Бабья заступница
|
27 октября православная церковь отмечает память одной из самых любимых на Руси святых - преподобной Параскевы На севере России, особенно в Новгородской, Псковской, Вологодской областях, и поныне сохранилось немало древних часовенок, посвященных святой Параскеве. На покосившихся и почерневших столбах, среди частого ельничка или светлых березок, в густой траве-мураве или на мшистых кочках они стоят обычно вблизи деревенских дорог. |
У таких часовенок в старые времена радовались встрече с другом или родственником, матери провожали в дальнюю дорогу сыновей, а девицы вымаливали себе хороших женихов. Где-нибудь рядом непременно обнаружится и родник с удивительно вкусной прозрачной водой - святая Параскева слыла на Руси покровительницей целебных источников. |
Помощница по хозяйству и в семье «Параскева» переводится с греческого как «пятница». Храмы, придорожные часовни и обетные кресты, ставившиеся в честь святой угодницы, так на Руси и назывались - пятницами. |
Иконописцы обыкновенно изображали святую Параскеву суровой подвижницей высокого роста с лучезарным венком на голове. Считалось, что иконы святой Параскевы охраняют семейное благополучие и счастье. |
По церковному верованию, святая Параскева - покровительница полей. Поэтому в день ее памяти принято приносить в церковь для освещения плоды, которые хранятся потом как святыня до следующего года. Святая мученица слыла также целительницей людей от самых тяжелых душевных и телесных недугов. |
Святая Параскева практически повсюду почиталась как бабья святая, покровительница женщин, а также брака и семейного счастья. Крестьянки считали ее своей заступницей и защитницей, а девицы молились ей о скорейшем замужестве и о хороших женихах. Многие из этих молитв весьма напоминали молитвы Покрову - например: «Матушка Пятница-Параскева, покрой меня поскорее!» (Покров Пресвятой Богородицы, празднующийся 14 октября, традиционное время крестьянских свадеб). |
В некоторых местах существовало присловье: «На Пятницу бабы катаются, а девки ладятся (собираются замуж)». |
К Параскеве обращались с мольбою в тех «частных» случаях, когда просить защиты у Божией Матери стеснялись. Например, когда молились о здоровье супругов: «Мужскую крепость приемши, женскую же немощь отвергши». |
Как бабья святая, Пятница являлась еще и покровительницей всякой женской работы, особенно такой, которой занимаются зимой, - то есть прядения, ткачества, шитья, а также работ, связанных со льном. |
Около дня Параскевы Пятницы женщины во многих местах начинали мять и трепать лен; из-за этого мученицу Параскеву в народе еще нередко называли Льняницей. |
Параскева Пятница считалась милостивой, благосклонной к людям святой, но иногда она также представлялась и грозной, даже страшной. Так, например, малоросские крестьяне верили, что в пятницу по всей земле, по всем деревням и селам ходит святая Пятница в облике молодой женщины и примечает, кто как живет, как соблюдает обычаи, запреты и т.д. Иных она милует и даже награждает, а иных строго наказывает; среди наказаний при этом упоминалась и смерть, и болезни, и трудные роды (так, в некоторых местах считалось, что женщина, которая пряла в пятницу, будет рожать долго и в муках). |
Поневоле возникает вопрос: каким же образом все эти верования, обычаи и поверья соединились в лице святой Параскевы? Может, ответ подскажет житие святой Параскевы? Отважная девственница Святая мученица Параскева жила в III веке. |
Она родилась в византийском городе Иконии (город Конья в современной Турции). |
Ее родители, богатые и благочестивые люди, особенно почитали день страданий Господних - пятницу, поэтому и назвали дочь, родившуюся в этот день, Параскевою. |
После их смерти юная Параскева раздала все имущество бедным и посвятила жизнь служению Господу и помощи людям. Она дала обет безбрачия и просвещения язычников светом веры Христовой. |
Параскева открыто проповедовала свои религиозные воззрения и тем навлекла на себя ненависть со стороны чиновников римского императора Диоклетиана. Они бросили ее в темницу и донесли на нее вновь прибывшему в Иконию в 282 году военному правителю как на хулительницу изображений языческих богов. Военачальник потребовал Параскеву к себе на суд, и она пришла туда с радостным, как бы озаренным небесным сиянием лицом. |
Увидев красоту девушки, военачальник сказал: - Напрасно вы оклеветали эту прекраснейшую девицу. Невозможно погубить такую солнцеобразную красоту... |
Затем он спросил у Параскевы, как ее зовут, на что та ответила: - Я христианка, раба Христова. |
Военачальник раздраженно повторил свой вопрос, и тогда святая Параскева сказала: - Прежде надлежало мне сказать мое имя по вечной жизни, а потом уже объявить имя по жизни временной. Я наречена Параскевою, так как родилась в день Параскевы... |
Военачальник стал убеждать девушку принести жертвы языческим богам, обещая взять себе в жены. Когда же Параскева воспротивилась, он в гневе приказал жестоко бить ее воловьими жилами. Но красота Параскевы заставила его все же сжалиться, и он снова стал уговаривать ее пожалеть свою прекрасную молодость. Параскева молчала. В бешенстве военачальник вскричал: - Мне ли не отвечаешь ты, злое христианское отродье? В ответ на это Параскева плюнула ему в лицо. Теперь пощады ей ждать уже не приходилось. Святую подвесили на дереве, раздирали ее ребра железными когтями и растирали раны власяницей. Едва живая, мученица была ввергнута в темницу, но явившийся ей здесь ангел Господень исцелил раны Параскевы, после чего она стала здорова и еще более красива, чем прежде. |
