Говорившие правду царям
|
|
В современном русском языке слову «юродивый» придается, как правило, уничижительный оттенок. И только потом всплывает старинный смысл этого термина – «юродивый Христа ради», «блаженный», то есть человек, живущий по законам абсолютного смирения и творящий именем Господа различные чудеса.
|
|
Принято думать, что подвиг юродства свойствен лишь Русской церкви, но это ошибка.
|
|
Греческая церковь тоже чтит шестерых юродивых, и праздник Покрова Богородицы, посвященный явлению Пресвятой Девы блаженному Андрею в Константинополе, – один из любимейших на Руси. Однако обилие «Христа ради юродивых» в святцах Русской церкви (целых тридцать семь) и активное почитание юродства до последнего времени (сегодня у верующих, пожалуй, особенно популярны блаженные Ксения Петербургская и Матрона Московская) действительно придает этой форме христианского подвижничества национальный характер.
|
|
В подвиге юродства, как отмечает православный мыслитель Г.П.Федотов, соединяется несколько моментов. Во-первых, это попрание тщеславия – юродство есть притворное безумие с целью принять поношение от людей. Во-вторых, показ противоречия между глубокой христианской правдой и поверхностным здравым смыслом.
|
|
В-третьих, служение миру в своеобразной проповеди, которая совершается не словом и не делом, а духовной мощью личности, обычно наделенной даром пророчества. Этот дар приписывается почти всем юродивым.
|
|
Прозрение духовных очей, высший разум являются наградой за попрание житейского разума подобно тому, как дар исцелений почти всегда связан с аскезой тела, с властью над материей собственной плоти. Расцвет юродства на Руси приходится на XV-XVI века, давшие в общей сложности двадцать пять блаженных. Мы расскажем о двух из них, пожалуй, наиболее известных.
|
|
Обличитель Ивана Грозного В честь Василия Блаженного на главной площади нашей страны уже более пяти столетий красуется великолепный храм. Точная дата рождения этого юродивого затерялась в веках. Известно, что он родился во времена царствования Ивана III, в московском пригородном селе Елохово (район станции метро «Бауманская», где рядом находится Елоховский Богоявленский Патриарший собор). У родителей Василия долго не было детей, а они очень желали сына.
|
|
Когда у них, наконец, родился долгожданный ребенок, то его, как испрошенного у Бога молитвами, хотели благословить в монахи, но что-то помешало это сделать, и Василию выпал иной жизненный путь.
|
|
В шестнадцать лет юношу отдали в Москву обучаться сапожному ремеслу. Здесь в общении с одним из заказчиков, скорую смерть которого он безошибочно предсказал, у него впервые проявились необычные способности.
|
|
Прослезившись, Василий проговорил: «Вот, человек о сапогах радеет, а они ему уже завтра не понадобятся». Правда, обувной мастер после такого случая не пожелал почему-то держать у себя ученика-провидца. И Василий начал вести по Москве бродячую жизнь, став, как бы мы сегодня выразились, «бомжом».
|
|
Все источники отмечают, что Василий всегда ходил практически нагим – так его изображают и на иконах. На изумленные вопросы он отвечал, что «если зима люта, то сладок рай».
|
|
Правда, не совсем понятно, как практически голого человека пускали в храмы, в том числе в главный тогдашний храм – московский Успенский Собор. Это одна из многочисленных загадок жизни юродивого.
|
|
Жил Василий, как и многие другие юродивые и нищие, на улице. Он облюбовал себе для ночлега башню в построенной в середине XVI века Китайгородской стене (фрагменты этой башни мы можем сейчас видеть в подземном переходе у станции метро «Китай-город»).
|
|
Однажды зимой один из его богатых почитателей подарил Василию роскошную лисью шубу. Чтобы сделать своему знакомому приятное, тот сразу надел ее и отправился в «мехах» на московские улицы. Там его увидели лихие люди и решили у юродивого шубу отобрать, придумав, чтобы поглумиться, целое представление. Один из лиходеев улегся посреди дороги, притворившись мертвым, а друзья его обратились к Василию с просьбой чем-нибудь помочь, чтобы похоронить несчастного. Василий не раздумывая снял шубу и укрыл ею лежащего, после этого спокойно отправился дальше.
|
|
Друзья мошенника кинулись к товарищу за дорогой добычей и обнаружили, что тот и на самом деле помер.
