Проклятые корабли
|
Моряки издавна слывут суеверным народом. По их мнению, корабли, как и люди, имеют собственные характеры: спокойные или взбалмошные, созидательные или разрушительные. Они могут «рождаться в рубашке», но также с момента закладки на верфи доказывать отмеченность печатью злого рока. |
«Чарльз Хескелл» |
Шхуна «Чарльз Хескелл» была спущена на воду в 1869 году. При этом поскользнулся заводской рабочий и сломал себе шейные позвонки. Многие сочли это плохим предзнаменованием - заговорили, что на судне лежит проклятие. Тем не менее под командованием капитана Кертиса оно вышло на рыбный промысел. |
Шхуна вела лов у Большой Ньюфаундлендской банки, когда налетел сильнейший ураган. Потерявший управление «Чарльз Хескелл» протаранил шхуну «Эндрю Джонсон», разрушив ее и утопив всю команду. Правда, сам, несмотря на тяжелые повреждения, сумел вернуться в порт. |
После солидного ремонта «Хескелл» снова взял курс на ту же банку. Пять суток рыбаки спокойно вели промысел, а на шестые произошло нечто невероятное. Ровно в полночь на глазах двух вахтенных на борт шхуны взобрались 26 привидений. Призраки забросили в море сеть и минут через двадцать стали вытягивать ее обратно. Проделав эту странную работу, они, не обращая на матросов внимания, покинули судно. |
Перепуганные вахтенные сообщили капитану Кертису о случившемся. На него это произвело такое впечатление, что он отдал команду возвращаться в порт. Но когда шхуна приближалась к побережью, привидения снова появились на судне. Они опять забросили и вынули из моря сеть, а затем зашагали по воде и исчезли из вида. |
Происшедшего оказалось достаточно для рыбаков, капитана и хозяев шхуны, чтобы «Чарльз Хескелл» больше никогда не выходил в море. Потом было установлено, что при постройке шхуны использовались детали, снятые с брига «Святая Анна», экипаж которой погиб в море при загадочных обстоятельствах. Вероятно, призраки, посещавшие «Чарльз Хескелл», принимали его за «Святую Анну». |
«Оклахома» |
Капитан танкера «Оклахома» ВМС США, уйдя в отставку, поведал грустную судьбу своего корабля. При спуске на воду не разбилась о борт традиционная бутылка шампанского, что сразу сочли плохим предзнаменованием. |
Однажды у танкера при маневрировании заклинило двигатель. Включался лишь задний ход. Из штаба последовала команда немедленно возвращаться в базу «любым способом». Пришлось плыть домой... кормой вперед. |
Танкер встал на ремонт, неисправность устранили, но и после этого его преследовали неприятности. Как-то раз в него ударила молния, серьезно повредив ходовую рубку. ЧП произошло и во время одного из учений. При дозаправке топливом разгерметизировался шланг, струя горючего под давлением стала выливаться в море. |
К тому же (редкостное совпадение!) вышло из строя пусковое устройство перекачивающего топливного насоса и прошло немало времени, прежде чем загрязнение акватории удалось остановить. |
А на следующих учениях «Оклахома», швартуясь в штормовых условиях для заправки к борту крейсера «Солт Лейк Сити», получила серьезную вмятину, что потребовало экстренной постановки в док. |
Печальным был и финал. Заходя в порт Сан-Диего, танкер протаранил сухогруз. Ударом настолько разворотило его левый борт, что восстанавливать корабль сочли нецелесообразным. Его продали на металлолом. |
«Шарнхорст» |
Символична судьба фашистского линкора «Шарнхорст». Будучи достроенным до половины, он по загадочным причинам, находясь в доке, повалился на бок. Более ста рабочих были раздавлены насмерть, еще около двухсот получили тяжелые увечья. |
«Шарнхорст» вернули в прежнее положение и надежно закрепили. Но в ходе работ неприятности следовали одна за другой. Руководители верфи вынуждены были даже повысить плату строителям, чтобы они не разбежались. |
В день спуска линкора на воду сюда прибыл сам Адольф Гитлер. В его присутствии о борт была разбита бутылка шампанского, оркестр играл бравурный марш, руководство верфи готовилось принимать поздравления от фюрера. И тут неожиданно трос, удерживавший линкор, лопнул. «Шарнхорст» пополз, подмяв две береговые баржи. Одна из них вместе с экипажем тут же пошла ко дну, а на другой погибла почти вся команда, собравшаяся на палубе и наблюдавшая за церемонией. |
Гитлер, веривший во всякого рода знамения, после этой трагедии хотел отдать приказ об отправке судна на металлолом, но менее суеверные адмиралы отговорили его от столь поспешного, по их мнению, решения. И, как оказалось, зря. |
Во-первых, несмотря на свои превосходные ходовые качества и супервооружение, «Шарнхорст» за время своей недолгой службы умудрился потопить только два британских вспомогательных корабля. Во-вторых, несчастья продолжали преследовать его с дьявольским постоянством. Так, во время обстрела с моря Данцига (Гданьска), в носовой башне линкора непонятно отчего произошел взрыв, было убито и ранено 20 человек. |
