Загадочная Русь дохристианская
|
|
Дохристианская история Руси часто показана в тёмном цвете, наши предки в ней — «дикие» варвары в звериных шкурах, живущие охотой и рыболовством в лесах и болотах, пишет Александр Самсонов. Единственными светлыми пятнами выглядят варяги-норманны, «принесшие» свет основ цивилизации на Русь (согласно норманнской теории), и княгиня Ольга, пытающаяся привить дикарям принципы христианства. В итоге для большинства граждан России дохристианская история Руси — это настоящая терра инкогнита («неизвестная земля» на латыни).
|
|
Племена или государство
|
|
Когда говорят о Древнерусском государстве («протогосударстве»), часто можно услышать о племенах — поляне, словене, древляне, кривичи, радимичи и многие другие. При слове «племя» возникает образ каких-нибудь североамериканских ирокезов или папуасов, но никак не развитой общности.
|
Хотя в реальности любое славяно-русское племя было союзом или суперсоюзом племён, который контролировал огромное пространство (равное европейским королевствам или значительно большее). У союза была развитая система управления: выборный князь, воеводы, войско (дружина), совет знати — бояр, народное собрание (вече).
|
Союз племён был явлением не родовым, а политическим, территориальным. У каждого «княжения», или «земли», было не только «княжение своё», но и «законы отцов своих», т.е. законодательная система.
|
|
В Западной Европе в то время очень серьёзно относились к титулам. Так, в сообщении Бертинских анналов о посольстве «народа Рос» к императору франков Людовику Благочестивому (в 839 году) владыку руссов называют «королём». Через сто с лишним лет княгиню Ольгу (её христианское имя — Елена) называли «королевой Еленой» («Хроника продолжателя Регинона»).
|
Восточные источники называют правителей русов «царями» и «каганами» (императорский титул). Русскую землю считали государством. Так, араб Ибн Хаукаль сообщает: «Ар-Рус — так же, как аль-Хазар и ас-Серир, — это название государства, а не людей и не города».
|
А тот факт, что в Византийской империи (Восточно-Римской империи) не признавали достоинства «царей» соседних земель, называя их «архонтами» (старейшинами), говорит только о политике Царьграда. Ромеи считали себя наследниками Римской империи, а все окружающие народы были для них «варварами». В Константинополе не признавали царского титула и за болгарским царём (хотя болгары несколько раз угрожали столице империи), и за эмиром Египта, и за императором Священной Римской империи германской нации.
|
Но для большинства современников Русь была могучей державой — не хуже королевств Европы или могучего и богатого Хазарского каганата.
|
|
|
Гардарика
|
|
Древние скандинавы называли Древнерусское государство «Гардарика» (Гардарики), то есть «государством городов». Не надо удивляться, что этот термин переводится как «ограда, забор, укрепление» или «двор, огороженное пространство». В то время как главное значение города — это укрепление, крепость.
|
К примеру, крупнейший город Средиземноморья Константинополь именовался у скандинавов Микльгард. А по мнению немецкого хрониста Титмара Мерзебургского, Киев был соперником столицы Византии — Константинополя. Отмечали большое количество городов Руси и восточные источники, араб Ибн Русте писал, что у русов «много городов».
|
Люди Востока, знакомые с Багдадом и Каиром, и скандинавы, видевшие города Англии, Франции, Испании и Италии, единодушно утверждают, что у русов дохристианской эпохи были города. Причём в таком количестве, что это вызывало удивление бывалых путешественников.
|
|
Такой источник, как «Баварский географ» (это список народов и союзов племён, преимущественно славянского происхождения, которые населяли в IX веке области восточнее Франкского государства), сообщает о десятках и сотнях городов у восточнославянских княжеств. Так, у бужан был 231 град (город), у уличей — 418.
|
А раз были города, значит, были и ремесленные «концы» (кварталы). Русь славилась своими мастерами. Русское оружие уже тогда было весьма продаваемым товаром; русские мечи, по мнению современников, не уступали франкским или арабским клинкам. Ибн Русте упоминает прекрасные кольчуги славян, а во французской поэме «Рено де Монтабан» говорится о «великолепной кольчуге из Руси», которую приобрёл главный герой.
|
|
|
Русская вера
|
|
Многие считают наших пращуров дремучими язычниками, хотя, если попытаться понять веру предков, становится ясно, что это было солнечное, светлое верование, наполненное вселенской гармонией, добром и справедливостью. Понятия наших пращуров, которые мы впитываем с детства через сказки, древнерусские былины, до сих пор не дают нам полностью деградировать, стать «двуногими овощами».