|
|
Одним из главных грехов своих современников Василий считал пьянство. Он, бывало, идет по Москве, останавливается у одного ему известного дома, обнимает угол, целует его и горько плачет. Оказывается, в доме в это время шла попойка. На прямые вопросы, почему он так горюет из-за пристрастия москвичей к спиртному, Василий отвечал: – Ангелы скорбные стоят у сего дома и сокрушаются о грехах его обитателей. А я со слезами упрашиваю их молить Господа об обращении грешников на путь истинный.
|
|
Согласно преданиям, многие московские пьяницы молитвами Василия были избавлены от пристрастия к «зеленому змию».
|
|
Он старался привить своим современникам больше искренности в отправлении православных обрядов. Сурово осуждал Блаженный тех, кто подавал милостыню с корыстными целями – не из сострадания к бедности и несчастью, а в надежде этим, сравнительно легким путем, привлечь благословение Божие на свои дела. Однажды Блаженный увидел беса, который принял облик нищего. Он сидел у Пречистенских ворот и всем, кто подавал милостыню, оказывал немедленную помощь в делах. Блаженный разгадал лукавую выдумку и прогнал беса.
|
|
Дьявола святой Василий умел раскрыть во всяком образе. Ему случилось разбить чудотворный образ Божией Матери у Варварских ворот, на доске которого под святым изображением был нарисован черт.
|
|
Однажды ночью, когда Василий молился на паперти Успенского собора в Кремле, ему было явлено чудо: от образа Владимирской Богоматери сошло пламя, и раздался глас, возвестивший грядущее на Москву скорое бедствие. Весть об этом быстро разнеслась по всему городу. Москва замерла в тревожном ожидании. Тревога оказалась очень своевременной, так как грозило очередное татарское нашествие. Считается, что благодаря своевременному предупреждению Василия Москва, успев хорошо подготовиться, в 1521-м спаслась от татарской агрессии.
|
|
Вскоре о знаменитом московском Блаженном узнал сам царь Иван Грозный.
|
|
Сохранилось предание, что при первой их встрече в кремлевских палатах Василий трижды выливал за окно подносимые царем чарки с вином, говоря правителю, что этим он тушит пожар, который именно в это время полыхает в Новгороде. Грозного поведение юродивого, которое он счел безобразно непочтительным, привело в ярость, и царь повелел схватить Василия, но тому чудесным образом удалось бежать из царского дворца.
|
|
Когда царский гнев на юродивого прошел, он решил проверить – прав ли тот был.
|
|
Грозный отправил в Новгород специального гонца, и тот, вернувшись, в точности подтвердил: действительно, именно в это время в Новгороде бушевал пожар. Однако на отчете гонца история с пожаром не закончилось. Появившиеся через некоторое время в Москве новгородские купцы, увидев Василия, благодарили Блаженного за помощь в тушении ужасного пожара.
|
|
Иван Грозный очень уважал юродивого.
|
|
Если верить житию Василия, то Блаженный мог посещать дворец царя в любой момент по собственному желанию. При своих частых встречах с царем он, как принято считать, бесстрашно обличал жестокость самодержца. Так, он укоряет царя за то, что Иван, стоя в церкви, мыслями был на Воробьевых горах, где строились его палаты.
|
|
Скончавшийся в 50-х годах XVI века, святой Василий не был свидетелем опричного террора Грозного. Но легенда заставляет его перенестись в Новгород во время казней и погрома города в 1570 году. Оказавшись под мостом у Волхова в какой-то пещерке, Василий зазывает к себе Ивана и угощает его сырым мясом и кровью. В ответ на отказы царя он, обнимая его одной рукой, другой показывает возносящиеся на небеса души невинных мучеников. Царь в ужасе машет платком, приказывая остановить казни, и страшные яства превращаются в вино и сладкий арбуз.
|
|
Точная дата смерти юродивого неизвестна.
|
|
По одним источникам, он умер в 1552 году, по другим – в 1557.
|
|
Существует рассказ, что перед смертью его навестило все царское семейство: Иван Грозный с царицей Анастасией и сыновьями Федором и Иоанном. Василий благословил их и предсказал царевичу Федору, что «все прародителей твоих твоя будет, и наследник будешь им». Так и произошло – после смерти Грозного на престол взошел Федор Иоаннович.
|
|
Смерть юродивого глубоко опечалила Ивана Грозного. Он сам с боярами нес гроб умершего Василия на кладбище.
|
|
Похоронили Василия Блаженного при Троицком храме, что напротив Спасских ворот Кремля. Вскоре вместо старой Троицкой церкви там был возведен великолепный девятиглавый Покровский собор.
