О чувственном и духовном антихристе
|
От редакции: Усиливающийся с каждым днем процесс глобализации, выхолащивание основных христианских понятий (молитва, пост, чтение Писания, милостыня) и превращение их лишь в фото или видео в социальных сетях, нарастающий контроль «мировой закулисы» за жизнью планеты всё более заставляют задуматься каждого из нас: насколько мы сохранили те главные свойства, которые позволяют нам быть христианами? В связи с этим вновь становятся актуальными рассуждения об антихристе, его отличительных свойствах и признаках наступления последнего времени. Как говорил наставник астраханской моленной поморцев о. Георгий Рощин (1972-2008): |
Нас староверов 50 согласий, но, по сути дела, разница в одном: вы (т.е. поповцы) говорите, что антихрист еще не пришел, а мы говорим, что он пришел и царствует. |
Настоящая статья излагает традиционную безпоповскую точку зрения на этот вопрос. Написанная в традициях начетчиков, статья снабжена цитатами на соответствующие места из Священного Писания и святоотеческих творений. Приводятся также аргументы старообрядцев, чувственно понимающих о пришествии антихриста. |
Ранее на нашем сайте были опубликованы и другие статьи, касающиеся различных вопросов безпоповского вероучения и мировоззрения: о духовном причастии, о понятии «мирщения», о пищевых запретах. |
*** |
Разделение старообрядцев на поповцев и безпоповцев определяется в том числе и учением о духовном антихристе. Разные способы понимания текстов Писания и Предания — чувственного (буквального) и духовного (иносказательного, сокровенного), а также их толкования, привели к проблеме духовного или чувственного понимания природы антихриста. |
Прервав всякую связь с господствующей церковью, безпоповцы называют ее прямо церковью антихристовой, т.к. она, с 1666 г. «отпадши от Христа, Спасителя мира, начала веровать в антихриста, поклоняться антихристу, служить ему, все таинства ее суть скверны, самая глава ее есть антихрист, царствующий на земле с 1666 г. мысленно, духовно, который, как дух богомерзкого отступления, дух вечной погибели» (цитируется по книге С. В. Булгакова «Справочник по ересям, сектам и расколам»). |
Общеизвестен факт, что через год после того как Никон издал первую новопечатную, правленную книгу, в 1654 году в России случилось моровое поветрие: города опустели, оставшиеся в живых люди разбрелись в разные места, умерших хоронить было некому, трупы разлагались, заражая воздух зловонием и еще больше распространяя заразу. Поля некому было засевать, их побило градом, раньше времени ударили сильные морозы, пронеслись бури, в стране царил голод. Всё это ещё больше устрашило людей, многие увидели в этих явлениях начало Страшного суда, а так как, по священному Писанию, перед концом мира должен явиться антихрист, то часть христиан стали указывать на Никона как на антихриста, который был страшным гонителем христиан, имел титул «великого государя», к тому же назвал построенный им монастырь «Новый Иерусалим». Когда же Никон был осужден и сослан, то для староверов стало понятно, что еще не пришло время последнего антихриста. |
Однако и после Никона гонения на староверов не прекратились, и многие продолжали верить, что действительно наступили последние времена. Именно тогда появилось новое представление об антихристе, которого нужно понимать духовно, а не чувственно. Самого антихриста как личности не будет, а его царство уже наступило. И именно это учение о духовном антихристе вызвало в старообрядчестве разделение. |
Отступление людей от православной веры |
Слово «антихрист» означает противника Христу, отступника, и употребляется среди христиан в общем и частном понимании. В общем смысле антихристом называется всякий противник Христу, отвергающий или извращающий основные догматы христианства (1 Иоан. 2: 22; 4: 2,3), антихристом назывались также все еретики, начавшие появляться еще с апостольских времен (Иоанн Златоуст на 2 послание к Солуняном гл. 2 — Беседы Апостольские столб. 2333. Киприан Карфагенский письмо 62 к Магну о крещении новациан 1, 311-312). |
И якоже Симон волхв — он первый антихрист, Петра апостола предвари, всю славу Христову на себе восхоте восприяти, — говорится в книге Кирилловой (л. 24 об.). |
Апостол Павел в первом послании к Фессалоникийцам (Солуняном) пишет об антихристе именно как об отступнике: |
