Защитница от бесов
|
Преподобная Евфросиния, вся жизнь которой прошла в Суздальском женском монастыре, вела непрестанное сражение с осаждавшими ее бесами, а ныне с небес помогает обратившимся к ней с молитвой освобождать тело и душу от терзающих их злых сил. |
Невелико число женщин, канонизированных Русской церковью. Социальная приниженность женщины, особенно в допетровский период, сказалась, по-видимому, и на духовной жизни – в отсутствии религиозной инициативы, в тихом и спокойном характере благочестия. Женские монастыри на Руси имели значение скорее институтов общественного призрения, убежищ и богаделен для вдов и не вышедших замуж девиц. Пустынножительство у русских инокинь вообще не практиковалось. |
Тем не менее среди немногих русских святых жен есть и целительницы, и пророчицы. Одна из них – преподобная Евфросиния Суздальская, память которой совершается церковью 8 октября. |
Дитя, обещанное свыше Преподобная Евфросиния родилась в 1212 году и была старшей дочерью святого мученика Михаила, великого князя Черниговского. Князь и его супруга Феофания долго не имели детей и часто посещали Киево-Печерскую обитель, где молились Богу о даровании им детей. Трижды являлась им Пресвятая Богородица и сказала, что молитва их услышана: родится у них дочь, которую нужно назвать Феодулией – в переводе с греческого «рабой Божией». Так и произошло. Крестили новорожденную в Киево-Печерской обители, и воспреемником ее стал сам игумен. |
Родители с удивлением и благоговением смотрели на малышку Феодулию. Если кормилица ее питалась мясом, то девочка, еще находясь в пеленках, отказывалась брать грудь весь день. Однажды матери было видение: она на крыльях взлетает к небу и отдает Богу свою дочь. |
Феодулия подрастала, и благоверный князь Михаил сам стал учить ее Священному Писанию «по книгам и прочим премудростям». В остальном же наставником юной княжны был боярин Феодор, отличавшийся мудростью и ученостью. Житие отмечает образованность Феодулии, глубокое знание античной литературы: «Она познала все книги Вергилийски и витийски, сведуща была в книгах Аскилоповых и Галеновых, Аристотелевых и Омировых и Платоновых…» В этом списке – философы Платон и Аристотель, поэты Гомер и Вергилий, врачи Эскулап и Гален. Воспитывалась Феодулия в глубокой вере и благочестии, превосходя своих сверстниц красотой и успехами в учении. |
В юности увидела она во сне Страшный суд, море огня и райские обители. |
Пресвятая Богородица призывала ее разделить блаженство праведных, а Господь держал в деснице Своей Книгу Жизни. В другом видении ей был показан КиевоПечерский монастырь и иноки его, славящие Господа. В то же время игуменье Суздальского монастыря было откровение о том, что к ней должна прийти юная дева, которую необходимо принять в обитель. |
Монастырь вместо свадьбы В 1233 году Феодулия была просватана за князя Феодора Ярославича, родного брата Александра Невского. Родители согласились, и Феодулия покорилась родительской воле, но тайно молилась Божией Матери о сохранении девства, так как чувствовала призвание к монашеской жизни. И снова, представ в сонном видении, Пресвятая Дева велела девушке послушаться родителей, сказав, однако, при этом: «Скверна не коснется твоего тела». |
Феодулия отправилась в Суздаль для бракосочетания. Но брак не состоялся. |
Когда гости уже собрались на пир, жених неожиданно скончался, как повествует о том летопись: «Преставися князь Феодор Ярославич Больший… И еще млад. И кто не пожалует сего? Свадьба пристроена бе, меды посычены, невеста приведена, а князья позваны. И бысть в веселия место плач и сетование». |
Феодулия не вернулась домой и умолила игуменью Суздальского монастыря в честь Положения ризы Пресвятой Богородицы принять ее. Игуменья согласилась, помня о данном ей откровении, и 25 сентября, в день преподобной Евфросинии Александрийской, Феодулию постригли с именем Евфросинии. Родители приняли это как волю Божию и покорились. |
