Победитель зверей
|
Наверное, нет на земле твари, которая не была бы священной для какого-нибудь народа или клана. |
Это и покровитель, и демон, и божество, но чаще всего – племенной тотем. |
Крыса (Мышь), чей год наступает по восточному календарю, не исключение. |
В соревнованиях с другими животными ей удалось занять первое место. |
Недаром крысы слывут исключительно хитрыми. За всю писаную историю никому не удалось избавиться от них окончательно. Не нам, россиянам, удивляться: наглядная картина – на улицах городов, включая столицу. |
О «забеге» 12 зверей, стремящихся завоевать первое место, повествует индийская легенда. Перед уходом в нирвану Будда Шакьямуни решил попрощаться с животным миром. (Буддийские монахи и по сей день творят молитвы во благо всех живых существ, не выделяя человека. Ведь в бесконечном цикле перерождений мы были и можем опять сделаться кем угодно. Все зависит от кармы. Даже сам Будда был в прошлом и слоном, и конем.) Быть может, в надежде превратиться в людей и спешили звери засвидетельствовать свою преданность Великому Учителю. Крыса ухитрилась финишировать первой. |
С той поры именно с нее начинается шестидесятилетний календарный цикл в Китае, Японии, Корее, Вьетнаме, Лаосе и, конечно, в Тибете, где зародился буддизм ламаистского толка. В индуистском королевстве Непал такой традиции следуют племена бхотов, тамангов и шерп – бессменных помощников покорителей гималайских вершин. |
Кстати, «забег» животных к Будде проходил не на прямой дистанции, а по кругу, устроенному на манер велотрека. Поэтому для астрологов абсолютно безразлично, какое существо стало чемпионом. Значима лишь строгая очередность, подобная череде месяцев в нашем астрономическом году. От Мыши (Крысы) до Свиньи, как от января к декабрю, круг за кругом. |
А вот согласно китайской легенде, животных вызвал к себе верховный бог – Желтый император. Результат оказался тот же. |
В течение цикла «гонки на треке» повторяются 5 раз, что обозначается различными цветами: зеленым, красным, желтым, синим и черным (у монголов и вьетнамцев несколько иные вариации). Таким образом, весь цикл занимает 60 лет, чтобы затем повториться в том же порядке. При этом каждый год обозначается именем одного из участников: Мыши (Крысы), Коровы, Тигра, Зайца, Дракона, Змеи, Коня, Овцы, Обезьяны, Курицы, Собаки, Свиньи. Они называются земными ветвями, в отличие от «небесных», олицетворенных стихиями: дерево, огонь, земля, металл, вода. |
Этим цепь астрологических, а вернее, мистических соответствий не ограничивается. Каждому году будет отвечать определенная планета, сторона света, месяц, время суток. Так, нашей Крысе-чемпиону на 2008 год отведены стихия – Земля, планета – Сатурн, центр мира, одиннадцатый месяц и часы от 23 до 1 ночи. |
Компаньон могучего божества Среди многочисленных праздников, которыми славится гималайское королевство Непал, есть место для торжеств и в честь мышей, и в честь лягушек. Чему удивляться, если крысе удалось победить таких могучих существ, как тигр да дракон, и обхитрить обезьяну? В святилищах Индии и Китая крысы находят не только убежище, но и своих божественных покровителей. В храме Большого Джу (Будды) Лхасы их заботливо подкармливают с XVII века! Возможно, это как-то связано с умиротворением демонов болезней. |
Отсутствие крыс в доме считалось в Китае и Японии тревожным знаком. Сравним это с реакцией моряков на исход грызунов с обреченного судна… В Южном Китае крысе приписывается роль своего рода культурного героя, который принес людям рис. |
В Индии крыса тоже окружена почетом. Причина в том, что у каждого индийского божества есть свое ездовое животное: «вахана» на санскрите. Так, у грозного Шивы это бык, у небесного Индры – трехголовый слон, а у слоноголового Ганеши – крыса. Ганеша весьма важный властелин: покровитель поэтов, путешественников, студентов, а заодно и плутов. Один бивень у него слегка стесан, ибо послужил для записи великой эпической поэмы «Махабхарата». Крыса, коей приходится носить на себе такую тяжесть, время от времени выплевывает драгоценные камни. Ко всему прочему, Ганеша еще и бог богатства. |
Ездовое животное («шон-па» на тибетском) являет собой один из атрибутов божества, подчеркивает его энергию и активность. Для шаманов, которым свойственно превращаться то в волка, то в ворона, то в ту же крысу, это еще и связь между нижним и верхним миром. |
Тибетские небожители ухитряются оседлать сразу нескольких «шон-па». Характерен отрывок из древнего манускрипта: «Князь божеств – зеленый муж (стихия) дерево. В руках у него зеленый флаг, восседает на мыши, драконе и обезьяне». |
И тут наша зверюшка поспела! Не случайно, наверное, столь явное предпочтение. Тибетская традиция, наиболее близкая к исконному шаманизму, наводит на размышления. |
Заботливые аборигены Рискну предположить, что разгадку следует искать в глубокой древности, в лоне так называемых примитивных религий. Отсюда – прямой путь к малочисленным ныне аборигенам Дальнего Востока. Особенно характерно отношение к мышам у камчадалов. Они верили, что мыши, у которых украден их запас, с горя «накладывают на себя руки», ущемляя шейку в рогульке ветвей. Вот почему даже в самое голодное время путник никогда не позволит себе забрать полностью все зерна из мышиного запасника, а непременно оставит часть. В замечательной книге В.К.Арсентьева «Дерсу Узала» то же самое говорится и про верования гольдов. Разделяют их и гиляки. |
