Человек-слон
|
Пятого августа 1862 года в английском Лестере на свет появился обычный, ничем не примечательный ребенок. Джозеф Меррик родился в бедной семье рабочего и служанки. Малыш ничем не отличался от множества других младенцев, и вряд ли кто-то мог подумать, что этому ребенку уготована удивительная и трагическая судьба. |
В возрасте около двух лет у Джозефа обнаружили небольшой отек под верхней губой. Несмотря на лечение, припухлость продолжала увеличиваться, вскоре обнажив зубы и десну мальчика. К пяти годам на лбу ребенка выросли огромные костяные наросты, кожа загрубела, утолщилась и стала похожей на слоновью. За несколько лет деформации подверглось практически все тело Джозефа. Его правая рука вытянулась и, обвешанная тяжелой плотью, напоминала хобот слона. Толстыми пальцами невозможно было удержать даже кружку, ступни распухли, с тела свисали безобразные складки губчатой кожи. Будто всего этого было мало, однажды мальчик упал и повредил левое бедро — Джозеф так и остался хромым на всю жизнь. |
В семье были уверены, что жуткие изменения вызваны тем, что мать Меррика во время беременности сильно напугал слон. Всю жизнь Джозеф был убежден, что это истинная причина его недуга. До сих пор медики даже после изучения ДНК так и не смогли установить точный диагноз Человека-слона. Предполагается лишь, что он страдал одновременно от двух наследственных заболеваний — нейрофиброматоза I типа и синдрома Протея. |
Несмотря на ужасные физические деформации, ребенок успел отучиться несколько лет в школе, где ему привили любовь к чтению. Страдающего от издевательств сверстников мальчика поддерживала его мама. Однако она умерла от бронхопневмонии, когда Джозефу не было и одиннадцати лет. Вскоре его отец женился на другой женщине, которая не смогла выносить уродство ребенка и не скрывала отвращения к пасынку. |
Парень несколько раз сбегал, пытался работать, но из-за обезображенной правой руки не мог выполнять даже простую физическую работу, поэтому долго на одном месте не задерживался. По словам самого Джозефа Меррика, однажды отец устроил его работать галантерейщиком. Подросток должен был ходить по домам и предлагать людям купить разную мелочь вроде пряжи, пуговиц, бижутерии. Увы, но внешний вид не только отпугивал потенциальных покупателей, но и вызывал нездоровое любопытство. Джозефа начали подкарауливать у дома, за ним ходили толпы только ради того, чтобы поглазеть на «чудовище». |
Мальчик так и не смог заработать денег на торговле, за что отец однажды избил его до полусмерти. После этого Джозеф навсегда ушел из дому. Ему было 15 лет, он с трудом мог говорить и был неспособен пережевывать твердую пищу. Некоторое время подросток жил у своего дяди, пытался работать и… читал-читал-читал. Укрыться от реальности с ее насмешками и неприятием «не таких, как все» парень пытался в придуманных другими людьми мирах. Жить, впрочем, предстояло в том настоящем, каким оно было. |
В XIX веке у таких людей, как Джозеф Меррик, фактически был один выход для того, чтобы выжить, — так называемый «цирк уродцев». В один из таких уличных театров он в конце концов и попал. Как впоследствии вспоминал Человек-слон, здесь с ним хорошо обращались. Более того, за время работы в цирке Джозеф сколотил небольшой капитал (около семи тысяч «сегодняшних» долларов) и познакомился с выдающимся лондонским хирургом Фредериком Тревесом, которого заинтересовала болезнь молодого человека. |
К счастью или к сожалению, вскоре в Англии запретили деятельность подобных театров. Джозефа Меррика продали какому-то неизвестному мужчине, который вывез парня в Бельгию, украл его сбережения и сбежал. Брошенный всеми, неспособный внятно разговаривать, закутанный в черный плащ, в кепке с пришитым куском мешковины, который скрывал его лицо, Джозеф все-таки смог вернуться в Англию. Вокзальным полицейским он показал визитку доктора Тревеса, который в конце концов пристроил парня в Королевский лондонский госпиталь. Там прошли его последние, самые счастливые, три года жизни. |
Хирург с удивлением обнаружил, что его «старый знакомый» отнюдь не слабоумный, как ему показалось во время первой встречи. Научившись понимать речь Джозефа, Фредерик Тревес увидел, что перед ним застенчивый, чувствительный, начитанный и чрезвычайно интеллектуальный человек. Он любил поэзию, писал красивые письма, мечтал о собственном доме и о том, чтобы хоть раз побывать в настоящем театре. |
Впервые в жизни Джозеф Меррик почувствовал себя нормальным человеком. Его понимали, с ним общались, от него не убегали в ужасе, его не преследовали злопыхатели. Из бумаги он мастерил искусные модели соборов и дарил их окружившим его заботой людям — врачам, медсестрам и посетителям. Последних у Джозефа становилось все больше. О тяжелой судьбе мужчины написали крупнейшие британские газеты, после чего жизнью Человека-слона заинтересовалась лондонская богема и аристократия. Дошло до того, что иметь знакомство с Джозефом стало модным. Благо он от такого внимания был в восторге и наконец-то смог осуществить мечту, посетив постановку в Королевском театре «Друри-Лейн». |
В госпитале была сделана та самая фотография, о которой сегодня идет речь. Снимок, ставший символом того, что человек — это нечто гораздо большее, чем внешность. Джозеф Меррик запечатлен в костюме — обычной мужской одежде, которую все это время он не мог на себя надеть. Только благодаря людям, которые наконец-то не оттолкнули его и, главное, поняли и приняли его внутренний мир, Джозеф ощутил: он мужчина, человек, с желаниями, мечтами и стремлениями как у остальных. Даже если речь идет о таком пустяке, как позирование для фото. |
Вскоре после того, как был сделан этот снимок, Джозеф Меррик умер в возрасте 27 лет. Впервые в сознательном возрасте он попытался заснуть не сидя, как было необходимо из-за болезни, а лежа на подушке — как остальные люди. Человек-слон умер от вывиха шеи и удушья: при горизонтальном положении тела крупная голова перекрыла дыхательные пути. |
Источник |
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|