Да никтоже вас прельстит ни по единому же образу, яко аще не приидет отступление прежде, и открыется человек греха, сын погибели, противник и превозносяйся над всякаго глаголемаго бога или чтилища, тако якоже ему сести в церкви Божией, аки Богу, показующу себе яко Бог есть. |
Святитель Иоанн Златоуст, объясняя эти слова, говорит: |
О антихристе зде беседует, и велия открывает тайны — что есть отступление? Того самого антихриста нарицает отступление, яко многих имущаго погубити, и отставити (Беседы Апостольские, столб. 2333). |
Миниатюра из книги «Апокалипсис трехтолковый». Московская старообрядческая книгопечатня 1909 г., с древлеписьменной рукописи первой половины XVII в. Глава 38 «О имени зверине»Миниатюра из книги «Апокалипсис трехтолковый». Московская старообрядческая книгопечатня 1909 г., с древлеписьменной рукописи первой половины XVII в. Глава 38 «О имени зверине» |
Максим Грек во втором Слове пишет: |
Отступление же сиречь, преложение язык, от непорочныя и правыя христианския веры на различныя богомерския ереси, на христоборное безверие агарян (Сочинения Максима Грека, лист 61. Рукопись XVII века хранится в РГБ, фонд 304, № 201). |
Слова святых отец означают, что отступление людей от православной веры в различныя ереси и подразумевает антихриста. Об этом также читаем в толковании на Апокалипсис святителя Андрея Кесарийского: |
Три же с половиною года, обозначаемыя тысяча двумя стами шестидесятью днями, есть время, в которое будет владычествовать отступление. |
Безпоповцы считают, что после церковной реформы патриарха Никона в XVII в. преемственность истинного священства навсегда прервалась, в мире царствует духовный антихрист, и нет уже истинной Церкви с трёхчинной иерархией, настали последние времена, предсказанные в Библии, воцарился духовный антихрист, а три с половиной года, предреченные как время царства врага рода человеческого, понимаются иносказательно. |
Можно сказать, что учение о приходе и воцарении антихриста — основа всего безпоповского мировоззрения. Оно же стоит в центре разногласий безпоповцев с поповцами. |
Миниатюра из книги «Апокалипсис трехтолковый». Глава 37 «О звери имущем рога»Миниатюра из книги «Апокалипсис трехтолковый». Глава 37 «О звери имущем рога» |
Чувственное и духовное понимание антихриста |
Из безпоповцев только нетовцы придерживаются мнения, что антихрист явится неким человеком по буквальному смыслу Священного Писания. В среде староверов часовенного согласия также существует разное понимание природы Антихриста: одни считают ее духовной, а другие — чувственной. Так, в некоторых регионах часовенные считают, что «антихрист — человек, сатану в себе носящий, придёт, или уже пришел в недавние времена, под конец времен, чтобы вступить в открытый бой с человечеством, подчинив его себе и процарствовав 3,5 года перед вторым пришествием Христовым, пойдет в вечную погибель со всеми соблазненными». |
Поповцы же утверждают, что антихрист будет чувственный, конкретный человек, приводя в подтверждение «Точное изложение православной веры» Иоанна Дамаскина: |
Итак, не сам дьявол делается человеком, подобно вочеловечению Господа, — да не будет! Но рождается человек от блудодеяния и принимает на себя все действие сатаны. Ибо Бог, зная наперед развращенность будущего произволения его, попускает дьяволу вселиться в него. Итак, он рождается, как мы сказали, от блудодеяния, тайно воспитывается, внезапно восстает, возмущается и делается царем» («Точное исповедание православной веры», глава 26, об антихристе). |
Миниатюра из книги «Апокалипсис трехтолковый». Глава 42 «О третием Ангеле, утверждающем люди Господня, еже не приимати Антихриста»Миниатюра из книги «Апокалипсис трехтолковый». Глава 42 «О третием Ангеле, утверждающем люди Господня, еже не приимати Антихриста» |
12 мая 1731 года собравшиеся в Москве поповцы и безпоповцы обменялись своими «Исповеданиями о вере», которые были изложены каждой стороной в десяти статьях. |
