Древнейшее изображение Богоматери
|
В Художественном музее Йельского университета, возможно, находится древнейшее изображение Богоматери. Речь идет о настенных росписях из древнего города Дура-Европос, расположенного на территории современной Сирии. Этот образ хорошо известен. Правда, эта сцена обычно называлась историками искусства "Христос и самарянка у колодца". Причем на изображении сохранилась только фигура самарянки, набирающей воду из колодца. Однако американский ученый Майкл Пеппард, специалист по раннехристианской архитектуре и иконографии из Фордемского университета (Нью-Йорк), предположил, что в действительности это сцена Благовещения, и мы видим изображение самой Богоматери, пишет автор статьи, опубликованной во вторник порталом Meduza.io. |
О существовании древнего города узнали в Европе в самом конце XIX века. Первые раскопки состоялись в 1920 году, самые масштабные исследования проводились в период с 1928 по 1937 годы. В 1986 году работы возобновились благодаря совместному франко-сирийскому проекту Mission Franco-Syrienne d?Europos-doura (MFSED). По ряду причин находки из Дура-Европос оказались разбросаны по миру: что-то хранится в Дамаске, что-то в Париже, а росписи из домовой церкви - в музее Йельского университета в штате Коннектикут. |
![]() |
Стенная роспись, о которой идет речь в статье, происходит из так называемой "Домовой церкви", которая с начала 1930-х годов реконструировалась специалистами из Йельского университета. Церковь располагалась в доме, который, как полагают исследователи, принадлежал одному из богатых жителей древнего города, отмечается в статье из "Православной энциклопедии". |
Структура дома - традиционно римская. Помещения сгруппированы вокруг открытого колонного атриума, в центре которого находился овальный имплювий со ступенчатым спуском по периметру. Напротив входа располагался таблинум со столом в центре, где собиралась семья и совершались различные церемонии. Полагают, что христиане могли использовать бассейн как баптистерий, а в таблинуме восседал епископ. |
Фрески "Домовой церкви" были исполнены в 232-233 году или между 232 и 256 годами. Это древнейший из известных живописных циклов христианского искусства, декорирующий помещение для богослужений и имеющий единую иконографическую программу. |
Эта церковь считается древнейшей из до сих пор найденных, и поэтому все, что в ней обнаружено, представляет особый интерес для историков раннего христианства. Глава работавшей в 1930-е годы экспедиции в Дура-Европос Кларк Хопкинс (1895-1976) в книге "The Discovery of Dura-Europos" говорил об огромном потрясении, которое испытал он и его коллеги, увидевшие открытые фрески, говорится в публикации портала Meduza.io. |
Хопкинс и другие участники экспедиции были убеждены, что росписи сочетают в себе черты восточной и западной иконографической традиции, и предполагали, что их неизвестный автор старался, чтобы на стенах был воспроизведен хотя бы один сюжет каждого из синоптических Евангелий, хотя потом стало ясно, что уцелели лишь считанные фрагменты фресок. |
Роспись с женщиной у колодца также сохранилась лишь частично. Хопкинс и все последующие исследователи считали, что от сцены уцелела только левая часть, а правая, с Христом, беседующим с самарянкой, не дошла до наших дней. В дальнейшем тот же Хопкинс указывал, что в римских катакомбах - важнейшем источнике знаний о раннехристианском искусстве - нередко изображалась только одна фигура, по которой зритель должен был уловить евангельский сюжет. Так что, возможно, художник из Дура-Европос ограничился одной только самарянкой. |
Изображение женщины у колодца не вызывало вопросов на протяжении 80 лет, пока историк искусства Майкл Пеппард, исследователь культуры поздней Римской империи и, в частности, древнего города Дура-Европос, не занялся подготовкой монографии, посвященной "Домовой церкви". Пеппард скептически отнесся к предположению, что фигура Христа не уцелела, и напомнил о традициях восточной иконографии, где композиции, подобные росписи из Дура-Европос, представляют сцену Благовещения. На них Мария стоит у колодца и слушает голос ангела, возвещающего, что она зачнет Спасителя по слову Божьему. |
Иконографический сюжет "Благовещение у кладезя" связан с апокрифическим текстом, называемым "Протоевангелие Иакова", где есть следующие строки: "И, взяв кувшин, [Мария] пошла за водой; и услышала голос, возвещающий: Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; Благословенна Ты между женами. И стала оглядываться Она, чтобы узнать, откуда этот голос". Этот текст, который приводит Meduza.io, датируется второй половиной II века. Несмотря на то, что "Протоевангелие" осталось апокрифом, на Востоке (и, в частности, в Византии) его очень хорошо знали и ценили. Именно с процитированными выше строками связан образ Благовещения у колодца. |
Опираясь на иконографические примеры, Майкл Пеппард и выдвинул предположение о том, что в домашней церкви в Дура-Европос было изображение Благовещения у колодца. Поскольку датировка этого помещения весьма точна (в 256 году город был навсегда оставлен жителями), то роспись, возможно, является древнейшим из известных нам изображений Богородицы. |
Пока Пеппард не опубликовал свою гипотезу, старейшим образом Богородицы считалась фреска из римских катакомб Присциллы, на которой изображены Мария с Младенцем и мужская фигура (ее трактуют как пророка Исайю или прорицателя Валаама). Эта роспись, как и фрагмент из Дура-Европос, датируется III веком, однако ряд современных исследователей указывают на то, что фреска из катакомб Присциллы была сильно отреставрирована в начале XX века, и есть основания полагать, что она была "подправлена": так, в первой прорисовке мужская фигура указывала на женщину и ребенка, а на новейших фотографиях предполагаемый пророк поднимает руку к небу. Есть мнение, что эта фреска - еще языческий погребальный портрет матери и ребенка, не связанный с христианами. |
http://www.newsru.com/religy/02feb2016/gottesmutter.html |
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|