Вифлиеемское сияние
|
С древних времен каждый христианин старался отметить Рождество Спасителя как-то особенно. И самое большое счастье – посетить Вифлеем, город, где произошло это великое событие. |
Вифлеемская пещера вдохновила святую царицу Елену и императора Константина в 330 году, а также императора Юстиниана в 527-565 годах построить над ней и щедро украсить величественную базилику. |
На средства византийского императора Мануила Комнина в 1169 году стены и 46 монолитных колонн с капителями были украшены мозаичными и фресковыми изображениями праздников, святых и ангелов. А те люди, которые не имели больших материальных достояний, приносили сюда свое сердце. |
Улицы этого маленького и неказистого городка (в нем сегодня около 11 тысяч жителей, почти все они – христиане) отполированы стопами тысяч паломников. |
Паломническая тропа не зарастала и в самые тяжелые для Вифлеема времена. И даже когда на его улицах льется кровь и курсируют танки, когда там слышны орудийные залпы и свист пуль, Вифлеемский храм Рождества продолжает принимать своих посетителей. В праздник Рождества Христова воздух в «доме хлеба» (так переводится название города) наполняется праздничным барабанным боем и монотонным журчанием волынок. |
Изменилось время, цивилизация внесла в жизнь этого славного городка свои коррективы, но в основном традиция отмечать торжество Боговоплощения осталась неизменной. |
Путь патриарха Праздничные мероприятия начинаются утром в рождественский сочельник. По древней традиции из Иерусалима в Вифлеем направляется торжественная процессия во главе с патриархом Греческой православной церкви в сопровождении архиереев и клириков. Транспортом для патриарха и духовенства служат теперь уже не кони и коляски, а современные комфортабельные автомобили. |
А турецких конных полицейских сменили израильские полицейские машины, которые будут сопровождать патриарха до монастыря Святого пророка Илии. |
Остановка патриаршего кортежа у этого монастыря не случайна. Он был сооружен в 518 году на месте сразу трех исторических событий, переданных священным преданием. Недалеко от монастыря находится скала, на которой отдыхал пророк Илия (3 Цар. 19,5), и то место, где святое семейство остановилось у источника во время бегства в Египет. Этот источник называется также «кладезем трех волхвов». Здесь, по преданию, им вновь воссияла звезда, приведшая их с востока в Вифлеем. |
У монастыря пророка Илии, расположенного на полпути от Иерусалима в Вифлеем, патриарха встречают игумен монастыря и духовенство Иерусалимской церкви, представители вифлеемской общественности, главы и старейшины арабских христианских кланов, которых называют мухтарами и шейхами. |
В монастыре, не изменяя давней традиции, патриарх и высокопоставленные паломники рассаживаются в большом приемном зале. Гостям подают рюмку коньяка, чашечку кофе со стаканом воды и сладостями. После непродолжительной беседы патриарх выезжает из монастыря Св. пророка Илии и направляется на площадь Яслей в Вифлееме. |
Мастерство «фантазеров» Время, подобно Иордану при Крещении Спасителя, как бы возвращается вспять – кортеж патриарха сопровождают уже не «Мерседесы», а полицейские арабские скакуны. По улицам Вифлеема шествуют палестинские дети, разодетые в праздничные мундиры. Улицы города разукрашены разноцветными флажками, а воздух оглашается звуками барабанов и волынок. Продолжается также и древняя традиция восточных «фантазий». |
Профессор А.А.Дмитриевский, повествуя о прежних временах, писал, что знатные люди Вифлеема и окрестных городов, сопровождавшие патриарха на конях, в знак своей радости, «желая показать свою удаль и молодечество и доставить приятное зрелище дорогим гостям, нередко отделяются от патриаршего поезда, пускаются во весь карьер, обгоняя друг друга, стреляют из ружей и вообще проделывают всякого рода замысловатые скаковые упражнения, называемые на местном языке «фантазиями». Сейчас этих «фантазеров» сменили арабские скауты, которые заполняют все прилегающие к базилике улицы и устраивают настоящий парад, маршируя и играя на различных духовых и ударных инструментах. Постукивая одной барабанной палочкой о другую, «фантазеры» производят красивые ритмичные звуки, виртуозно вертят и ловко подбрасывают в воздух длинные разукрашенные булавы, с изумительным мастерством исполняют разнообразные концерты на волынках. |
Одним словом, несмотря на холодную и дождливую погоду, которая нередко бывает в эти зимние дни, город наполняется теплой атмосферой радости и ликования, которые во много раз усиливаются, когда на площадь вступает патриарх. Сонм молящихся и зевак, заполняющих площадь Яслей, взрывается ликующими возгласами и аплодисментами. |
Многочисленные клирики Греческой православной церкви, среди которых неизменно присутствует и начальник Русской духовной миссии, также встречают патриарха на площади Яслей в красных праздничных облачениях с иконой Рождества и Евангелием. Затем они через главную, очень низкую дверь первыми входят в храм Рождества. Следом в базилику входит патриарх. Рядом с ним обычно следуют мэр Вифлеема, комендант полиции Вифлеемского округа, члены муниципального совета. Внутри базилики патриарха приветствует консул Греции и становится по его правую руку. |
Патриарх по южной лестнице спускается в Пещеру Рождества. Большая часть пещеры – природная, пол и ее стены покрыты мрамором. Она освещена множеством висящих лампад. Под алтарем пещеры – серебряная звезда с латинской надписью «здесь Иисус Христос был рожден от Девы Марии». Она символизирует звезду, явившуюся над местом, где рожден Христос. |
Рядом спуск еще в три ступени. Это святые Ясли, куда Богородица положила младенца Христа. Патриарх совершает каждение (окуривание священным фимиамом) и прикладывается к Звезде и Яслям. После этого он ждет в стороне, пока приложатся также епископы, греческий консул, мэр Вифлеема и другие высокие гости. |