Так, в «Исповедании о вере, предложенном от согласия имущих попов», в пунктах 7, 8, 9 говорится: «Пред пришествием антихриста приидут оба пророка, Енох и Илия, и Иоанн Богослов с ними, на обличение онаго лжехриста, якоже и прежде быша — во плоти. О антихристе сице разумеем, по проповеди пророк, и Евангелия, и святых апостол, и святых отец: тайна его еще во время святых апостол начаша действоватися в мире, и, егда исполнится время, явитися ему во образе видимаго человека. А о летех царства его сице разумеем: аще и отдревле начася злоба его, но в последнее время явлевно полчетверта (три с половиной года — прим. ред.) лета царствати будет; а в которой тысяще, или веке, того Божественное Писание явственне не означает». |
В «Исповедании о вере, предложенном от согласия неприемлющих попов», в тех же пунктах безпоповцы пишут: «О Илии и Еносе. Даниилу убо рекшу, рече: седмицы единыя поставлю завет мой: седмь лет показа; в пол же седмицы проповедати пророком; и в пол-седмицы, сиречь в трех и пол царствует антихрист на земли. Разумеваем же от Боговдохновеннаго Писания и при кончине хотящих приити святых обличити лжехриста — крепкое и могущественное душа представление или предстательство, и тогда обличат войницы Небеснаго Царя, сиречь вернии; а чувственно в судьбах Божиих висит. Мы убо ныне, в последнее время, по числу прешедшему, еже есть 666, антихриста в мире чувственно, и действо его, по святых отец Писанию, поведаем; а впредь разумеваем разве чрез сосуды злобные останки содеет. О летех царствия антихристова, еже есть полчетверта лета при последнем времени царствовати ему, мы того чувственно не разумеваем, но якоже святии полагают, таинственно разумеем; аще где в Писании обрящется полчетверта лета, чувственно сбывшия по Писанию, мы того не пременяем, понеже како по Писанию положено, тако и приемлем». |
Ф. Е. Мельников — талантливый начётчик, писатель-апологет белокриницкого согласияФ. Е. Мельников — талантливый начётчик, писатель-апологет белокриницкого согласия |
27 октября 1913 г в третьей беседе «Об антихристе, в связи с современным положением безпоповцев и современными их взглядами» Федора Ефимовича Мельникова, известного начётчика белокриницкого согласия, с Феофаном Федоровичем Румянцевым, апологетом, настоятелем Церкви Воскресения Христова и Покрова Богородицы в Токмаковом переулке г. Москвы, Мельников говорит: «Последний антихрист — это будет не собирательное лицо и не отвлеченное какое-нибудь понятие, а собственная личность антихриста. Так, Блаженный Иероним в ХII части своих “Творений” пишет: “Мы не должны считать его, как полагают некоторые, за диавола или демона, но за одного из людей, в котором весь сатана будет жить телесно. Это не сборище неверующих людей, это даже не собрание двух трех лиц, а есть собственное лицо одного господина. Это и будет последний антихрист, который провозгласит себя царем и богом” (Творения блаженного Иеронима, часть 12, стр. 62. Киев, 1894)». |
Ф.Ф. Румянцев отвечал своему собеседнику: «Написано, что примечай же ты, что случилось уже, и что должно случиться, и предостерегай сам себя. А мой уважаемый собеседник на это не обращает внимания и нет надобности к его понятию углубляться в разборе вопроса о богоотступных еретиках. Он преспокойно советует ожидать титина (то есть антихриста: если подставить вместо букв церковно-славянского алфавита их цифровые значения и сложить их, то получится 666 — прим. ред.) с клеймом в руках числа 666». |
Книга о вере и 1666 год |
Апостол Иоанн Богослов в первом соборном послании пишет, что антихрист есть действительно отступник: |
Дети, последняя година есть: и якоже слышасте, яко антихрист грядет, и ныне антихристи мнози быша: от сего разумеваем, яко последний час есть (1 Ин. 2:18). |
Миниатюра из книги «Апокалипсис трехтолковый». Глава 46 «Како первей чаши излиянней, гной на отступницех»Миниатюра из книги «Апокалипсис трехтолковый». Глава 46 «Како первей чаши излиянней, гной на отступницех» |
Помимо «Апокалипсиса трехтолкового», о последних временах, числе зверя и воцарении антихриста говорится в «Книге о вере» в знаменитой 30 главе. Составлена «Книга о вере» около 1644 г. одним из последних православных игуменов Киево-Михайловского монастыря Нафанаилом, напечатана в Москве Стефаном Вонифантьевым в 1648 году. Нафанаил не побоялся опубликовать различные западнорусские полемические трактаты, которые были направлены против еретиков и предателей Православной Веры. Особым вниманием всегда пользовалось предсказание «Книги о вере» о 1666 г., выраженное в 30-й главе, которое служило убедительным доводом в пользу утверждения о воцарении духовного антихриста и наступлении именно с 1666 года последних времён. |
