Есть высшие силы,управляющие нами
|
Дочь кинозвезд Сергея Бондарчука и Инны Макаровой, актриса, сценарист, режиссер, руководитель детского театра «Бемби»... Сегодня она по-прежнему напоминает неземную женщину Хари из самого загадочного фильма всех времен «Солярис». И неудивительно: ведь, по ее мнению, в каждом из нас есть космическое начало. |
- Как вы пришли к такому выводу, Наталья Сергеевна? - Под впечатлением прочитанных книг великих гималайских учителей. К учению Рерихов я пришла к тридцати годам. Я взяла в руки «Живую этику» в то время, когда эзотерическая литература распространялась под большим секретом. Моя мама очень переживала, что я стала интересоваться подобной темой. Ей казалось, что это противоречит православию. |
- Ходят слухи, что вы и со своим мужем - актером Николаем Бурляевым - расстались из-за религиозных разногласий? - Нет, с Колей у нас как раз много совпадений именно в духовном плане. Мне близко мировоззрение Рерихов, но при этом я крестила не только сына и дочь, но и всех детей в моем театре «Бемби». |
В актерской среде очень трудно сохранить семью. С Николаем Петровичем у нас была своя серьезная ситуация, связанная с тем, что его взгляды на семейную жизнь и на место жены в доме с годами стали более консервативными что ли... А вообще, мы прожили 17 лет, и в нашем браке год за три шел. |
- А как все-таки мировоззрение Рерихов сочетается у вас с православием? - Я везде ищу единство. Потому что Бог един. И Христос не будет спасать отдельно буддистов, отдельно иудеев, отдельно - православных христиан и католиков. |
Я верю, что Христос придет в мир как спаситель всех. |
- Некоторые священники считают рериховцев сектантами. Например, дьякон Андрей Кураев. |
- Наследие Рерихов - это не религия. Это попытка объяснить нам многомерность миров, особенности духа и души. Рерихи, кстати, напомнили, что мысль материальна. И все войны, страдания, болезни - от наших грязных мыслей. В чем смысл жизни? В усовершенствовании себя и мира. «Стяжай дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся»,- говорил мудрый батюшка Серафим Саровский. |
- Вы можете сказать, что ваша вера соответствует канону? - Я только знаю, что есть высшая сила, управляющая нами. Если мы идем против космических законов, то обязательно получаем ощутимый удар. Когда я это поняла, мне стало легче, и жизнь моя стала стабильнее. |
Есть разное отношение к несчастью. Часто мы начинаем винить в нем окружающих, Господа Бога. Какой ужас! Почему это произошло со мной? Ведь я такая хорошая! Мы сами заходим не туда. И жизнь нас начинает выправлять - иногда веником, иногда ремнем, а иногда оглоблей. |
- Но несчастья могут коснуться и близких, тех, кто не виноват? - Ну что значит - не виноват? Мы объединены семьей, родом, планетой. Мы в связке. И нельзя быть свободным друг от друга. Если близкому человеку плохо, тебе хорошо не будет. В этом заповедь Христова: «Возлюби ближнего своего». Дальнего любить ничего не стоит, зато каких трудов стоит иногда вынести характер ближнего. |
- Вами снято около десяти документальных фильмов, посвященных семье Рерихов? - Мои фильмы - это мои дневники. Я рассказывала о том, чем жила. И получилось кино для узкого круга людей, интересующихся этой темой. Есть явления, к которым надо прислушиваться. Например, причинно-следственная связь, или, как ее называют на Востоке, - кармическая связь. А у нас на Руси просто говорят: «Что посеешь, то пожнешь». Посеял зло - собирай урожай. |
- Что дала вам работа над этими картинами? - Я получила ответы на самые потаенные вопросы. Например, мне хотелось найти подтверждение тому, что жизнь бесконечна. Я нашла ответ - да, все мы бессмертны. Но как распорядиться этим бессмертием? Возможно, что в итоге наши грехи материализуются. И мы встретим их лицом к лицу, как в фильме «Солярис». |
Если душа грешна, она обязательно это чувствует. Значит, чувствует сам человек. |
- Вы же прошли часть пути Николая и Елены Рерихов? - Все началось с похода на Алтай. Это была первая подобная в советское время экспедиция. Маршрут пролегал вдоль реки Белухи, что в Горном Алтае. Мы полмесяца ездили на лошадях. Вокруг встречалось столько всего необычного. Вообще Алтай - это наша заповедная сакральная зона, к которой надо относиться особо. Это смычка земли с космосом напрямую, поэтому просто ходить туда, задрав нос, - лучше не надо. Потом были Гималаи. Я побывала в долине Кулу, у реки Биас, там, где долгие годы жила семья Рерихов. Там же находился знаменитый институт «Урусвати». С этим институтом сотрудничали великие ученые Эйнштейн, Вавилов, Вернадский. Но война остановила все работы. |
- Правда, что вы встречались со Святославом Рерихом? - Встречалась три раза в 1992 году. Через несколько месяцев Святослава Николаевича не стало. Кто для меня этот человек? Считается, что в жизни нужно встретить своего старца. Он и был тем самым старцем - для моей души, для веры, что жизнь не конечна, что мы являемся продолжением космического начала. |
- Проще говоря, мы - жители космоса? - Тут нет никаких сомнений. Есть такая потрясающая фраза: «Падение пера птички здесь, на земле, отзовется в дальних мирах». Любое событие - хорошее, плохое действительно так или иначе отзывается. И нам надо понять, кто мы и откуда. Рерихи отвечали и на такие вопросы. |