Увидев ее наутро, военачальник был поражен и приказал Параскеве принести хвалу языческим богам, будто бы даровавшим ей жизнь. Святая же сказала ему на это: - Покажи же мне даровавших мне жизнь! Язычник подумал, что она склоняется уже к отречению от своей веры, и приказал жрецам отвести ее в храм римских богов. |
Много народа сопровождало святую. Пришедши в храм, Параскева сказала, обратившись к идолам: - Так приказывает вам господь мой Иисус Христос - падите вы все на землю и превратитесь в прах! Тотчас все идолы попадали и рассыпались, народ же в ужасе воскликнул: - Велик Бог Христианский! Жрецы сообщили об этом военачальнику, умоляя поскорее казнить Параскеву. Так тот и поступил. Христиане с благоговением взяли тело мученицы и похоронили его. |
Военачальник же нечестивый на другой день на охоте был сброшен конем своим на землю и так бесславно умер. |
Загадочная Макошь Очевидно, что жизнеописание святой Параскевы не дает объяснений народным верованиям и обычаям, связанным с матушкой Пятницей. Видимо, правы исследователи, утверждающие, что они имеют сугубо языческое происхождение: после принятия христианства на Руси в народном сознании образ святой Параскевы Пятницы стал логическим продолжением восточнославянской Макоши - главного женского божества древнерусского языческого пантеона. |
Макошь (варианты: Мокошь, Макешь, Мокуша, Макуша) - один из наиболее загадочных и противоречивых женских персонажей в восточнославянской мифологии. |
Христианское духовенство приравняло Макошь к рангу знахарки - это следует из списка вопросов, которые в Средние века священник должен был задавать тому, кто исповедовался. Поэтому историк Е.В. Аничков писал о «гадательном характере» этой богини. |
Однако идол Mакoши был единственным женским божеством, стоявшим в Древнем Киеве на вершине холма рядом с идолами Перуна и других мужских божеств. Mакoшь замыкает список главных богов Киевской Руси в «Повести временных лет». Имя этой богини входит почти во все поучения против язычества XI-XIV веков, где она упоминается, как правило, вместе с русалкамивилами (вилы - души умерших) и крылатым псом Симарглом, связанным с семенами и всходами. Ее представляли в виде огромной женщины с большой головой и длинными руками. |
По мнению современных специалистов, Макошь - это сама Мать сыра-земля, богиня плодоносного слоя почвы, дарующая хороший урожай. Интересной представляется близость слов, обозначающих жребий и имя этой богини. Древнерусское слово «кошь» означает «жребий», «кошение» - процесс жеребьевки, «кошитися» - метать жребий. |
Учитывая глубокую индоевропейскую древность слова «ма» (мать), можно истолковать имя «Ма-кошь» как «Мать счастливого жребия», как имя богини удачи. |
Второй смысловой ряд слова «кошь» представлен следующими понятиями: корзина, плетеный возок для снопов; «кошель», «кошуля»- различные плетеные емкости для зерна, хлеба и других продуктов; «кошара» - плетеный хлев, куда загоняют живое богатство - овец. Двойственность понятий, связанных с этим корнем, становится теперь ясна: в древности словосочетание «мой жребий» означало не что иное, как «мой воз сена», «моя корзина зерна», «мой хлев», обобщенно - «мое добро», «мое благо». Так и появились представления о покровительнице наполненных кошей, о матери урожая. |
Итоги сельскохозяйственных работ при одинаково тяжелом труде и молениях богам каждый год отличались друг от друга, и в глазах древних славян определялись случаем. Вероятно, поэтому слово «кошь» приобрело значение чего-то случайного, непредвиденного, непостоянного, то есть жребия, который мог быть как удачным, так и несчастливым. |
Изваяния у родников Пapacкева Пятница, как и Макошь со своими русалками, была связана с водой. |
Она - покровительница земной влаги: родников, ключей, ручьев, рек, рождающихся из-под земли, колодцев. В литературе, даже относящейся к XIX-XX векам, имеются многочисленные сообщения об обретении икон Параскевы Пятницы, приплывших по реке или обнаруженных у родника. |
Естественно, места их появления тут же объявлялись в народе святыми. Там возникали часовенки или ставились изображения святой Параскевы. А чтобы спасающая сила святого места не иссякала, крестьяне бросали в воду посильные жертвы - серебряные монетки, льняную кудель или выпряденные готовые нитки, а то и полотенца или вышитые рубашки. «МатушкеПятнице на передничек!», «Угоднице к празднику!» - приговаривали бабы, благодаря плодами своего рукоделия Параскеву за полученные щедроты и надеясь на будущие милости. |
Интересно, что Параскева Пятница единственная православная святая, которую изображали не только на иконах, но и в виде изваяний из дерева. |
Можно смело утверждать, что эти изваяния появились взамен дохристианских памятников, в великом множестве имевшихся в языческие времена. Тогда на распутьях дорог ставились столбы, чурбаны, грубо обтесанные идолы, мимо которых, как водилось, ни конный не проезжал, ни пеший не проходил без какой-либо жертвы. |
С введением христианства обычай ставить эти чурбаны, естественно, не мог больше существовать, и потому наши предки старались заменить их часовнями и столбами, в которых и ставилось изображение Параскевы Пятницы. |
* * * Почитание Пятницы у славян было настолько глубоким, что в древности лик Параскевы Пятницы часто изображали на оборотной стороне икон Богородицы. Безмерная вера в ее могущество и народная любовь привели к тому, что в некоторых селах, вопреки учению церкви, даже считали, что Параскева - родная сестра Иисуса. |
Валерий ПАВЛОВ |
Тайная Власть 20,2007 |
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|