Фрагмент «Книги о вере», глава 30Фрагмент «Книги о вере», глава 30 |
Новообрядцы пытались доказать, что многие тексты «Книги о вере» не соответствуют православному учению, а особенное раздражение вызывало у них толкование 30-й главы. Однако предоставить что-то вразумительное против факта «свидетельства древлеправославной церковию издания Книги о вере с разрешения царя Алексея Михайловича и благословения патриарха Иосифа» они не могут до сих пор. |
Фрагмент «Книги о вере», 30 глава «Об антихристе»Фрагмент «Книги о вере», 30 глава «Об антихристе» |
Безпоповцы в подтверждение своих взглядов приводят выписки из священного Писания. Западный учитель Августин говорит: |
Антихрист много имеет слуг злобы своих, от них же были Антиох, Нерон, Диоклитиан. И мы наших времен антихристов многих среди нас быти: ибо кто-либо, аще мирянин, аще церковник, аще инок, но неправедно жительствует, и закону своему (христианскому) противное делает, тот антихрист и слуга сатанин есть. |
В беседе святаго Иоанна Златоуста на второе послание к Фессалоникийцам (Солуняном): |
Будет восседать (антихрист) в храме Божием не в Иерусалимском только, но повсюду в церквах (земных) (Беседы апостольские, столб. 2334). |
Миниатюра из книги «Апокалипсис трехтолковый». Глава 59 «О Антихристе, с ним вметаемых в геену»Миниатюра из книги «Апокалипсис трехтолковый». Глава 59 «О Антихристе, с ним вметаемых в геену» |
В толковании преподобного Ефрема Сирина на второе послание апостола Павла к Фессалоникийцам: «Таким образом он (антихрист) явится и взойдет в храм Божий, чтобы сесть внутри и именно в церкви Божией. Он не отклоняется в другое какое-либо общество из еретических сект, чтобы не узнали его, и с презрением отвергает все культы ложные, чтобы можно было пленить церковь. Поэтому-то и взойдет он в самый храм Божий, чтобы сесть и показать себя, что он есть как бы Бог. Каким же образом он покажет, что он есть Бог истинный? Кроме славы и чести, которыми он будет облечен, он еще более покажет это посредством той же вражды, которую будет вести против еретических сект. Так как он не будет склонять к какой-либо ереси, то, благодаря своей притворной любви к чадам церкви, заставит думать, что любит их как истинных чад церкви, и в храм их придет и сядет как в храм истины, дабы показать, что он есть Бог. Он порицает лицемерие в притворстве и надевает личину в коварстве. Он так искусно будет притворяться, что пленит народ посредством плотских предметов и будет управлять церковию под личиной истины» (Творения преподобного Ефрема Сирина, т. 7). |
Преподобный Максим Грек: «Блаженный апостол Павел пишет во еже к Солуняном послании втором, уча их хотящая быти знамения пред Господня втораго пришествия: “Никтоже вас рече да прельщает ни по единому образу. Аще бо не приидет отступление прежде и открыется человек беззаконию, сын погибельный, противляяся и превозносяся над всяким глаголемом богом и чтилищем, яко ему сести в церкви Божии аки Богу и прочая”. Отступление, сиречь преложение язык от непорочныя и правыя христянския веры на различныя богомерския ереси». Перевод: «Апостол Павел пишет во втором послании к Солунянам, уча их хотящих знать какими будут знамения прежде Господня второго пришествия: “И никто же вас, рече, да прельщает ни по единому образу, аще да не приидет прежде отступление прежде, и откроется человек беззакония, сын погибельный, противляющийся и провозносящийся над всем сказуемым Богом и Писаниями, так ему предстоит сесть в Церкви Божией, словно Богу”. Отступление же есть отход народов от чистоты правил Христианской веры на различные богомерзские ереси» (Сочинения Максима Грека, лист 61. Рукопись XVII века хранится в РГБ, фонд 304, № 201). |
Время правления антихриста |
В Писании используется прикровенный и прямой способ указания продолжительности времени правления антихриста. Первый — это в неуказанных единицах измерения: |
А десять рогов значат, что из этого царства восстанут десять царей, и после них восстанет иной, отличный от прежних, и уничижит трех царей, и против Всевышнего будет произносить слова и угнетать святых Всевышнего; даже возмечтает отменить у них праздничные времена и закон, и они преданы будут в руку его до времени и времен и полувремени (Дан. 7:24,25). |