Православные и католики На этой и других рождественских церемониях Греческой православной церкви в Пещере Рождества присутствует ризничий – католик. |
За свою длинную и сложную историю, начавшуюся в IV веке н.э., Вифлеемская базилика претерпела многое. Под ее деревянными сводами, покрытыми при императоре Мануиле Комнине свинцом, кроме православного существуют еще и армянские, коптские и сирийские престолы. История свидетельствует, что крестоносцы в XII-XIII веках разграбили великолепный храм и увезли в Рим много сокровищ. С южной стороны к базилике они пристроили католический храм Св. Екатерины. Хотя этот храм находится снаружи, в базилике осталось много следов католического влияния. |
Изображения на стенах и колоннах несут явные католические отпечатки. В ряду таких святых, как Антоний и Макарий Великие, бессребреники Косьма и Дамиан, Иоанн Богослов и Георгий Победоносец, Феодосий Великий и Савва Освященный, стоят католические святые Леонардо, Катальдо и Канутус. Имена некоторых святых написаны на двух языках: латинском и греческом. Причем латинские буквы крупные, а греческие мелкие. Часто греческие буквы перемешиваются с латинскими. |
Иногда, для того чтобы прочесть надпись, нужно менять буквы местами. |
На стенах базилики кроме летописи предков Христа запечатлена еще своего рода летопись жизни православного исповедания. В средней части северной стены были выложены мозаикой основные решения шести поместных соборов. |
Например, об антиохийском соборе 272 года сказано: «Священный синод из 33 епископов в Антиохии Сирийской собрался перед Никейским Вселенским собором, чтобы осудить Павла Самосатского, который утверждал, что Христос был просто человеком. Священный синод изверг его как еретика». |
Великая служба Во время праздничной литургии, несмотря на то что по храму несколько раз проходят торжественные процессии с Евангелием и Святыми Дарами, обширная площадь базилики используется местными жителями отнюдь не по назначению. Во времена турецкого владычества, правда, не во время литургии, в величественном нефе с колоннадой порой стояли лошади и козы. Поэтому теперь парадный западный вход полузаложен каменной кладкой и настолько низок, что проходить через него нужно согнувшись в три погибели. |
В XIX веке, по словам профессора А.А.Дмитриевского, в рождественские дни, когда совершалась патриаршая литургия, в храме можно было увидеть «целую толпу местных ребятишек, играющих в мяч и бегающих взапуски с визгом и веселыми криками», которые смешивались со звуками церковных песнопений. |
И в наши дни все это огромное храмовое пространство во время совершения праздничных богослужений превращается как бы в муравейник или гудящий улей, где гуляют группы туристов, переспрашивая громко говорящих экскурсоводов. Городские арабы встречаются здесь со своими единоплеменниками бедуинами, поднимающимися из Иудейской пустыни с полным коробом новостей. Иностранные журналисты, видя, что храмовое пространство становится удобным местом для съемки репортажей, расставляют свою аппаратуру, протягивая бесчисленные провода и включая ослепляющие лампы. |
Тем не менее весь этот местный колорит не лишает Рождественское богослужение торжественности и не умаляет праздничности настроения. Люди исполнены радости и делятся ею друг с другом. |
Духовенство также ликует от того, что храм полон паломниками и почитателями Вифлеемского вертепа и праздника Рождества Христова. Все радуются тому, что даже если люди и не так внимательны к службе, они все же пришли разделить радость Боговоплощения и принесли к яслям Богомладенца свои скромные дары. |
Храм, обычно пустующий, наполняется жизнью, и создается впечатление, что не наступило еще то время, когда на святом месте водворится мерзость запустения. |
По окончании литургии патриарх и священнослужители удаляются в греческий монастырь. Утром он спускается в Пещеру, опять прикладывается к Звезде и Яслям, а затем покидает базилику через главный вход, где уже ожидают полицейские машины, которые будут сопровождать его до Иерусалима. |
На площади Яслей иерусалимского патриарха провожает восторженная арабскохристианская паства. И – напряженные лица молчаливых израильских «омоновцев», сидящих на бронетранспортерах с автоматами на взводе, которые обеспечивают «зеленый» коридор и охрану для православного патриарха. |
* * * Вспоминая историю этой многострадальной и благословенной земли, порой кажется, что она никогда не насладится тем миром, о котором просил царь Давид: «Да будет мир в стенах твоих, благоденствие – в чертогах твоих! Ради братьев моих и ближних моих говорю я: «Мир тебе!». |
Ради дома Господа, Бога нашего, желаю блага тебе» (Пс. 121, 7-9). Но проходящая по площади Яслей патриаршая процессия и ликующий палестинский православный народ свидетельствуют и напоминают, что Мир уже пришел в обетованную землю, родившись в этом убогом вертепе. |
И даже если этот храм, как уже случалось, снова превратится в казарму с озлобленными вооруженными исламистами, если в нем еще когда-то будут лежать разлагающиеся трупы палестинцев и будет разноситься зловоние от мусора, наваленного на византийский мозаичный орнамент пола, Мир все равно не покинет это место и будет обитать в храмах сердечных, где славится и воспевается имя Христово. |
Поэтому в дни праздника Рождества Христова вновь и вновь, из года в год, наперекор слезам и стенаниям, Вифлеем торжествует и Святая земля радуется. Вновь, вопреки угрозам, проклятиям и ужасам вооруженных столкновений, у Вифлеемской звезды звучит мирное пение: «Слава в вышних Богу и на земли мир…». |
По материалам православной печати подготовил Петр ПОДОЛЬНИКОВ |
Тайная Власть 24,2007 |
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|