Год спустя корабль участвовал в обстреле Осло, сам подвергся атаке и был торпедирован. Следуя на ремонт, он в широком устье Эльбы столкнулся с германским трансатлантическим лайнером «Бремен». В результате тот сел на мель и вскоре был разбомблен британскими самолетами. |
После многомесячного ремонта, едва «Шарнхорст» приступил к боевому дежурству у норвежских берегов, у него вышел из строя радар. Корабль остался «без глаз». Под покровом темноты его окружил отряд британских судов. В завязавшемся бою линкор был ликвидирован. Из двухтысячного экипажа спаслись только 36 человек. |
Двое из этого числа погибли уже на берегу при невероятнейших обстоятельствах. Решив приготовить себе обед, они разожгли примус из аварийного комплекта. Аппарат взорвался, облив бензином обоих матросов, и те сгорели заживо. |
Проклятые названия |
Во французском флоте существовала традиция называть подводные лодки в честь героини древнегреческой мифологии Эвридики, хотя судьба этой девушки была трагичной: она не смогла выйти из царства мертвых за своим женихом Орфеем, оставшись там навсегда. |
Удивительно, но факт: все 4 подводные лодки ВМС Франции, носившие это имя, погибли. Последняя из них - в 1970 году неподалеку от Тулона. |
В итальянском флоте несчастья преследовали корабли, носившие имя адмирала Андреа Дориа - одного из прославленных флотоводцев Италии. Число погибших парусников с именем адмирала достигает 10! В годы Первой мировой войны затонул, перевернувшись от взрыва, огромный линейный корабль «Андреа Дориа». |
А в 1956 году мир потрясла катастрофа океанского лайнера с таким же именем. Ее сравнивали даже с «Титаником». Во время круизного рейса по Средиземному морю лайнер столкнулся со шведским сухогрузом «Стокгольм» и затонул. |
В момент самого столкновения погибли 46 человек, всех остальных пассажиров и команду лайнера спасли. Несмотря на гигантскую пробоину, лайнер продержался на плаву почти 12 часов. А поскольку катастрофа произошла на оживленных морских путях, к месту столкновения успели подойти многие суда. |
В российском флоте несчастливым названием является имя нашего национального героя адмирала Павла Степановича Нахимова. Во время осады Севастополя в ходе Крымской войны он затопил собственные корабли и тем самым перегородил вход врагу на внутренний рейд Севастопольской бухты. |
Возможно, это, по морским меркам, святотатство, хоть и вынужденное, и послужило толчком к тому, что практически все корабли, названные именем замечательного флотоводца, по тем или иным причинам долго не служили своему отечеству. |
В 1897 году во время сильного шторма у берегов Турции первый «Нахимов», грузовой пароход Российского общества пароходства и торговли, погиб вместе со всем экипажем. Затем имя Нахимова было присвоено спущенному на воду броненосному крейсеру. В 1905 году он был уничтожен в Цусимском бою. |
В октябре 1913 года на Николаевской верфи началось строительство очередного крейсера, в киль которого заложили серебряную пластину с названием корабля – «Адмирал Нахимов». Через год вспыхнула Первая мировая война, затем последовали Октябрьская революция, Гражданская война… |
Во время политических катаклизмов было не до строительства, но в 1927 году «Нахимов» все же вошел в строй. Правда, с другим названием – «Червона Украина», однако в киле осталась заложенная 14 лет назад пластина с прежнем названием. Осенью 1941-го, находясь в бухте осажденного Севастополя, где «Червона Украина» сдерживала огнем своих орудий наступавшие гитлеровские войска, крейсер был атакован звеном немецких бомбардировщиков и затонул. |
В дальнейшем династию «нахимовых» пополнило научно-исследовательское судно «Адмирал Нахимов». В 1973 году судно находилось в Цемесской бухте, когда налетевший ураган принес с собой холодный воздух, вызвав резкое обледенение корпуса. В результате корабль затонул прямо у портового мола. |
Примерно в то же время на Северном флоте вошел в строй противолодочный корабль «Адмирал Нахимов». В 1985 году во время учений в Баренцевом море он столкнулся с подводной лодкой. Субмарину пришлось отправить в док на серьезный ремонт, а «Нахимова» из-за полученных повреждений - на металлолом. |
Пассажирский лайнер «Берлин» перешел к нам в рамках репараций после разгрома фашистской Германии. Еще будучи немецким, он дважды тонул, провел несколько лет на дне морском. Получив советское «гражданство», лайнер обрел и новое имя – «Адмирал Нахимов». |
В ночь с 31 августа на 1 сентября 1986 года в четырех километрах от Новороссийска он столкнулся с сухогрузом «Петр Васев». В образовавшуюся пробоину лайнера - примерно в 90 квадратных метров - хлынули мощные потоки воды. Через 8 минут судно затонуло, унеся жизни сотен людей. |
Что это, если не злой рок? Во всяком случае, рационального объяснения подобным фактам из флотской летописи никто не дал… |
Аркадий БУТЛИЦКИЙ, инженер-капитан 2-го ранга |
Тайная Власть 22,2011 |
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|