Мистические места Среднего Урала
|
Инопланетяне и шапочки из фольги. Первое в России золото. Фальшивые монеты и уникальный завод-музей. Каменные братья и деревня двух обелисков... Банальщине на стыке Европы с Азией не место. На Средний Урал мы отправились в составе 18-й экспедиции «Открывая Россию», этапы которой не первый год организует Land Rover для клиентов и журналистов. |
Машины — стандартные кроссоверы Discovery Sport с двухлитровыми 180-сильными турбодизелями, девятиступенчатыми автоматами и полным приводом (плюс пара «техничек» Discovery 4). Из доработок — силовая защита моторного отсека, зубастые шины да багажники на крышах. Так что никакой жести в духе «Кэмел трофи» не предвидится, к интересным местам проедем по дорогам. Но дорогам типично российским, где асфальт порой встречается реже липкой грязи, лесной колеи и каменистых склонов. Поэтому продвинутые водительские навыки и прочный автомобиль с хорошей «геометрией» в такой экспедиции приветствуются. Двинемся от Екатеринбурга в сторону Перми. |
![]() |
Точка 1. Березовский и золотая лихорадка |
Опальный олигарх к названию уральского промышленного городка, спутника Екатеринбурга, отношения не имеет. Хотя мог бы, ведь Березовский — золотая столица региона. Именно здесь в далеком 1745 году крестьянин Ерофей Марков, отправившись к озеру Шарташ за горным хрусталем, случайно открыл первое в России месторождение так называемого коренного или жильного золота. |
Сейчас золото в Березовском добывают промышленным способом. Вот так выглядит старейшая в России драга: ее запустили в 1934 году, и с тех пор она прошла по руслу реки около 25 км. Под жуткий скрип механизмов ковши захватывают породу, на борту она промывается, а шлак выбрасывается с кормы |
«1745 года мая 21 ...раскольник Марков... усмотрел между Становой и Пышминской деревнях дороги наверху земли светлые камешки, подобные хрусталю, и для вынятия их в том месте землю копал глубиною в человека, сыскивая лучшей доброты камней. Только хороших не нашел, и между оными плиточку как кремешек, на котором знак с одной стороны в ноздре как золото и тут же между камешками нашел таких же особливо похожих на золото крупинки три или четыре, а подлинно не упомнит». |
Так заковыристо событие описано в документе Канцелярии главного заводов правления. Но за свою честность и открытие стратегического значения Марков чуть не поплатился жизнью. Два года официальная геологическая партия тщетно искала золото в том месте. Крестьянин одной ногой был уже на каторге: все думали, он специально укрыл драгоценный металл от властей. Лишь осенью 1747 года золото, наконец, нашли. И понеслось... |
К концу 18 века в Березовском работали уже с полсотни рудников. А с 1814 года тут разразилась золотая лихорадка похлеще американской. Тогда штейгер Лев Брусницын открыл способ добычи рассыпного золота промывкой из речных песков. На исторических фото видно: горожане превратились в старателей, намывая золотишко даже в ручьях на собственных огородах! А уж сколько приезжих людей искали удачи на Урале... |
Музей золота рассказывает не только о богатствах недр. Здесь можно увидеть, как жили простые старатели и зажиточные работники. Узнать, что уральские женщины носили подрыльник, дабы не болтать лишнего. А житель Березовского Степан Неустроев командовал батальоном, бойцы которого штурмовали Рейхстаг и водрузили знамя Победы |
Сегодня город стоит, по сути, на пустотах шахт и рудников. Многие заброшены, их история окутана страшилками, но добыча еще идет. А подробнее о тайнах Березовского расскажут в Музее золота по адресу: ул. Коммуны, д. 4, — загляните, не пожалеете. |
Точка 2. Семь каменных братьев |
Насчет происхождения Семи братьев — 25-метровых гранитных скал, взметнувшихся причудливыми перстами к небу среди лесов горы Семибратская, — сложено множество легенд. По одной из версий, однажды на вотчину Демидова, фактически самодержца здешних земель в 18 веке, нагрянула внезапная проверка из столицы. Хотели выяснить — не чеканит ли хитрый промышленник фальшивых монет на своих заводах? Никиту Демидыча вовремя предупредили, и он успел закопать на горе сундуки с деньгами. Охранять богатство поставили семь братьев. Но комиссия оказалась дотошной — искала долго. Богатыри замерзли и от холода превратились в каменных великанов, которые до сих пор никого не подпускают к кладу... |
Древние люди опасались приходить к Семи братьям, полагая, видимо, что здесь живут боги. Место и правда суровое. На окрестных деревьях висят венки в память о разбившихся скалолазах, а в годы Гражданской войны тут шли бои — чешские легионеры пытались овладеть Верх-Нейвинским заводом |
