Вопрос подлинности Туринской плащаницы
|
|
Новое исследование «Туринской плащаницы» должно было разрешить споры о происхождении и подлинности легендарного артефакта. Однако результаты лишь добавили новых вопросов. «Лента.ру» разбиралась в истории плащаницы и этапах ее изучения.
|
Индия зовет
|
|
Впервые со следами ДНК на таинственной реликвии исследователи столкнулись в 1998 году, когда проверяли пятна крови, обильно пропитавшие ткань. Тогда ученые заявили о наличии железа и белка, однако калия не обнаружили, хотя в крови его содержится в три раза больше, чем железа. По прошествии 17 лет было организовано масштабное исследование этих следов ДНК, а результаты опубликовали в журнале Scientific Reports. Выяснилось, что образцы ДНК принадлежали и людям, и растениям.
|
|
В частности, обнаружили ДНК цикория обыкновенного, европейской ели, хмеля обыкновенного, грецкого ореха, средиземноморского ползучего клевера, плевела и платана, североамериканской робинии ложноакациевой, а также произрастающих на Дальнем Востоке груши грушелистной, китайского граба и ряда других растений. Исследователи особо отмечают, что некоторые из этих видов в средневековой Европе точно не встречались. Тем не менее сделать каких-то выводов касательно вопроса подлинности реликвии, основываясь на расшифровке ДНК растений, ученые не смогли, уточнив, что образцы из Северной Америки наверняка попали на реликвию уже после открытия нового материка европейцами.
|
|
Однако работа с предполагаемыми следами ДНК человека дала плоды: ученые секвенировали митохондриальные ДНК (ДНК, которые передаются от матери к ребенку) и выяснили, что на плащанице оставили след совершенно разные народы — от североафриканских берберов до китайцев.
|
|
Особенно отметили во взятых с плащаницы образцах ДНК митохондриальные гаплотипы, характерные для друзов — народа, проживающего на ограниченной территории в Сирии, Иордании, Ливане и Израиле. Кроме того, сообщается, что старейшие из найденных образцов ДНК характерны исключительно для Индии.
|
|
Это позволяет предположить, что плащаница была привезена в Европу из Индии и никакого отношения к Христу не имеет. В пользу этого говорит и первоначальное наименование плащаницы — sindon, то есть то, что привезено из Индии.
|
|
Упоминается и другая версия — вывезенная из Святой Земли плащаница могла пересечь полмира, прежде чем попала в Италию. Впрочем, доказательств этой теории гораздо меньше, и с Индией она никоим образом не состыковывается. Третья версия: плащаница была соткана в средневековой Европе, а ДНК растений и людей появились на ней благодаря паломникам, стекавшимся со всего мира.
|
Молчание церкви
|
|
Туринская плащаница — одна из главных реликвий христианства. Согласно преданию, именно в этот кусок льняной ткани длиной 4,36 метра и шириной 1,09 метров был завернут Иисус Христос после снятия с креста. Хранится артефакт в церкви Святого Иоанна в Турине. Ткань пропитана пыльцой, и на ней проступают контуры различных растений. Главная же особенность реликвии — два красноватых силуэта человека спереди и сзади. Если присмотреться, как говорят сторонники подлинности артефакта, то можно увидеть следы тернового венца и ран от пыток, которым подвергся отпечатавшийся на плащанице человек.
|
|
Впервые артефакт упоминается в середине XIV века в связи с его тогдашним владельцем — французским рыцарем Жофреем де Шарни. Спустя век плащаница была продана правителям итальянского графства Савойя. Реликвия сопровождала представителей Савойской династии в Шамберли, затем — в Пьемонте, где она пострадала от пожара: в 1532 году ее залило расплавленным серебром. Впоследствии полотно не раз штопали, поддерживая в надлежащем виде. В Турин артефакт перевезли в 1578 году. Вплоть до середины 1980-х годов плащаница принадлежала Савойской династии, а со смертью последнего короля Италии Умберто II перешла в собственность католической церкви.
|
|
История Туринской плащаницы до XIV века достаточно туманна: на протяжении более тысячи лет с момента казни Христа похожие на нее по описанию артефакты упоминались в отдельных источниках. Например, один из них три столетия находился в столице Византийской империи — Константинополе. Многочисленные исследования подвергали сомнению эти легендарные упоминания, а опубликованная в 2009 году критическая статья французского исследователя Эманнуэля Поля не оставила от этих легенд камня на камне.
