Искусственному интеллекту отказали в появлении на самолетах
|
Искусственный интеллект в ближайшем будущем не может быть встроен в бортовое оборудование пассажирских самолетов. К такому выводу, как пишет Aviation Week, пришли специалисты Французского аэрокосмического исследовательского центра (ONERA) и компании Thales. По мнению специалистов, современные системы с элементами искусственного интеллекта учатся на больших объемах данных, и по этой причине при возникновении каких-либо ошибок в их работе найти причину сбоя обычно невозможно. Кроме того, умные системы не имеют функции объяснения того или иного принятого ими решения. |
Одним из основных требований к безопасности авиационного транспорта являются воспроизводимость ошибок и детальное понимание алгоритмов работы тех или иных систем. Например, на большинстве современных пассажирских самолетов стоят системы предупреждения столкновений в воздухе второго поколения. Они постоянно сканируют пространство перед самолетом и при обнаружении по курсу другого летательного аппарата дают пилотам соответствующее предупреждение, а также указания, какие именно действия надо совершить, чтобы избежать столкновения. |
Находящиеся рядом системы предупреждения столкновений в воздухе при первом обнаружении друг друга обменяются данными и сформируют каждая свое указание пилотам. Если в одном самолете такая система даст указание подняться выше, то в другом будет отдана команда снизить высоту. В случае сбоя одной из систем, техники впоследствии смогут найти ошибку, воспроизвести ее и устранить. Поиск ошибки возможен именно благодаря детальному пониманию алгоритмов работы стандартных систем. |
По словам Виржини Вьель, директора по информационным системам ONERA, до тех пор, пока у разработчиков не будет четкого понимания, как именно системы искусственного интеллекта принимают решения и почему конкретно эти решения ими принимаются, ни о какой сертификации для их использования на пассажирских самолетах речи идти не может. По оценке ONERA, положительных подвижек в этой области не будет по крайней мере ближайшие десять лет. |
По оценке главного технического директора компании Thales Марко Эрмана, первые результаты по созданию интеллектуальных систем, способных объяснять свои решения, могут появиться в 2021 году. Однако это не означает, что подобные системы попадут на пассажирские самолеты. При этом исследования в области систем искусственного интеллекта для самолетов активно ведутся. Предполагается, что такие системы в отдаленной перспективе позволят справиться с дефицитом летчиков, повысить безопасность перелетов и снизить нагрузку на пилотов. |
В конце августа 2018 года Агентство перспективных оборонных разработок (DARPA) министерства обороны США заказало американской компании Raytheon разработку нейросети, способной объяснить, почему она в ходе своей работы приняла то или иное решение. Наработки по проекту будут использованы в рамках более масштабного проекта по созданию боевых подразделений «человек — робот». Проект создания смешанных подразделений подразумевает, что в них люди и роботы будут действовать совместно как напарники. |
В DARPA полагают, что для эффективного взаимодействия солдат и роботов в бою важно, чтобы люди доверяли своим электронным напарникам. Уровень доверия можно будет повысить, если роботы смогут объяснять людям, почему они принимают то или иное решение. Проект нейросети, способной объясниться с человеком, получил обозначение XAI (Explainable Artificial Intelligence, объяснимый искусственный интеллект). Он предполагает создание нейросети, не уступающей в быстродействии обычным нейронным сетям, но способной показать всю цепочку анализа, на основании которого она приняла конкретное решение. |
Источник |
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|