Выставка к 130-летию книги Тайная доктрина
|
В харьковском Доме ученых открылась выставка «Неисчерпаемый источник», приуроченная к 130-летию выхода в свет знаменитой на весь мир книги «Тайная доктрина». Передвижная выставка организована членами первичных организаций Теософского общества Украины из Киева, Днепра, Житомира, Кропивницкого, Одессы, Харькова и посвящена известному религиозному философу пантеистического направления, оккультисту и спиритуалисту Елене Блаватской. Наша соотечественница в 1888 году заложила основы нового синтетического мировоззрения, которому ныне следуют тысячи людей. |
Представленные на выставке фотодокументы рассказывают о жизненном пути Елены Блаватской, которая появилась на свет в 1831 году в Екатеринославе (ныне – Днепр) и была первым ребёнком в семье офицера конной артиллерийской батареи, дворянина немецкого происхождения Петра Алексеевича фон Гана. Из-за службы отца семье приходилось часто менять местопребывание. В 1838 году Елена с матерью живет в Полтаве, где берет уроки танцев, обучается игре на пианино. Весной 1839-го семья переехала в Одессу. В 1844-м Блаватская некоторое время жила в Лондоне и Париже. |
В 1910 году, уже после смерти Елены Петровны, появились воспоминания Марии Ермоловой, жены губернатора Тифлиса, которая рассказывала о пребывании Елены Блаватской в Грузии: «В Тифлисе жил родственник тогдашнего наместника Кавказа князь Голицын, интересовавшийся оригинальной молодой девушкой. Именно благодаря Голицыну, который, по слухам, был не то масоном, не то магом или прорицателем, Елена Блаватская попыталась наладить отношения с таинственными мудрецами Востока, куда направлялся князь Голицын». Эту версию впоследствии поддержали многие биографы Блаватской |
Елена Блаватская объявила себя избранницей некоего «великого духовного начала» и ученицей братства тибетских махатм, которых она именовала «хранителями сокровенных знаний». В 1875 году в Нью-Йорке вместе с полковником Генри Олкоттом и адвокатом Уильямом Джаджем она стала проповедовать авторскую версию теософии и основала Теософское общество, которое поставило перед собой задачу изучать все без исключения философские и религиозные учения с целью выявления в них истины. |
По мнению Блаватской и её приверженцев, это поможет раскрыть сверхчувственные силы человека, постичь таинственные явления в природе. Главной целью теософистов была провозглашена необходимость «образовать ядро Всемирного Братства без различия расы, цвета кожи, пола, касты и вероисповедания». Позднее штаб-квартира товарищества переместилась в Индию, в город Адьяр около Мадраса. В 1855 году Блаватская проникла в Тибет, где провела семь лет, изучая оккультизм. Затем её основная деятельность проходила в Великобритании, Франции и США, где она открыла филиалы Теософского общества и приобрела десятки тысяч последователей. |
Свои основные сочинения Блаватская написала по-английски. Некоторые современники предполагали у Блаватской наличие способностей к ясновидению. В то же время она часто обвинялась в мистификации и откровенном жульничестве. |
Со временем сторонников и противников учения Елены Петровны заметно поубавилось, но истинные ортодоксы-теофилы остаются и по сей день верными приверженцами её учения. И тем более никто не отрицает, что Елена Блаватская оказала большое влияние на религию, науку и искусство. Неоспоримым является и тот факт, что её произведения переведены практически на все мировые языки. К тому же многие выдающиеся деятели науки и искусства опирались в своем творчестве на работы Елены Блаватской. Её труды высоко ценили Андрей Белый, Николай и Елена Рерихи, Герберт Уэллс, Александр Скрябин, Лев Толстой, Альберт Эйнштейн, Константин Циолковский и Морис Метерлинк, другие ученые, писатели, художники и композиторы. |
Умерла Елена Блаватская 8 мая 1891 года. Ее тело было кремировано, а пепел развеян между тремя центрами теософского движения в Лондоне, Нью-Йорке и Адьяре. Дата смерти Блаватской отмечается её последователями как День Белого лотоса. |
Источник |