На самом деле, паломничество путников к Семи братьям не утихает с 19 века — даже лестницу деревянную к вершине пустили, чтобы с высоты за лесными пожарами вокруг заводов наблюдать. А так называемых скальных останцев не семь, а кто как увидит и насчитает. Камни исписаны вандалами и утыканы альпинистскими причиндалами. Но быть на Урале и не посмотреть это чудо природы — упущение. |
В таких случаях важно правильно подобрать режим системы Terrain Response, ведь от скорости распределения тяги и срабатывания блокировок зависит - насадится кроссовер на дерево или нет |
Тем более для водителя Семь братьев заготовили особо интересный квест. На гору ведет довольно крутая, но широкая тропа. Вот только правильный путь — узкий фарватер, который приходится внимательно высматривать сквозь нагромождение камней, деревьев и корней. Поспешил — оторвал зеркало или поцарапал бампер. Ошибся траекторией — забуксовал и сел на пузо. Так что покорить Семибратскую на автомобиле — двойной успех. |
Точка 3. Невьянск. Падающая башня |
Двигаясь дальше на Нижний Тагил, рекомендуем зарулить в Невьянск. Здесь находился старейший завод Урала, в 1702 году переданный Петром I Никите Демидову. С тех пор поселок становится столицей промышленной империи легендарного предпринимателя. О былом производственном величии сегодня напоминают лишь остатки корпусов и огромный технологический пруд. Но главное — сохранилась наклонная башня начала 18 века: изящная и вместе с тем жутковатая. |
На Невьянск проложена асфальтовая трасса, но от Семи братьев веселее проехать по старой лесной дороге |
Вот вам одна из историй. По преданию, Акинфий Демидов (сын основателя династии) лично принимал строение. Поднялся с зодчим, имя которого до сих пор неизвестно, на самый верх и спросил: «Сколько еще сможешь таких построить?». А когда услышал, что много, столкнул мастера вниз с высоты почти 60 метров. Вот башня и наклонилась в ту сторону, куда упал ее создатель. |
На верхние ярусы стоит забраться, чтобы поглядеть на механизм и послушать уникальные куранты. Демидов заказал их у английского мастера Ричарда Фелпса, заплатив 5 тысяч рублей золотом. Тогда столько стоил целый завод! |
Но чем ниже — тем больше тайн. Рекомендуем, например, протестировать слуховую комнату. Встаешь в угол, шепчешь тихо-тихо, а собеседник на противоположном конце помещения тебя отчетливо слышит. Зачем? Документов на этот счет не сохранилось — только догадки... |
В 1890 году Невьянск выгорел почти дотла — страшный пожар уничтожил 2/3 построек, даже каменные Наклонная башня и величественный Спасо-Преображенский собор 1830 года серьезно пострадали. В огне сгинуло много людей и документов. Поэтому тайны заводского поселка, вероятно, так никогда и не будут раскрыты. |
Зато назначение лаборатории с входом через «тайный» лаз очевидно — Демидов любил экспериментировать с драгоценными металлами. И вроде бы даже заставлял рабов-смертников чеканить в подвалах фальшивые монеты. Музейные работники красочную инсталляцию на эту тему соорудили, хотя, по официальной версии, подземелий под башней нет. Но кто знает... Местные рассказывают, что до сих пор периодически находят в округе старинные монеты, а археологи не раз натыкались при раскопках на затопленные помещения. |
Точка 4. Нижний Тагил. Завод-музей |
В самом центре Нижнего Тагила гостей встречают мрачные трубы и нагромождение ржавых конструкций. Но не спешите воротить нос. Перед вами — первый в России завод-музей. Производство на этом металлургическом предприятии запустили еще при Демидовых — в 1725 году и полностью остановили лишь в 2014-м! |
Даже если вы не поклонник индастриала и «заброшки», то рискуете им стать. Чего здесь только нет! Доменные печи, мартены, разливочные площадки, конторы, хитросплетения механизмов, прокатный и энергетический цеха... Кстати, питался завод силой воды: до сих пор сохранились плотина с основой из бревен лиственницы и 160-метровый ларь диаметром 4 м, по которому вода поступала к турбинам. |
Руководство завода-музея не собирается замыкаться на традиционных экспозициях и готовит целый индустриальный парк развлечений. Техногенный ландшафт планируется использовать для тематических игровых зон, молодежных клубов и прочего модного интерактива |
Территория завода по большей части выглядит запущенной и разоренной, но в этом есть свой шарм. Оборудование осталось ровно на тех местах, где встретило свою последнюю рабочую смену. И от того тут немного тревожно. Гул ветра в остовах цехов добавляет драматизма, и ты уже ждешь — вдруг снова запылают печи и расплавленный металл потечет по желобам к вагонеткам. Кстати, при наливе сталь разбрызгивалась, да так активно, что на стенке разливочной площадки и сейчас видна корка застывшего сплава толщиной сантиметров десять. |