Миниатюра из книги «Апокалипсис трехтолковый». Глава 63 «О Гозе и Магозе»Миниатюра из книги «Апокалипсис трехтолковый». Глава 63 «О Гозе и Магозе» |
И один сказал мужу в льняной одежде, который стоял над водами реки: когда будет конец этих чудных происшествий? И слышал я, как муж в льняной одежде, находившийся над водами реки, подняв правую и левую руку к небу, клялся Живущим вовеки, что к концу времени и времен и полувремени, и по совершенном низложении силы народа святого, все это совершится (Дан. 12:6-7). |
«И даны были жене два крыла большого орла, чтобы она летела в пустыню в свое место от лица змия и там питалась в продолжение времени, времен и полвремени» (Откр. 12:14). |
Л.Ф. Пичугин — выдающийся деятель Поморской Церкви, талантливый начетчик, председатель Первого Всероссийского Собора христиан-поморцев в МосквеЛ.Ф. Пичугин — выдающийся деятель Поморской Церкви, талантливый начетчик, председатель Первого Всероссийского Собора христиан-поморцев в Москве |
В других местах Писания отрезок времени указан точно — это 3,5 года, 42 месяца или 1290 дней: |
«И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно, и дана ему власть действовать сорок два месяца» (Откр. 13:5). |
«Со времени прекращения ежедневной жертвы и поставления мерзости запустения пройдет тысяча двести девяносто дней» (Дан. 12:11). |
Известный поморский начетчик Л. Ф. Пичугин говорит: «Четыредесять и два месяца, т.е три с половиной года, по таинственной силе святаго Писания, означают время тайнаго домостроительства Божия к человеческому роду, начавшагося от перваго пришествия и кончающагося вторым пришествием Христовым. Все это время заключено в таинственные сорок два месяца» (Журнал «Щит веры», 1912 г. № 1, стр. 31). |
Таким образом, продолжительность царствования духовного антихриста, по мнению безпоповцев, длится 3,5 неуказанных единиц времени, а царство чувственного антихриста по рассуждению поповцев — 3,5 года, по буквальному пониманию Святого Писания. |
Антихрист — совокупность ересей и лжеучений |
Хотя в Писании, по учению безпоповцев, антихрист и изображается как наделенный человеческим образом — «сын погибельный», на самом деле антихрист не имеет плотского образа отдельного человека. Антихрист — вся совокупность последнего и окончательного нечестия, это не отдельный человек, а все наличие ересей, искажающих Христово Учение. Именно в духовном смысле понимали антихриста древние христианские авторы. Святой Ипполит говорит, что в скончание века явится сын погибельный, то есть антихрист: «родится по привидению от девицы... сопротивник аще и плоть приимет, но все в привидении... Непщую бо, возлюбленнии, яко мечтательну плоть своему существу восприимет сосуд» (Большой Соборник, л. 128). |
Блаженный Феодорит Кирский пишет, что под телом зверя разумеются люди, которые руководствуются в земной жизни плотским мудрованием (Творения блаженного Феодорита Кирского, т. 4, С. 149), составляющие «Нечестивый град, народ неверный», то есть царство антихриста. |
Протопоп Аввакум около 1666 года так описывал духовного антихриста: |
Я, братия видел антихриста, собаку бешенную: плоть у него вся смрад и зело дурна, огнем пышет изо рта, а из ноздрей и из ушей пламя смрадное исходит, по нем царь последует и власти, и множество народа. |
Все сказанное в Писании об антихристе безпоповцы понимают не в буквальном, а в духовном смысле: антихрист не восстановит ни иудейского царства, ни Иерусалима, ни храма. Признаки антихристова царства имеют духовный смысл: чудеса, какие он будет совершать — это чудеса духовные, заключающиеся в омрачении людей лжеучением. Его учение будет заключаться в незначительном искажении Писания, так что Церковь будет иметь Святое Писание, таинства и богослужение, но все в превратном виде. Отсюда печать антихриста заключается не в одном каком-либо определенном предмете, а в разрушении христианского благоверия от врагов и еретиков, кроме малого числа людей, живущих на земле и не покорившихся ему. |
Сам антихрист, по мнению безпоповцев, не человек, но дух общества, еретическое состояние Церкви, отвержение христиан от Христовой истины, дух богомерзкого зловерия и вечной погибели. |
Илия и Енох |
