Сакральный гром
|
|
На свете существует несметное количество видов музыкальных инструментов. Как суперсовременных, так и оставшихся в далеком прошлом. Идут века — инструменты меняются: гусли «доросли» до арфы, лютню сменила гитара, клавесин «превратился» в фортепиано. От цимбал человечество пришло к синтезаторам и виброфонам. И лишь барабан остался практически неизменным…
|
|
В ритме жизни
|
|
Барабан — первый музыкальный инструмент, созданный человеком. И удар по высушенной, туго натянутой коже — первый музыкальный звук, который «создал» наш далекий предок. Быть может, поэтому мы, все дальше уходя от времен первобытных, тащим за собой барабан?
|
|
Да, но не только. Этот примитивный прибор для извлечения звуков не так прост, как кажется. И воздействует на нас куда сильнее, чем, быть может, нам самим хотелось бы.
|
|
Собственно, музыкальным инструментом барабан можно назвать весьма условно: ведь он всего лишь задает ритм. С одной оговоркой — совсем не «всего лишь»! Потому что ритм — основа нашей жизни, то, что структурирует наше бытие. В определенном ритме стучит сердце, дирижируя всей работой организма, есть четкий ритм в нашей походке, немыслимо существование вне суточных ритмов… Да и календарь — не что иное, как воплощение космических ритмов, в рамках которых течет человеческая жизнь. Стоит ли удивляться, что инструмент, создающий ритм, человек пронес через тысячелетия — и готов нести дальше, до скончания времен.
|
|
Сердце матери
|
|
Есть люди, не любящие скрипичную музыку. Кому-то не нравится орган. Кто-то терпеть не может флейту, но нет на свете человека, который бы не откликнулся на звуки барабанного боя. А знаете почему? Потому что любовь к этим звукам заложена в нас на генетическом уровне.
|
|
Ничего удивительного: ведь мерный, гулкий, ритмичный перестук — первый и долго единственный звук, который слышит человек. Разумеется, речь о материнском сердце, под успокаивающую «песню» которого младенец (поначалу просто эмбрион) проводит все отпущенные природой девять месяцев. Исследования показали: стоит маминому сердцу дать перебой — и малыш в утробе впадает в панику. Что же испытывает маленький человечек, попав в большой мир, наполненный какими угодно звуками, кроме самых необходимых — ритмичных ударов? Вот почему мудрые врачи и нянечки наставляют молодых мам: в первые месяцы как можно дольше держите ребенка на руках, прижимайте к груди. Чтобы он слышал, как бьется сердце, чтобы чувствовал, что в «большом мире» эти звуки не исчезли вовсе, а лишь звучат реже и глуше... Но всегда, в любой момент их можно услышать — и снова впасть в то блаженно-спокойное состояние, какое переживал малыш, еще не разлученный с матерью.
|
|
Мы шли под грохот барабана…
|
|
Да, барабанный бой способен ввести в транс, и иногда это прекрасно. Например, если вы занимаетесь дыхательными практиками, путешествуете по иным мирам и измерениям, осваиваете медитативные танцы… Но ведь барабан точно так же может ввести в состояние боевого транса, в котором человек теряет себя, утрачивает личность, растворяясь в общей массе, в агрессивной толпе. Не зря под барабанный бой проходят военные парады, а главное — именно барабанщик, шагающий во главе колонны, ведет армию в бой!
|
|
Под ритмичный перестук ритуальных барабанов шаманы и жрецы большинства культов ввергают «паству» в молитвенный экстаз, то есть в измененное состояние сознания, получая возможность беспрепятственно манипулировать этими людьми, внушать им любые мысли, требовать любых действий. Все зависит лишь от частоты и силы ударов, от смены ритмов. Вот почему «барабанные партии» всегда считались сакральными: тот, кто знает, как должен звучать священный барабан, воистину владеет миром! Кстати, известно, что в примитивных культурах барабан приравнивался к жертвенному алтарю. Играющий на нем становится посредником между Небом и Землей.
|
|
Людмила САЗОНОВА,
|
кандидат искусствоведческих наук
|
|
Оракул №12 (декабрь)/2016
|