Точка 5. «Армата» и вагоны |
Новый толчок развитию Урала дала Вторая мировая война, вынудившая эвакуировать многие предприятия запада и центра страны. Так в Нижнем Тагиле начали выпускать танки — каждый второй Т-34 сделали здесь. |
Сегодня «Уралвагонзавод» осваивает боевые машины на платформе «Армата». Производство секретное, посторонних не пускают, но в кулуарах местные спецы уверяют, что новый танк и правда получился мощнейшим — не зря на парадах западным супостатам пускали пыль в глаза. |
Танковое конструкторское бюро Харьковского паровозостроительного завода эвакуировали на Урал осенью 1941 года. И достаточно быстро в Нижнем Тагиле образовалась своя школа разработки боевых машин. Самые известные послевоенные танки создавались именно здесь. Лишь Т-64 и Т-80 родом из других городов |
Фанатам бронетехники следует заглянуть в заводской музей. Машин тут немного, зато есть как серийные, так и экспериментальные или просто редкие модели. Например, огнеметный ОТ-34-76 в рабочем состоянии, опытный ракетный истребитель танков ИТ-1, полная линейка основных дизельных боевых машин от Т-54 до Т-72Б и современный Т-90С с комплексом оптико-электронного подавления «Штора» — самый популярный в мире танк на рынке вооружения. Причем в некоторые экспонаты можно залезть внутрь! |
Однако основной продукцией «Уралвагонзавода» являются, как можно понять из названия, железнодорожные вагоны. Производство этих махин тоже впечатляет, но лучше всяких слов о красоте процесса скажет короткое видео. |
Вот так радиально-ковочная машина SKF SHP-32 делает оси для вагонных колесных пар. Четыре молота с усилием 700 тонн бьют по заготовке с частотой 300 ударов в минуту. Каждые 3 минуты агрегат выпускает готовое изделие |
Точка 6. Кашка. Героические бабушки |
Пересекаем условную границу Европы и Азии. Добравшись до реки Чусовой, временно пересаживаемся на плоты. Через некоторое время видим слева просторный луг и остатки деревянной плотины на впадающей в Чусовую реке Кашке. До 1974 года здесь располагалась одноименная деревня, работала пильная мельница, а затем и маленькая гидроэлектростанция. Сейчас не осталось ничего. Только два военных памятника на берегу. |
Первый — павшим в боях Второй мировой. Говорят, жители Кашки ушли на фронт чуть ли не поголовно. Остались только две бабушки. Одна дежурила на ГЭС, вторая — работала в поле. Периодически менялись. Так и пережили военные годы. Вот железные люди были... Родственники фронтовиков до сих пор навещают памятник каждый год и приводят его в порядок. |
Чусовая — река широкая и не особо глубокая, так что местные джиперы любят на спор пересекать ее в разных направлениях. Но есть здесь и пороги, и омуты, поэтому на дне покоится немало барок демидовских времен. На таких судах заводы в половодье сплавляли продукцию |
Второй монумент выглядит похуже, но он и постарше — времен Гражданской войны. В 1918 году в Кашке был разгромлен отряд красных разведчиков, их комиссар расстрелян. В отместку большевики спалили пару домов, а когда власть Советов установилась прочно, на берегу Чусовой бойцам поставили обелиск. |
Точка 7. Молебка. Космодром инопланетян |
Знал ли Александр Демидов (да-да, снова представитель знаменитой династии), что основанный им в 1779 году рабочий поселок Молебского завода в 20 веке нарекут аномальной зоной? Производства тут давно нет, зато полно уфологов. Фиксируют контакты с внеземными цивилизациями, необычные явления, миражи и прочие непонятные события. Говорят, выследили даже космодромы инопланетян. |
О промышленном прошлом Молебки напоминают лишь заводской пруд и остатки старой плотины. И если бы не легенды об инопланетянах, поселение рисковало вообще исчезнуть с карты. Зато теперь сюда можно приехать не только паранормальные явления изучить, но и на дореволюционные деревянные дома полюбоваться |
Местные жители к паранормальным явлениям относятся спокойно. И постепенно учатся на них зарабатывать. Памятник гуманоиду поставили, гостиницу открыли, экскурсии проводят. Вот в столовую за обедом вошла группа веселых людей с шапочками из фольги на головах. А вдруг и правда НЛО прилетит? На загадочном Урале и не такое случается... |
https://auto.mail.ru/article/62481-7_misticheskih_mest_srednego_urala_izuchaem_na_mashine/ |
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|