Правда о темном туризме
|
Понятие «темный туризм» (также его называют «черный», «мрачный», «скорбный») вошло в обиход сравнительно недавно, хотя само явление насчитывает много веков. Просто в последние десятилетия оно набрало силу, приумножило приверженцев, и его организаторы начали зарабатывать большие деньги. Так что же такое «темный туризм», и почему он нас беспокоит? |
Давно и правда |
Начнем с того, что радостное позитивное явление «темным», «скорбным» или «мрачным» не назовут. Да и откуда взяться радости, если под таким туризмом подразумевается посещение мест, в которых некогда происходили трагические, связанные со смертью, события: крупные природные и технологические катастрофы, великие битвы, казни (особенно массовые) и т.п.? |
Началось все давно. Вероятно, с посещения паломниками и просто любопытствующими Виа Долороза (улица в Старом Иерусалиме, по которой, как считается, пролегал скорбный путь Христа к месту его казни на Голгофе). А может быть, и еще раньше – с гладиаторских боев в Древнем Риме, когда массы людей стремились в амфитеатры, чтобы своими глазами увидеть, как страдают и умирают другие. |
Возьмем примеры уже не из столь далекого прошлого. Британский предприниматель Томас Кук, прославившийся, как изобретатель организованного туризма как такового, первым в Северной Америке догадался, как извлекать звонкую монету из тяги людей к посещению мест массовой гибели им подобных. И организовал экскурсии к местам наиболее значимых и кровавых сражений Гражданской войны в США, на чем неплохо заработал. |
А вот как описывал Марк Твен посещение им в составе туристической (!) группы, разрушенного во время Крымской войны Севастополя: «Квакер-Сити» (корабль, на котором прибыли американцы, прим.автора) завалили грудами реликвий. Их тащили с Малахова кургана, с Редана, из Инкермана, из Балаклавы — отовсюду. Тащили пушечные ядра, сломанные шомполы, осколки шрапнели — железного лома хватило бы на целый шлюп. Некоторые приносили даже кости, тащили их издалека, с трудом — и не на шутку огорчались, когда доктор объявлял, что это кости мула или вола». Впечатляет, не правда ли? |
Век-волкодав |
Двадцатый век выдался урожайным на массовую гибель хомо сапиенс. Соответственно, увеличилось и количество точек на земном шаре, которые предприимчивые туроператоры сочли достойными для удовлетворения человеческой страсти к «темному туризму» и включили в свои рекламные проспекты. И первопроходцами здесь опять выступили США. Именно там, в 1937 году были организованы сверхпопулярные туры к месту трагической гибели дирижабля «Гинденбург» рядом с военно-морской базой Лейкхерст, что в Нью-Джерси. Затем грянула Вторая мировая война, в ходе которой погибло рекордное количество народу за всю историю человечества (по последним данным ООН, 71 миллион 170 тысяч человек). И не все, совсем не все, расстались с жизнью на поле боя. |
Дахау, Майданек, Освенцим, Бухенвальд… Названия этих и других концентрационных лагерей Третьего рейха давно известны всему миру, как места, где смерть, ужас, боль, кошмар и страдание сотен тысяч и миллионов человеческих существ достигли неведомой прежде концентрации (тавтология здесь уместна). И, конечно же, после окончания войны многие из этих лагерей были превращены в туристические объекты, поток посетителей к которым с годами не иссякает и даже увеличивается. Ну ещё бы. Кто же откажется посмотреть на газовые камеры и печи, в которых были уничтожены сотни тысяч человек, вина которых чаще всего была лишь в том, что они не имели чести быть одной национальности с «великой арийской расой»! И едут, и смотрят. Берут с собой детей, питье и еду. Фотографируются на фоне. Селфи, потом снимок - в соцсеть, куча лайков и комментариев. Красота. Не зря съездили. К слову, сразу после окончания войны, некоторые из тех, кто выжил в концлагере Дахау, призывали стереть это место с лица земли. Но власти поступили иначе, и в 1965-м году здесь возник мемориал, который теперь посещает множество туристов. |