|
Глупо думать, что «язычество руссов» — это дикое, отсталое верование. Современная Япония, Индия, да во многом и Китай сохраняют свои древние верования и не страдают от этого. Они делают жизнь их народов осмысленнее, позволяют сдерживать натиск «общечеловеческих» (западных) ценностей.
|
Интересно, что во многом вера русов жива и сейчас. Она сохранилась не только в сказках и былинах, но и впиталась в христианство, сделав его православием («славием Прави»). Основные мифообразы сохранены. Христианская Троица, образ Богородицы и Георгий, побеждающий змия, — славянские Триглавы, Матерь Лада (Рожаница) и Перун, побеждающий змия (Велеса-Волоса).
|
Необходима огромная работа по восстановлению образа наших предков, их истории, веры, духовной и материальной культуры. Можно рекомендовать в связи с этим замечательную энциклопедию М. Семёновой «Мы — славяне» (автор знаменитого романа «Волкодав»), исследования Льва Прозорова («Времена русских богатырей», «Варяжская Русь»).
|
Всё начиналось в бассейне Оки
|
|
Артания — государство, территория которого была на обширном пространстве от Северного моря до Тьмутараканской земли (с Севера на Юг) и от Брянских лесов до Заволжья (с запада на восток), утверждает в свою очередь Юрий Ульянов. Подтверждением подобных границ служит сама русо-арийская культура, выраженная в виде особого узора — Ярги.
|
Эта «кривоногая» ярго-свастическая вязь имела свои особенности, отразившиеся в сплетении четырёхрожковых Ярг в ромб. Подобный узор встречается на полотенцах, понёвах, нагрудниках, скатертях, рушниках, рубахах и кичках исключительно в следующих областях: Рязанской, Тамбовской, Пензенской, Воронежской, Брянской, Смоленской, Владимирской, Вологодской, Архангельской, Тобольской и частично на северо-востоке Новгородской земли.
|
Правда, некоторые исследователи считают, что «Артания» располагалась исключительно на полуострове Тамань. По другим версиям, Артанией называлась территория от Тамани до Оки.
|
|
Правы и те, и другие. Все эти земли входили в состав «Арзании» (Арсании, Артании) — одного из трёх русских государств, упоминаемых начиная с IX века ранними персидскими и арабскими географами (наравне с двумя другими русскими государствами — Куявией и Славией).
|
|
Первым, кто упомянул о стране Артании как об «Острове Русов», был арабский историк — ибн-Русте. Это название произошло от одного из самых крупных ремесленных городов Артании — Арты (по данным некоторых исследователей, Арта располагалась на стыке рек Оки и Пры).
|
|
Арабские купцы, которые покупали товары у русичей в Тьмутаракани и Куявии, интересовались, откуда такой хороший товар (особенно мечи), на что им отвечали — «Из Арты». А мечи из Артании действительно были одними из лучших на континенте (даже лучше дамасских клинков). Весь секрет был в особой ковке и мещёрской болотной руде, в которую русичи добавляли сакральным способом заговорённые присадки.
|
Сам выплавленный листами металл ковался в несколько слоёв, что придавало ему крепость и упругость. Эти кованые пластины назывались «плака». Меч, выкованный из такой стали, можно было легко согнуть в дугу, после чего он принимал исходное положение. Пластины «плака» хранились в тайных подвалах Арты и были «стратегическим металлом» для всей Артании.
|
|
Помимо хороших мечей, в Артании делали и хороший квас из особой закваски. Эта закваска делалась из квасного хлеба, который назывался «Артусъ». Когда этот великолепный напиток нашёл своих ценителей и почитателей на Балканах, то древние эллины спрашивали: «Откуда эта закваска и как называется?» На что им отвечали: «Артус из Артании». Так в древнегреческий язык эта закваска и пришла под именем «Артос». Позднее, в христианской религии, квасной хлеб, освещаемый на Пасху, так и именовался — Атра. Ибо именно этот хлеб, по преданию, был на столе на Тайной вечере…
|
Столицей Артании был красивейший город того времени «РЪШАНЬ» (Рашань, Расань, Резань, Рязань), стоявший на высоком берегу полноводной реки Оки недалеко от места впадения в неё реки Прони.