Главным старцем для семьи Рерихов был Сергий Радонежский. Для Святослава Николаевича - Серафим Саровский. По этим двум святым они выстраивали свою жизнь. Это привело их в Гималаи и, как ни странно, к космическому учению. Иногда мы разговаривали... молча. Святослав Николаевич брал мою руку, и мы подолгу сидели вместе. |
- Рассказывают, это был очень красивый человек? - Более красивого лица я не видела. Я встретила его уже седым, когда он практически не ходил, но однажды вблизи разглядела его глаза цвета золотого песка: такой доброты я прежде не встречала. Когда мы приехали к нему на православную Пасху, и я показала ему привезенные иконы, он плакал... Этот человек столько сделал для России! Передал нам огромное наследство родителей, картины, книги... И хотя похоронен в Индии, завещал упокоить себя по православному обряду в СанктПетербурге. И не исключено, его тело будет перенесено в Россию. |
- Вы сами крестили своих детей. А вас, наверное, когдато крестили ваши родители? - Вот и нет. Я окрестилась уже взрослой. У меня была совершенно безумная любовь к Андрею Тарковскому, который снимал меня в то время в «Солярисе». Чувство было взаимным, а отношения очень сложными. И когда они закончились, я решила умереть и перерезала себе вены. Слава Богу, меня спасли. И необходимо было найти что-то осмысленное, чтобы зацепиться за жизнь. |
Я решила окреститься. |
- В советское время такое не поощрялось... |
- Да и вообще дело это было непростое. Проблемой был даже крестик. Где его взять? Крестным отцом стал Ипполит Новодережкин - художник. Он мне выплавил из колечка крестик, и я отправилась в церковь в Переделкине. Это мое любимое место. Здесь прошло мое раннее детство, здесь я видела знаменитых писателей Чуковского, Пастернака... Я, глупая, не знала, что при крещении нужен был паспорт. Вернулась в Москву и скорее обратно... После крещения мне грозило стать невыездной, но я искала душевного покоя и нашла... |
- Говорят, что Тарковский создавал на съемочной площадке атмосферу мистицизма? - Наоборот, он как будто мешал актерам сосредоточиться, сбивая фразами типа: «Играй гениально!» Тарковский редко снимал повторно, почти весь «Солярис» - фильм единственного дубля. |
- Вам было тяжело? - Конечно. Помню одну ночную смену. Гримеры полтора часа надо мной трудились. Потом я шла по пустынным коридорам «Мосфильма» в растерзанной рубахе, по которой струйками стекала «кровь» из клюквенного варенья. Ночной «Мосфильм» с длинными коридорами звенел тишиной. Неожиданно впереди что-то возникло и двинулось на меня. Я подняла глаза. Господи, призрак! Навстречу в белом кителе с орденами шел Сталин. Я вздрогнула. Сталин тоже удивился. Видимо, мой вид смутил его сознание. Сталин и я молча прошли мимо друг друга и заметно ускорили шаг. |
Тарковский долго хохотал над моим видением: «Ну вот, и к нам «гости» пожаловали»! - «Но я видела его»! - настаивала я. - «Конечно, видела. Это Бухути Закариадзе, он играет Сталина в «Освобождении». |
- Говорили, что Тарковский был дружен с Джуной и порой медитировал под ее наблюдением. Вы ничего об этом не знаете? - Она научила его выходить в астрал. Это не очень сложно, но довольно опасно. Однажды он просто чудом сумел вернуться из такого «полета». Джуна держала Андрея за руку, а его пальцы были уже совсем холодными и ногти на них начали синеть. Кажется, после этого случая он прекратил подобные эксперименты. |
- Он тяготел к пророчествам? - Андрей как-то рассказал, что был участником спиритического сеанса и что ему удалось вызвать дух Пастернака и спросить его: «Сколько картин я поставлю»? «Семь!» - был дан ответ. - «Так мало?» - переспросил Тарковский. - «Семь, зато хороших!» - сказал дух великого поэта. И впрямь, Тарковский поставил семь картин: «Иваново детство», «Андрей Рублев», «Солярис», «Зеркало», «Сталкер», «Ностальгия», «Жертвоприношение». Кстати, мало кто знает (в советское время эта информация скрывалась) - фильм «Солярис» получил не только главную премию жюри на Каннском кинофестивале, но и премию протестантской и католической церквей. |
- Из ваших собственных режиссерских работ вспомним фильм «Пушкин. Последняя дуэль». Возможно, Пушкин в исполнении Безрукова - самый «живой» из всех, когдалибо сыгранных. Правда, что актер похудел на 17 килограммов, чтобы войти в образ? - Да, он себя не пощадил. Этот заострившийся нос, несуразные бакенбарды... Найти ключ к пониманию Пушкина мне помог опять-таки Рерих. Существуют несколько миров. Мы с вами общаемся в одном мире, но стоит подумать о своем, как мы тут же отсоединяемся от реалий и переходим в другой ментальный мир. Оказывается, есть мир и дальше. Поэтому в фильме, кроме физических встреч, происходят и ментальные. Мы должны встречаться с теми, кого мы любим... |
- Какой встречи не достает в вашей жизни? - Мне думается, что главные встречи еще впереди. Миров ведь так много... А вообще я люблю общение и умных гостей. У меня на даче бывает огромное число людей. Можно даже увидеть академиков, ведь моя мама вышла за Михаила Перельмана - крупного хирурга, врача-пульмонолога, лауреата многих премий. Бывают писатели, кинематографисты... |
- На вас всегда такие экзотические украшения... |
- Это тибетское кольцо. Оно открывается. А этот перстень - индийский, со знаком вечности. На цепочке непальское украшение. Они дают мне положительную энергию. Все золотое не для меня. Серебряное - нормально. Из оберегов - ношу крест православный. |
Беседу вела Евгения УЛЬЧЕНКО |
Тайная Власть 16,2007 |
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|