Юная инокиня ревностно выполняла правило монашеской жизни, удивляя сестер рассудительностью, высокой духовностью и зрелостью ума. Большую часть дня Евфросиния проводила в молитве – в храме или в келье, а по ночам изучала Слово Божие. Иногда она по целой неделе ничего не ела – только пила немного воды. |
Вскоре после пострига Евфросиния удостоилась явления Иисуса Христа, который заповедал ей укрепляться в иноческом подвиге. Господь попустил ей постоянную брань с бесами. Они являлись молодой женщине и в виде прекрасных молодцев, склонявших к любовной связи; и в виде ангелов, уверявших, что ей нет нужды изнурять свою плоть и посещать храм, ибо она и так уже достигла в глазах Господа высшей славы. Евфросиния продолжительное время терпела их нападения и молилась об укреплении своем в этой брани. Игуменья сказала ей: «Без нападения врага не было бы твердых воинов царских, и Господь попускает любящим Его терпеть искушения, дабы явились добродетели их». |
Евфросиния не занимала начальственной должности в обители, но жизнью своей и подвигами она так возвысила ее значение, что обитель стала лучшим женским монастырем на Руси. Сестры почитали Евфросинию, и сама игуменья постоянно обращалась за советом. Преподобная предложила разделить монастырь на две половины: девичью и вдовью. Городские жены посещали церковь во имя Пресвятой Троицы на половине вдов, а девицы – главную монастырскую Ризоположенскую церковь, находившуюся на половине дев. |
Здесь преподобная Евфросиния читала и пела на клиросе. Кроме того, ей было поручено толковать Священное Писание и поучать в нем сестер и городских девиц. |
О редкой подвижнической жизни преподобной вскоре узнали не только в Суздале, но и далеко за его пределами. |
Множество народа посещало обитель, чтобы услышать поучения преподобной Евфросинии о любви, молитве, послушании и смирении. Часто после таких бесед люди, приходившие в обитель помолиться, оставляли мир. |
Целительница и провидица Когда на Руси начались эпидемии и моры, преподобной явилась Божья Матерь и обещала дар исцелений, после чего Ефросиния начала лечить не только сестер в монастырской больнице, но и приходивших в обитель с тяжкими недугами. Исцеленная ею девица Таисия приняла постриг в монастыре вместе со своею матерью. |
Некоторое время преподобная Евфросиния соблюдала обет безмолвия, после чего получила от Бога дар пророчества. Она предсказала близкую кончину принявшей ее игуменьи и мученическую смерть своего отца. Перед нашествием хана Батыя Господь открыл подвижнице, что беда идет на Русь, что Суздаль будет разорен: «Будет лютое посещение, дабы избавиться от горьких вечных мук, – сказал Господь, – …Тебе же и живущим здесь обещаю, что знамение Креста будет охранять твой монастырь». Тогда преподобная увидела двух ангелов с натянутыми луками в руках, охраняющих обитель. Они сказали преподобной, что инокини, которые будут искать спасения вне стен обители, или вернутся в нее, или пострадают. |
В 1238 году войска Батыя опустошили Суздаль. Преподобная Евфросиния с сестрами дни и ночи молилась о спасении обители, и монастырь уцелел. Враги не смогли подойти к нему. Предание говорит, что Батый, узнав об этом, пытался с холма разглядеть монастырь, но он сокрылся от него. |
Когда отец отправлялся в Орду, где его ожидало мученичество, Евфросиния в письме убеждала батюшку твердо стоять за веру, чтобы он «…не склонился на волю цареву» и советовала ему слушаться боярина Феодора, которого назвала «философом из философов». После казни отца и боярина Феодора 20 сентября 1346 года оба они в видении предстали перед ней, поведали о своей мученической кончине и благодарили за укрепление и молитвенную помощь в смертный час. |
