В провале на экзаменах виновата ответственность
|
Наверное, каждому знакома ситуация: предстоит ответственное дело, например, экзамен или публичное выступление, дома "репетиции" проходят прекрасно, а, оказавшись на сцене или в аудитории, мы теряем дар речи или совершаем непростительную ошибку… Недавно британские нейрофизиологи обнаружили область мозга, "ответственную" за "провалы"… |
Несуществующие "эксперты" |
Команда специалистов из университета Сассекса (Великобритания) во главе с Митико Йоши решила выяснить, почему при выполнении ответственных задач, будь то сдача экзамена, выступление на концерте или, скажем, собеседование по поводу работы, люди часто "проваливаются", в самый неподходящий момент вдруг замолкая или мямля что-то невпопад, делая грубый "ляп" или даже оступаясь и падая на ровном месте… |
Ученые решили понаблюдать за активностью мозга нескольких добровольцев с помощью магнитно-резонансного томографа. Они исходили из предположения, что, волнуясь, человек начинает прикладывать к делу больше усилий, что далеко не всегда идет на пользу. Так, пианисты на концертах начинают бить по клавишам сильнее, чем когда репетируют дома. |
Исследователи выдавали участникам эксперимента предметы, которые просили их сжечь, приложив для этого определенную силу, уровень которой можно было измерить. При этом испытуемым сообщали, что за ними в веб-камеры будут наблюдать "эксперты". |
Лица "экспертов" выводились на монитор таким образом, что создавалась иллюзия: они смотрят прямо на добровольцев. Однако, разумеется, участники и понятия не имели, что никаких "экспертов" не было и в помине, и им просто демонстрировали записанные ранее видеоролики. |
Правда, в некоторых случаях лица "экспертов" смотрели как бы куда-то вбок, и это объясняли тем, что они наблюдают не за текущим, а за параллельно проводимым экспериментом. |
Мозговые парадоксы |
Оказалось, что при выполнении важных задач в мозгу испытуемых действительно происходят изменения — "отключается" участок, известный как задняя теменная кора, ответственный за мелкую моторику и точные движения конечностей. В итоге добровольцы хуже выполняли задание по сжатию предметов, когда на них якобы смотрели "эксперты"… |
Между тем, "отключение" данной зоны мозга было следствием того, что в этот момент "включался" другой участок — так называемая верхняя височная борозда. Как раз в ее передней части располагается нейронная цепочка, управляющая реакцией человека на поведение окружающих. |
Именно эта группа нервных клеток заставляет нас пытаться "прочитать" то, что думают о нас другие люди. Чтобы получить ответ, мы фиксируем их поведение, мимику и движения и стараемся извлечь информацию. Если мы замечаем признаки того, что наблюдатели относятся к нашим словам и действиям критически или скептически, височная борозда "отключает" все связанные с ней области, включая заднюю теменную кору. |
Это приводит к тому, что человек, например, теряет равновесие по дороге к столу экзаменатора или на сцену, или забывает ответы на вопросы, которые прорабатывал ранее… |
У страха глаза велики |
Предположим, нам нужно выступить перед группой людей. Разумеется, мы начинаем искать признаки того, насколько лояльно они к нам относятся. Мы замечаем, что кто-то зевает — следовательно, то, что мы делаем или рассказываем, его не интересует. Кто-то смотрит на нас с саркастической улыбкой, кто-то хмурит брови… Также мы ловим интонации голоса, пытаясь вычислить в них "симптомы" дружелюбия или враждебности. Нам кажется, что все, что делает тот или иной наш зритель или слушатель, относится лично к нам, тогда как на деле у его поведения могут быть совершенно иные причины — какое-то произошедшее ранее неизвестное нам событие; хорошее или плохое самочувствие; усталость или, напротив, избыточная бодрость; мысли, витающие где-то далеко; или просто черты характера, диктующие ему определенный тип поведения. Однако мы трактуем все только в одном ключе и начинаем сбиваться, путаться, говорить и делать "не то"… |
Как заставить мозг работать "правильно" и адекватно реагировать на "наблюдателей"? Для этого необходима в первую очередь тренировка. Пройдите курс аутотренинга, который поможет вам оставаться спокойным в любых ситуациях. |
Также полезно иногда "отключаться" от собеседников или аудитории и слушать только себя. Это уместно там, где от вас не требуется "обратная связь". Сначала "отбарабаньте" ответ на экзаменационный билет, исполните пьесу или выдайте заранее подготовленный монолог, а потом уже изучайте реакцию окружающих. Удачи! |
http://www.yoki.ru/social/kataklizm/28-01-2016/453047-exam-0/ |
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|