Если вы думаете, что «темный туризм» свойствен лишь «зажравшимся» обывателям Запада, то ошибаетесь. Доказательство этому – пользующиеся неизменным успехом туристические поездки в зону Чернобыльской катастрофы или предложения на некоторых российских туристических сайтах о турах по лагерям ГУЛАГа. И ведь находятся любители, платят деньги и едут. |
Память и беспамятство |
Всё-таки справедливости ради стоит заметить, что в нашей стране любителей «темного туризма» не так много, как на Западе. Вероятно, слишком свежа память о тех страданиях, боли и крови, которые выпали на долю России в XX веке. Ни одна страна в мире не потеряла такое количество людей, сколько мы. Ни одна. И в каждой семье найдется, что рассказать по данному поводу и детям, и внукам. Вот и передается память из поколения в поколение, и хорошо, что передается. В связи с этим было бы абсолютно глупо заявить, что мемориалы, установленные на местах массовой гибели людей, не нужны. Нужны, конечно же. Ставим же мы памятники на кладбищах! Это и есть память, так мы устроены. Но здесь есть тонкость. Одно дело помнить о страданиях и смертях миллионов для того, чтобы подобное никогда не повторилось. И совсем другое – спекулировать на всех этих страданиях и жертвах. Нет, имеется в виду не только прямое зарабатывание денег на организации туров к местам массовой гибели и страдания людей. В конце концов, каждый зарабатывает, как умеет, и существует гораздо более сомнительный с точки зрения морали бизнес, нежели «темный туризм». Речь о другом. В одном месте забыли упомянуть значимый факт, в другом, наоборот, выпятили незначительный. В третьем и вовсе выдумали то, чего не было. Затем книга, документальный и художественный фильм, буклет, ТВ-передача, заученный рассказ экскурсовода. В результате на том же Западе большинство давно забыли о том, кто и какой ценой избавил мир от фашизма. Мало того. Россия для многих европейцев уже не меньше виновна в развязывании Второй мировой войны, чем Германия. |
Кому и зачем это нужно |
С организаторами – понятно. Они, как уже было сказано, всего лишь зарабатывают деньги. В конце концов, именно спрос рождает предложение, а не наоборот. Если бы люди сами не стремились к посещению подобных мест, не возникла бы и индустрия «темного туризма». Так почему же некоторых из нас так тянет на кладбища, поля сражений, места катастроф и казней, в знаменитые тюрьмы, ставшие музеями? |
Впервые термин «темный туризм» был употреблен в 1996 году в журнале «International Journal of Heritage Studies», выходящий в Великобритании. А в широкое употребление попал после выхода в 2000 году книги профессоров Каледонского университета (Шотландия, Глазго) Джона Леннона (нет-нет, не тот самый) и Малькольма Фоли «Темный туризм» («Dark Tourism»). Среди прочего, Леннон и Фоли пишут о том, что в подобных местах экскурсоводам очень трудно работать, поскольку с одной стороны они должны чтить память жертв, а с другой – поддерживать интерес клиентов, не дать им заскучать. И одновременно рассказывать правду, не скатываясь в пропаганду. |
Ученые рассматривают несколько психологических факторов, подталкивающих людей к «темному туризму». Например, подспудная радость от того, что ты стоишь живой и здоровый там, где погибли и страдали тысячи. Или, наоборот, страх и даже ужас, испытываемый некоторыми в подобных местах, служит в качестве возбудителя и своего рода «лекарства», прививки, от безопасной, скучной, размеренной и благополучной жизни. |
И всё-таки «темный туризм» необходим. Он может выступать в качестве объединяющего общество фактора после войны или катастрофы, сохраняет историческую память народа. Главное, не превращать его исключительно в средство наживы и не играть на низменных чувствах людей. Что также относится и ко многим другим сферам и направлениям человеческой деятельности. |
Аким Бухтатов |
Оракул №12 (декабрь)/2017 |
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|