Пришествие Еноха и Илии безпоповцы также понимают в духовном смысле. По словам Григория Нисского, тело пророка Илии переменилось из земного в небесное и нетленное: «Переменил Божественною Силою тяжелое и земное (тело) на небесное и легкое» (Творения святителя Григория Нисского, ч. 8, с. 310). |
Блаженный Иероним в письме к Марцелле, толкуя 11 главу Откровения, где повествуется о пришествии пророков Еноха и Илии и убиении их антихристом, говорит, что это событие нельзя понимать дословно. Город Иерусалим, в котором будут убиты пророки, — это город духовный, построенный из пороков, основанный на злодеяниях. Под Илией, Енохом и Иоанном Богословом нужно также понимать не определенных лиц, а законы: писанный (Илия), естественный (Енох) и благодатный (Иоанн Богослов). |
«Книга о вере» толкует их пришествие: «посланы будут Енох и Илия... и Иоанн евангелист с ними, к утверждению верных, Енох о законе естественном, Илия же о законе писанном, а Иоанн о законе благодати...» (Гл. 30. л. 270), таким образом, они должны явиться не сами, а чрез обличителей отступления от веры и в лице верных христиан. Блаженный Иероним понимал под пророком Илиею весь лик пророков или пророчества. |
Мерзость запустения |
«Книга о вере» говорит: «И яко во время Пришествия Христова избранных Божиих мало стадо было, тако и в пришествие Антихристово уменьшатся правовернии, а зловернии умножатся. В сия бо времена неприятель душ наших прельщати начнет и избранных». |
Книга Кирилла Иерусалимскаго, лист 32: «Такоже будет в запустении нынешняя святая жертва, иже не во храме Соломони, но яже по всему миру уставлена есть. Тогда же и век сей скончается... Сие же такоже начинают посланницы антихристовы, сына беззаконнаго, но не у еще кончина, дондеже сам приидет, и с ним совершиться и исполниться мерзость вседневнаго запустения». Ефрем Сирин пишет: «Да не неверуем убо, яко позде се будет на земли; время бо приближися, и на самой громаде злобы всея стоим вси, и отнюдь веры не емлем». |
Преподобный Ефрем Сирин в 105 слове говорит: «Понеже убо тать и прележник антихрист, хощет приити в своя времена, хотя украсти и убити и погубити, Божие стадо избранное истиннаго пастыря. Образ приимет истиннаго пастыря, да прельстити овец стада». Так и антихристы — как первый, так и последний отступники, а первый с апостольских времен отступник — Симон Волхв. Книга Кириллова называет его первым антихристом, собой же он назнаменовал последнего, о чем пишет и Феодор Студит (ч. 1. стр. 235): «И никакого различия не будет между ним и предшественниками». |
Святые отцы писали о приходе антихриста, в то же время сознавали, что антихрист уже в мире. Иоанн Богослов (зачало 71) говорит: «Слышасте, яко грядет (антихрист) и ныне в мире есть уже». Также говорит и святой Ефрем Сирин: «Да не неверуем убо яко позде се будет на земли». |
О духовном причастии |
Из учения о царствовании духовного антихриста, прекращении истинного священства, следует и учение безпоповцев о духовном причастии. Так, в толковом Апостоле сказано, что за последнее время жертва причащения по всей вселенной от Востока до Запада престанет, антихрист прежде пришествия своего учинит везде жертвенники и истинную жертву истребит. Причащение видимое, истинное, прекратится и упразднится противником Христа, как говорит и святой Иоанн Златоуст, что опустошение соделает антихрист пред пришествием Господним, следовательно, при царстве антихриста причащения не будет. |
Слово святого Иоанна Златоуста о лжеучителях, книга «Маргарит», лист 591: |
Исполнения бо ради беззакония, изсякнет любы многих. И проповесться рече сие Евангелие царствия по всей вселенней, во свидетельство языком, и тогда приидет кончина, и видим уже яко несть места под небесем, в нем же не проповедася Евангелие. Прочее ожидай конца нечистоты и запустения сына погибели. |
Переживая последнее, изобилующее соблазнами время, христиане, следуя Христовым заповедям, не должны отчаиваться, но верой, трудом, молитвой, постом, и всякими благодеяниями готовить свою душу для службы Богу, а всё свое упование возложить только на Него одного, по святому учению: «уповающии же на Господа, никтоже отчайся, но пецыся присно предведуще глаголавшаго, яко с вами есмь рече. Дерзайте убо, яко не уморит Господь гладом душа праведных». (Маргарит, л. 578 о лжеучителех). |
Антон Кочетов |
http://ruvera.ru/articles/o_duhovnom_antihriste |
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|