|
|
В 1588 году, когда стали накапливаться свидетельства о чудесах, происходящих у гроба Василия, новый царь Федор Иоаннович велел устроить над могилой Блаженного специальный придел. Таким образом, постепенно весь собор стал называться Васильевским или Василия Блаженного. В том же году Василий был причислен церковью к лику святых.
|
|
Отметим, что со времени его кончины до причисления к лику святых прошло всего три десятка лет, то есть Василий удостоился канонизации еще при жизни того поколения, которое стало непосредственным и свидетелем его чудес. Такое в православной традиции случается нечасто.
|
|
Большой Колпак Вскоре после смерти Василия Блаженного в Москве прославился другой юродивый. Его звали Иван, а прозвище он получил Большой Колпак – за то, что носил на голове тяжелый металлический шлем. Он был также увешен веригами и медными крестами. Считается, что именно Иванушка - Большой Колпак стал прообразом пушкинского юродивого из драмы «Борис Годунов».
|
|
Источники сообщают, что Иван происходил из-под Вологды, где работал на солеварнях в качестве водоноши. По неизвестной причине трудился он там совершенно бесплатно.
|
|
Потом перебрался в Ростов, где и стал отличаться странным поведением. Он возложил на тело свое вериги и кресты железные, а на голову надел тяжелый железный колпак. В Ростове Иван близко сошелся с преподобным Иринархом, который прославился как редкостный подвижник и аскет.
|
|
В Ростове Иван долго не задержался. Он вообще не любил подолгу оставаться на одном месте и отправился в Москву.
|
|
По столице он бродил босой и раздетый, прикрывая наготу железными веригами.
|
|
Здесь он часто выступал на улицах, обличая различные пороки москвичей без различия их титулов и чинов. Как об особом подвиге Иоанна рассказывается, что он любил часами смотреть на солнце, помышляя о «праведности светила».
|
|
Иван неоднократно встречался с Борисом Годуновым. Юродивый призывал Бориса быть правителем мудрым и справедливым.
|
|
Он говорил первому боярину: «Умная голова, разбирай Божьи дела; Бог долго ждет, да больно бьет».
|
|
Из Москвы он однажды отправился в Калугу. Там он целый день бегал по городу и кричал: «Железные ворота! Железные ворота!» Жители города испугались, решив, что, вероятно, юродивый пытается их предупредить о грозящей опасности. Многие подумали, что городу грозит очередной набег крымских татар. На всякий случай попрятали свое имущество в каменные амбары за железными воротами. И не ошиблись. На другой день в городе случился страшный пожар. Выгорел почти весь город. Уцелели только каменные постройки с железными дверями.
|
|
Умирать Иван решил в Москве. Современники утверждали, что он знал время своей смерти. Незадолго до кончины он появился в церкви Покрова Богородицы, что у Спасских ворот Кремля. Там он попросил у батюшки определить место, где бы он мог успокоиться вечным сном. Тот пообещал похоронить юродивого честь по чести.
|
|
По дороге он встретил хромого, наступил ему на больную ногу, и тот исцелился. Юродивый попросил его: «Человек Божий, не скрывай исцеления, которое дал тебе Господь через меня. Расскажи обо всем протоиерею и служащим при Покровской церкви». После этого Иван пошел готовиться к смерти – мыться в бане. Здесь он впервые за много лет снял с себя вериги, облился трижды водой, лег на скамью, попросив окружающих отнести его после смерти к церкви Покрова, к гробу блаженного Василия. После этого Большой Колпак мирно отошел к Господу.
|
|
Это произошло 3 июля 1589 года.
|
|
Он был похоронен в храме Покрова неподалеку от могилы своего знаменитого предшественника Василия Блаженного.
|
|
* * * Иностранные путешественники в своих записках часто обращают особое внимание на политическое служение юродивых.
|
|
Англичанин Флетчер в 1588 году писал: «Кроме монахов, русский народ особенно чтит блаженных (юродивых), и вот почему: блаженные, подобно пасквилям, указывают на недостатки знатных, о которых никто другой и говорить не смеет. Не случайно, что служение юродивых получает в XVI веке такое наполнение – в это время церковная иерархия начинает пренебрегать своим долгом обличения неправды и защиты опальных. И эту миссию берут на себя блаженные.
|
|
Максим БАТШЕВ
|
|
Тайная Власть 04,2008
|