают, что атмосфера в этих краях очень «благостная». Если и хозяйничают на острове какие-либо темные иррациональные силы, то они по большей части безобидны для человека. |
Наталья ТАЙНИНА |
Тайная Власть 3,2009 |
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|