Игуменья в рубище После смерти отца она оделась в рубище и много дней провела в посте и молитве. Когда один из жителей Суздаля был потрясен, увидев ее ветхое одеяние, Евфросиния сказала: «Рыба на морозе, засыпанная снегом, не портится и не воняет, и даже становится вкусна. Так и мы, иноки, если переносим холод, становимся крепче и будем приятны Христу в жизни нетленной». Тот же человек попросил наставления; она ответила ему: «Слушай, Христолюбче! Счастлив дом, в котором господа благочестивые, счастлив корабль, который управляется искусным кормчим, блажен и монастырь, в котором обитают воздержанные иноки. Но горе дому, в котором обитают нечестивые господа; горе кораблю, в котором нет искусного кормчего; горе монастырю, в котором нет воздержания; дом обнищает, корабль разобьется, а монастырь опустеет. Ты же, боголюбезный человек, твори милостыню, прежде всего домашним слугам твоим, и если хочешь дать от щедрот твоих нам в монастырь, то пришли только деревянного масла, свечей и ладану. Этого нам достаточно». Человек тот, прежде черствый, совершенно изменился и стал милостивым. |
После кончины игуменьи преподобная Евфросиния продолжала духовное руководство обителью, сохраняя в ней строгий порядок. Вся дальнейшая жизнь ее – подвиг полного самоотречения, строжайшего выполнения монашеских обетов. Уже при жизни народ почитал ее праведной за материнскую отзывчивость и благодатные дары. |
Незадолго до кончины преподобной в Суздале случилось предсказанное ею землетрясение, во время которого она увидела на небе Пресвятую Богородицу, умолявшую вместе со святыми Сына Божия о спасении града и людей в нем. |
После этого события явились ей отец и боярин Феодор, известившие Евфросинию о близкой ее кончине. Преподобная стала готовиться. Болела она недолго. |
Причастившись Святых Христовых Тайн, сказала: «Слава тебе, Пресвятая Троица! Упование наше, Пресвятая Богородица, помоги мне! Господи, в руки Твои предаю дух мой!», перекрестилась и отошла в жизнь вечную 25 сентября 1250 года. |
Семнадцать лет назад в этот же день она приняла пострижение… У гроба Евфросинии верующие стали получать благодатную помощь и по благословению патриарха Адриана 18 сентября 1698 года совершилось прославление – канонизация преподобной. Нетленные мощи ее находятся в соборной церкви Ризоположенского монастыря. |
* * * Вся жизнь преподобной Евфросинии – и внешняя, и внутреняя – была полна испытаний: смерть жениха, отца, брата, наставника. Великое разорение Отчизны, непрестанная духовная брань требовали терпения, кротости и мужества. |
Преподобная Евфросиния – русская терпеливица. Ее образ – воплощение терпения русских женщин. Без него народ и государство русское не могли бы выстоять в испытаниях, которые обрушивались на них из века в век. Нести неустройства жизни, преображая их молитвой и трудами, – этот подвиг исполнен и завещан преподобной Евфросинией русским женщинам. |
Особенно действенна помощь преподобной в исцелении одержимых злыми духами. Как при жизни она вела непрестанную брань с бесами и побеждала их молитвой и смирением, так и после кончины Евфросиния Суздальская помогает отгонять бесов и освобождать человека от злобной силы, терзающей его душу и тело. |
Имя преподобной до пострига – Феодулия, «раба Божия», – говорит о ее предназначении. Имя монашеское – Евфросиния – происходит от греческого «радость, веселье». Оно раскрывает особый дар духовной радости при терпении земных скорбей: преподобная Евфросиния учит преображению скорби мира в радость единения с Богом через терпение и молитву. Ни в одном из древних житий святых жен Руси нет столько упоминаний о благодатной помощи Божией Матери, как в житии преподобной Евфросинии Суздальской. Пречистая сама указала родителям Феодулии имя дочери. Она же благословила Феодулию на монашество и направила ее в монастырь, посвященный Положению Ризы Богоматери. |
По материалам православной печати подготовил Алексей ХАРЛАМОВ |
Тайная Власть 19,2008 |
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|