|
|
Главная проблема для тех, кто верит в подлинность реликвии, — то, что в Новом Завете при описании снятия с креста Иисуса, о ней не упоминается. Все четыре евангелиста говорят о плащанице только при погребении тела Иисуса — и ни слова о ее дальнейшей судьбе.
|
|
Попытки доказательства подлинности реликвии предпринимались с момента ее обретения. Правда, занимались этим в те времена исключительно представители церкви, которым не нравилось, что плащаница находится в руках частных лиц. Поскольку прибыль от демонстрации реликвии ее владельцы делили с местными властями, то те не препятствовали этому «бизнесу», несмотря на протесты церкви.
|
|
Официально о подлинности реликвии Католическая церковь так и не заявила.
|
Наука воцерковлять
|
|
Первые научные исследования артефакта проводились в 1898 году: тогда исследователи выяснили, что изображение на плащанице сделано не красками, а скорее напоминает фотографический негатив. В следующий раз «доступ к телу» ученые получили через 80 лет. Тогда удалось найти «гемоглобин» в пятнах крови на ткани. Дальнейшие изыскания показали, что в предполагаемых пятнах крови есть железистая охра и киноварь, которые в Средние века входили в состав алой краски.
|
|
Искусствоведческий анализ, проведенный в 1970-е, также не добавил очков сторонникам подлинности артефакта: по мнению искусствоведов, изображенный на ткани силуэт отвечает канону изображения Христа, оформившемуся к XIV веку, и никак не совпадает с более ранними. В частности, об этом говорит то, что руки отпечатавшегося на ткани человека сложены на гениталиях, хотя иудеи хоронили умерших со скрещенными на груди руками. Зато именно так изображали святых с XI века. Кроме того, умершим иудеи остригали волосы, что также не соответствует силуэту на плащанице.
|
|
Одна из главных загадок — возраст плащаницы. При определении возраста артефактов ученые обычно используют физико-химический радиоуглеродный метод, основанный на распаде радиоактивного изотопа углерода. У углерода есть три изотопа, самый тяжелый из которых — 14C — радиоактивен, а время его полураспада превышает 5700 лет. При создании артефакта содержание этого изотопа сравнимо с атмосферным, а потом уменьшается в силу радиоактивного распада. Если сравнить содержание 14C с более легким и более стабильным изотопом 12C, то можно определить примерную дату изготовления артефакта.
|
|
Первоначальные исследования плащаницы этим методом показали, что она была создана в период с 1260 по 1390 годы. Фрагменты плащаницы изымались в присутствии ученых, а затем изучались в разных лабораториях несколькими научными коллективами. Церковь и потом давала образцы для исследований, однако их изъятие проводилось уже без свидетелей. Впоследствии ученые критически подошли к выводам своих предшественников, но не смогли их опровергнуть.
|
|
В России дискуссия вокруг плащаницы возобновилась в 2001 году, когда отечественные криминалисты и ученые подвергли сомнению компетентность радиоуглеродного анализа, проведенного в США, Швейцарии и Великобритании. Российский астроном и популяризатор науки Владимир Сурдин опубликовал статью, в которой объяснил, что сенсационные выводы — результат грубейшей математической ошибки, допущенной при составлении уравнения соотношения изотопов углерода.
|
|
«Я стараюсь следить за работами ученых относительно плащаницы. Это интересная задача. Думаю, что с происхождением полотна уже скоро разберутся окончательно, а вот технология нанесения рисунка до сих пор загадка. Пока не удастся воспроизвести нечто подобное, скептиков не удастся убедить. А верующих не удастся и после этого. Но это уже не проблема ученых», — рассказал Владимир Сурдин, к которому «Лента.ру» обратилась за комментарием в свете новых исследований.
|
|
Таким образом, ученым остается ответить на три главных вопроса: когда и где была соткана плащаница и каким образом на нее был нанесен соответствующий рисунок. И если на первый вопрос исследователи пытаются дать ответ с завидной регулярностью, то последняя серьезная работа, посвященная оттиску на ткани, была опубликована четыре года назад.
|
|
http://lenta.ru/articles/2015/10/27/shroudofturin/
|