От чего зависит вера в Санта-Клауса
|
|
Дети должны учиться различать реальное и вымышленное; по крайней мере, такому различению учат в современном секулярном обществе развитых и развивающихся стран. Однако в культурной традиции ряда стран существует ряд вымышленных персонажей, в существовании которых детей убеждают до тех пор, пока они сами не выяснят, что их не существует. К таким персонажам относятся Санта-Клаус, Дед Мороз со Снегурочкой и другие новогодние и рождественские персонажи.
|
|
Феномен Санта-Клауса и Деда Мороза осложняется еще и тем, что дети, которым систематически внушают, что эти персонажи реальны, в предпраздничный и праздничный период встречают множественные свидетельства их существования. Санта-Клаусов и Дедов Морозов дети неоднократно, иногда по несколько раз за день, встречают в торговых центрах, на детских праздниках и на улицах, родители приглашают домой наемных актеров или сами изображают Санту и Деда Морозу.
|
|
В исследовании, опубликованном в журнале Cognitive Development, психологи из США проверили, как меняется степень уверенности детей в существовании Санта-Клауса в зависимости от частоты встреч с людьми в костюме Санты. Оказалось, что чем чаще ребенок видит таких людей, тем сильнее уверен, что волшебник существует на самом деле.
|
|
Результаты ранее проведенных опросов также показали, что даже когда дети осознают фантастическую природу большинства вымышленных персонажей (“монстров не существует”, “привидений не существует”), вера в новогодних и рождественских персонажей сохраняется многие годы.
|
|
С годами дети обнаруживают, что Санты не существует; однако процесс осознания, до сих пор плохо изучен. Существует две версии: первая - о том, что по мере того, как ребенок становится старше, родители все меньше упоминают Санта-Клауса, и вера в него пропадает; вторая - о том, что вера в Санту остается крепкой до тех пор, пока ребенок не накапливает критический объем знаний об окружающем мире. Осознав, что история Санта-Клауса противоречит повседневному опыту и законам физики и биологии (полеты на повозке с оленями). В случае с Дедом Морозом ключевую роль должны играть его бессмертие и скорость передвижений.
|
|
Результаты онлайн-опроса, проведенного исследователями, говорят скорее в поддержку первого предположения. Родители заполняли онлайн-анкеты, отвечая на вопросы о том, верят ли их дети в Санта-Клауса, как часто родители упоминают Санту, дарят ли рождественские подарки от имени волшебника, переодеваются ли в Санта-Клауса в сочельник и т.д. Статистика показала, что дети от 2 до 7 лет тем сильнее верят в Санту (и тем меньше задаются вопросами о его физической природе), чем чаще родители рассказывают о нем как о реальном персонаже.
|
|
Результаты обоих опросов также показали, какой путь проходит ребенок от безусловной веры в Санта-Клауса до отрицания его существования. Когда детям предлагали написать записки с вопросами Санте, качество вопросов напрямую зависело от возраста. Заинтересованные вопросы, за которыми не крылось затаенное подозрение (вроде “А правда, что на Северном Полюсе холодно?”) задавали дети до 7-8 лет; дети 8-9 лет начинали задавать другие вопросы - вроде “А как ты помещаешься в дымоход” и “Как летают твои олени”. Постепенная критика мифа о Санта-Клауса рано или поздно приводит к открытию его мифической природе.
|
|
Источник
|