По сути, все «примитивные» религиозные воззрения исходят из абсолютного единства всего живого. |
Знаменитый путешественник Ливингстон приводит высказывание охотника-бечуана: «Какая разница между мной и моей собакой? Ты говоришь, что я бессмертен, а почему не бессмертна моя собака или бык?..» Бушмены вообще не усматривают различий между животным и человеком: «Если бы у буйвола только были лук и стрелы, он так же мог бы стрелять, как и я». Этнографы прибегают к оговорке: бушмен, мол, просто не задумывается над тем, почему буйвол не изобрел лук и стрелы. Все, однако, намного сложнее. Генетика наглядно продемонстрировала единство всего живого - от амебы до человека. А совсем недавно в Африке обнаружили популяцию шимпанзе, которые изготовляют примитивные копья для охоты на мелких зверьков. |
Вековая слитность с окружающим миром дает иной, более органичный взгляд на природу. Те же камчадалы полагают, что мыши уходят охотиться в море, а пустые раковины – это их лодки. Очень трогательная в своей сокровенной основе поэтическая метафора… Заговоры от вредителей В Европе отношение к мышам и крысам резко отлично. В одном древнегреческом трактате о земледелии говорится: «Возьми лист и напиши на нем следующее: «Заклинаю вас, шмыгающие тут мыши, самим не вредить мне и не допускать, чтобы другие мыши мне вредили. |
Я отдаю вам на владение вон то поле (указывается бесплодная пустошь). И если я еще хоть раз поймаю вас на своей земле, то разорву вас на семь кусков». Трудно сказать, насколько это помогало крестьянам… Жители Арденн тоже придерживались похожего способа избавления от крыс, прибегая к следующей формуле: «Крысы-самцы и крысы-самки, именем Господа заклинаю вас покинуть пределы моего дома, всего моего владения и отправиться на постоянное жительство (указывалось какое-то место) навсегда». |
Обращение требовалось написать на бумаге, один из листов положить под дверь, другой – на дорогу, по которой крысы должны отправиться прочь. |
И это отнюдь не глубокая архаика: в позднем Средневековье, когда, не в пример нам, утвердилась вера в правосудие, устраивались форменные процессы над мышами и крысами, с адвокатами от обеих сторон. А уже совсем недавно один американский фермер обратился к крысам с посланием, в котором ставил грызунов в известность, что собрал плохой урожай и не может позволить себе роскошь кормить их всю зиму. Далее следовала рекомендация перейти на обеспечение к соседям, у них урожай удался. Документ был прибит к стене амбара, чудом уцелел и оказался под стеклом музея. |
У жителей острова Бали к вредителям рисовых полей и разорителям амбаров двоякое отношение. С одной стороны, они ловят и нещадно бросают их в огонь, а с другой – оставляют на развод пару производителей. Перед тем как отпустить мышей на свободу, устраивается праздник с подарками и поклонением, словно перед божествами. |
Крысолов из Гамельна Средневековая Германия не страдала подобной раздвоенностью. Крыса (мышь) выступает не только орудием дьявола, но и воплощением его адской сущности. |
Основанием тому послужило не только уничтожение съестных припасов, но и опустошительные эпидемии бубонной чумы. Легенда, а возможно, и нечто большее, чем легенда, «Крысолов из Гамельна» – тому яркий пример. |
За избавление города от крыс флейтист в пестрой одежде арлекина затребовал крупную сумму. |
– Да что там пять тысяч! Мы десять тысяч можем дать, – обещает бургомистр. |
И вот запела флейта, и всю длинную вереницу крыс чародей повел к реке. Там, в Везере, все они и утонули. |
Когда же пришел час расплаты, городские старшины насмеялись над крысоловом. |
Но он не так-то прост, этот искусный соблазнитель. |
– Что ж, я заиграю по-другому! И так же вереницей выстроились городские дети, и никто не знает, куда их увел ловец душ. Причем по сей день в Гамельне все по-прежнему напоминает о роковом событии. |
* * * Пора, однако, хотя бы намекнуть на прогноз, как того требует восточная традиция. |
Желтая (цвет китайских песков) крыса – существо умное, но коварное. Год под ее знаком ожидается нелегкий, полный неожиданных бросков и всевозможных сюрпризов в ту или иную сторону, пока не наступит некоторое равновесие. |
Интерпретировать китайские гороскопы с их 28 созвездиями – задача нелегкая. Особенно на год предстоящих выборов президента. Наше дело не политика, этнология, история, культура. Но бывают в жизни совпадения, словно по заказу. 4 ноября в 18.20 по центральному каналу прошла передача «Групповой портрет с президентом». |
Американских журналистов интересовал вопрос, правда ли, что молодой Путин гонялся за крысой с палкой? Если крысу загнать в угол, без тени улыбки ответил Владимир Владимирович, она переходит в нападение, а то и бросается преследовать противника. Тут ни убавить, ни прибавить… |
Еремей ПАРНОВ |
Тайная Власть 24,2007 |
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|