|
|
Сами иностранные авторы этого города не видели, так как русы-ръшане в свою страну чужеземных купцов не пускали, а торговали только с сородичами из Куявии. Кроме того, они осуществляли связи с чужеземцами через свой самый южный порт — Тьмутаракань. Кратчайшей дорогой из Арты в Тьмутаракань был водный путь по Оке, далее через речку Пару к Волоку, а оттуда через речки Пожва и Воронжец (Воронеж) в Дон.
|
|
Этот путь тщательно охранялся белопоместными казаками из полковых городищ (как правило, такие городища назывались Шилово, а позднее просто — Казачьи), и ни один инородец не мог пройти мимо них незамеченным. Впоследствии эти «Казачьи городища» стали «засечной линией» между «Диким полем» и Русью.
|
К сожалению, все описания, которые касаются страны Артании, сделаны с чужих слов. Отсюда искажения и в произношении этого названия, и в определении месторасположения этой древней страны.
|
|
Сохранились упоминания столицы Артании: Ръшань, Рашань, Ражань, Расань, Разань, Резань, Рязань. А выходцы из этой земли несли в себе её отражение в самоназвании — расены. Именно они, по утверждению древних италийских историков, пришли в Северную Италию с Востока, ведомые князем Разеной. Там они получили впоследствии имя этруски. В Италии, кстати, до сих пор распространена фамилия Разини.
|
Великое Рязанское княжество можно считать преемником древней традиции, когда центром этой земли являлся город Резань. Сейчас городище Старой Рязани покоится на высоком берегу реки Оки. В древнерусских литературных источниках, в летописях, начиная с XI века, Рязанское княжество упоминается как Великое. В Рязанской Мещёре даже озёра имеют название — Великие.
|
|
В устной мифологии, древних преданиях, а также в среде исследователей русских народных традиций средоточием ярго-свастического узора считается именно Мещёра. Рязанский край рассматривается как центр древнерусской духовной ведической традиции. И неспроста бытует мнение, что именно эта земля является легендарной и загадочной Артанией.
|
|
На Рязанщине есть городок Скопин, который издревле славится своим гончарным производством, в особенности заливной посудой зеленоватого цвета, расписываемой белыми круговыми свастическими узорами с точками по краям. Эти яргические знаки производят неизгладимое впечатление своими особыми очертаниями и скрытым смысловым значением. Яргический орнамент Рязанщины представлен в Волго-Окско-Донском регионе и среди многочисленных образцов ткацкого производства и вышивки, где присутствует широкий спектр замысловатых свастических узоров.
|
|
В многочисленных городах Рязанского княжества процветали всевозможные ремёсла. В древних летописях, описывающих «Гардары Роусьские», есть упоминание и о Старом граде Лвове-Рязанском, и о более позднем — Лвове-Волынском (современный Львов был основан рязанскими воинами как крепость на пути их передвижений на запад).
|
На древних восточных картах территория Волго-Окско-Донского региона именуется «Земли Рипских племён». Это Костёнковско-Стрелецкая археологическая культура (30 тысяч лет до нашей эры).
|
|
Русы пришли в эти земли с Урала (Рипских или Репейских гор) в период последнего оледенения, и не случайно репей стал ещё одним знаком в древней традиции наших предков. Он хорошо вписывается в замысловатый узор, называемый «Репейки». Подобные узоры — «Репейки» — издревле вышивались особым способом на княжеских и царских одеждах (неся особый сакральный смысл). Ткани с таким символичным орнаментом назывались репейчатыми…
|
|
Упоминания об Артании как о древнем государстве есть не только в арабских, но и в византийских источниках. Так, патриарх Никифор в своей краткой истории за 764 годом упоминает о кровавой междоусобице в Дунайской Болгарии, вследствии чего эти земли покинули 208 тысяч словян, аланов, гуннов и болгар. Они, по утверждению Никифора, переселились в родственную Артану, чьи южные земли были опустошены нашествием арабского полководца Мервана в 737 году. Эти многочисленные переселенцы с Балкан расположились между Доном и Северским Донцом, заняв освободившиеся земли и пополнив ряды белопоместных казаков на «засечной линии».
|
|
Примечательно, что в современной Испании (в провинции Кастельон) есть автономная община — Артана. С тем же названием коммуна существует и во Франции. Выходцы из славянской Артании сохранили память о древней родине?
|
|
Источник
|